Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 6
1.1Анализ психолого-педагогических проблем исследуемой проблемы 6
1.2 Особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника 13
1.3 Формы работы дошкольного учебного учреждения с семьей по художественно-эстетическому воспитанию 24
Глава 2. Методика использования искусства натюрморта в образовательно – воспитательной работе с детьми дошкольного возраста 26
2.1. Состояние использования искусства живописного натюрморта в современной практике дошкольных учебных заведений 26
2.2. Методические рекомендации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы 41
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях развития российского об-щества, перестройки всей системы культуры особое значение приобретает гу-манизация и демократизация образования.
Именно гуманизация и демократизация в свою очередь требуют реше-ния проблемы эстетического развития. Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, который предстает во впечатлениях от пред-метов, которые он открывает для себя, в колыбельной песне, каждом отблеске материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше всего нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осозна-вать, что есть предметы, явления красивые, которые привлекают к себе стран-ной энергией, и такие, что не волнуют ее. Все это происходит в дошкольном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с раннего детства может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию спо-собности отличать прекрасное от уродливого и соответственно относиться к ним.
Поэтому одной из главных задач педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.
Обоснование выбора темы. Повышение качества эстетического воспита-ния дошкольников в современных условиях в значительной степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысление историко-педагогического опыта по названной проблеме и дальнейшего использования его отдельных положений в учебных заведениях.
Общечеловеческие ценности и, прекрасное воплощает в себе особенно-сти видения его представителями конкретного этноса и народа. Направлен-ность ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвы-чайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измере-нии целостности, единства прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому отношению дошкольников к окру-жающему миру через изобразительное искусство необходимо разработать комплекс занятий, направленных на воспитание, «уточнение» чувств малень-кого человека, развитие способности различать спектр цветов, звуки, ощуще-ния единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание переда-чи новой информации с умением ее использования, закреплением в практиче-ской деятельности.
Объект исследования – процесс эстетического отношения дошкольни-ков.
Предмет исследования –Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования — определить наиболее эффективные методы и фор-мы эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста средства-ми изобразительной деятельности.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие за-дачи:
1) Изучить основы эстетического отношения дошкольников.
2)Выявить особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника
3)Рассмотеть формы работы дошкольного учебного учреждения с семь-ей по художественно-эстетическому воспитанию.
4)Провести эмпирическое исследование развития эстетического воспита-ния детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию эсте-тического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то процесс формирования эстетического вкуса можно сделать более естествен-ным, эффективным. Предположим, что если разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности, можно получить следующие результаты:
— повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
— обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию дошколь-ников;
-установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспи-тательного процесса;
— повысить эффективность работы воспитателей по формированию у де-тей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
— получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в це-лом.
Методы исследования:
— изучение методической литературы по проблеме исследования;
— наблюдения за деятельностью дошкольников;
— изобразительная деятельность, направленная на эстетическое отноше-ние к окружающему миру.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи рус-ских педагогов Т.С Комаровой, Л.С.Выготского, Д.С. Лихачева и др; о взаи-модействии семьи и образовательной организации в художественно-эстетическом образовании детей, в развитии всесторонне развитой лично-сти(….) ;положения о воспитательном потенциале художественной деятельно-сти (….)
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюд-жетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №….
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке методов работы с родителями дошкольников, основанных на индивидуальном подходе и ориентированных на развитие изобразительного искусства детей, которые могут быть использованы в практической работе ДОУ.
Структура работы: дипломная работа включает введение, указывающее на актуальность проблемы, гипотезу, цель, задачи, предмет, предмет и основу исследования, две главы основной части (первая из которых носит теоретиче-ский характер.
На основании исследования вторая глава носит практический характер и включает в себя описание методологической базы, описание и анализ резуль-татов эмпирических исследований), а также формулировку выводов на основе результатов теоретических и практических исследований, а также определить области для дальнейшего обучения.
В работу также включен список литературы из 40 работ российских и зарубежных исследователей, приложения, иллюстрирующие и дополняющие данное исследование.
Заключение:
Следовательно, в процессе курсовой работы нами было выяснено: Эсте-тическое воспитание – педагогическая деятельность, направленная на форми-рование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты. В понятии «эстетическое воспитание» ключевой дефиницией является «эстетическое» – мета категория эстетики, которая анализирует эмо-ционально-ценностное отношение человека к окружающей действительности и ее потенциальные способности к творчеству. Кроме того, «эстетическое» определяется как важнейший элемент общей культуры человека, а также как одна из функций искусства, что потенциально формирует творческую лич-ность, которая самореализуется в процессе социализации.
В педагогической литературе «эстетическое воспитание» в узком смысле рассматривается как социально определенная целенаправленная подготовка человека к эстетическому восприятию искусства. В более широком смысле – это социально и культурно обусловлена часть процесса социализации, кото-рая формирует у человека эмоционально-ценностное отношение к действи-тельности, направленная на активизацию сущностных сил человека, развива-ют ее способности к художественному творчеству, к полноценного качествен-ного преобразования социо-культурного пространства, субъектом которого она является.
Важной проблемой современной школы является формирование позна-вательной активности ученика и учителя. Творчество учителей начальных классов особая: она зажигает в детском сердце огонек любознательности, вы-зывает удивление окружающим миром, интерес к обучению, делает его внут-реннее постоянно действующим.
В народе говорят: счастливый человек, который имеет ясный и острый ум; вдвойне везет тому, кто еще и душу добрую, сердце чуткое. Его сущность, как подсолнух к солнцу, всегда возвращается к человеческой боли, добра, по-рядочности. И втройне благославен тот, у кого ум проницательный и сердце человеческое.
Только непосредственное вовлечение учащихся в познавательный про-цесс, требует применения самостоятельных усилий ума, воли, чувств, обеспе-чивает приобретение каждым учеником познавательной активности.
Особое место у детей, занимают познавательные способности, для кото-рых характерно собственная высокая общая мыслительная активность, склон-ность к умственного напряжения необычная по степени выраженности, умение легко оперировать логическими операциями — систематизацией, классификаци-ей, обобщением, творческие проявления в выполнении различных задач, стремление успеха. Такой повышенный интерес к умственной нагрузке, уси-ленная потребность в познавательной деятельности ребенка рассматриваются большинством специалистов как общий фактор и условие развития высокого уровня познавательных способностей. Существенным при этом является роль и место психолого-педагогических, прежде всего, эстетических условий и раз-вития творчески игрового потенциала ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
1.1Анализ психолого-педагогических проблем исследуемой пробле-мы
Обратимся к определению эстетического воспитания, в «Педагогической энциклопедии» (1968) оно трактуется как «целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетиче-скому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства».
В «Кратком терминологическом словаре. Пластические искусства »(1995) эстетическое воспитание определяется как« целенаправленное форми-рование в обществе, особенно у детей и молодежи, художественного творче-ского отношения к миру, развитие чувств, фантазии, способности, как воспри-нимать красоту, так и творить ее » [12].
Среди российских педагогов, которые занимались проблемой эстетиче-ского воспитания, можно выделить. А. Сухомлинского. В своих теоретических работах и в профессиональной педагогической деятельности он уделял самое пристальное внимание эстетическому воспитанию детей. Так, например, в кни-ге «Павлишская средняя школа» (1979) он писал, что эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой куль-туры, с культурными ценностями человечества. Важнейшая задача эстетиче-ского воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сер-дечность и на основе этого утверждать прекрасное в себе. В другой своей кни-ге «Рождение гражданина» (1971) он отмечал, что эстетическое воспитание начинается с культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, пережива-ний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к само-му себе зависит от культуры ощущений и восприятий.
Другой российский педагог, В. А. Сластенин, в учебниках по педагогике посвящал целые разделы эстетическому воспитанию. Подчеркивая важность эстетического воспитания человека, он акцентировал свое внимание на фор-мировании эстетической культуры, определяя ее как процесс целенаправлен-ного развития способности личности к полноценному восприятию и правиль-ному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
По мнению профессора Б. Т. Лихачева, эстетическое воспитание — это це-ленаправленный процесс формирования творчески активной личности, спо-собной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, коми-ческое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты [4,c.344].
А. Ф. Ахматов полагал, что главная задача эстетического воспитания — научить учащихся чувствовать, понимать и создавать прекрасное, как в жиз-ни, человеческих отношениях, так и в искусстве.
В. И.Андреев выделяет Красоту, Прекрасное рядом с такими ценностя-ми, как Человек, Труд, Мир, Добро, Совесть, Истина. Формирование всех этих ценностей происходит благодаря эстетическому воспитанию, но, к сожа-лению, в современных школах его возможности используются не в полной мере. А ведь именно через эстетическое воспитание у детей развиваются эсте-тические чувства, вкусы, идеалы, необходимые для их социализации и форми-рования лучших качеств личности. В процессе эстетического воспитания сформирован у детей эстетический вкус помогает определять эстетическую ценность явлений, отличать прекрасное, от безобразного. Как известно, эсте-тический вкус не врожденная способность людей, он развивается эстетическим окружением человека, эстетическим воспитанием, культурной средой. Боль-шое влияние на него оказывает восприятие произведений искусства и художе-ственное творчество. Эстетический вкус выступает как важная особенность че-ловеческой личности, что характеризует, насколько глубоко и всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства [7].
В. А. Сухомлинский в своей книге «Павлишская средняя школа» (1979) подчеркивал, что «эстетическое воспитание неразрывно связано с формирова-нием идейного облика личности, эстетического и нравственного идеала ребен-ка, подростка, юноши и девушки» [20].
Формирование художественно-эстетической культуры, творческих спо-собностей личности, воспитание эстетических вкусов, чувств, потребностей приобретает особую значимость именно в дошкольном возрасте, поскольку знания, умения и навыки, полученные в раннем детстве, значительным обра-зом влияют на дальнейшее развитие ребенка.
Особое внимание акцентируется на необходимости организации целена-правленного ознакомления детей с различными видами искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.
У ребенка природой заложено склонность это все воспринять. В ребен-ке заложены все основные черты эстетических способностей: непосредствен-ность, эмоциональность, выразительность, открытость для мира, кокетство, игра. Непосредственное проявление в ребенке его внутренней жизни является полнотой эстетического самовыражения.
Путь радости, творческого мышления, который задан, не порождает способности видеть, а наоборот – приводит к отупению зрения, мышления и такое другое. Это самая большая опасность. Надо отходить от схем, которые навязываются взрослыми и в цвете, и в форме, в умении радостно, как худож-ник, воспринимать окружающий мир. Этому учить не просто. Необходимо сначала учить воспитателей». Многое зависит от грамотного, на научной ос-нове подобранного содержания изобразительной деятельности для развива-ющего общения с ребенком [9,c.206].
Повышение качества эстетического воспитания дошкольников в совре-менных условиях в значительной степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысление историко-педагогического опыта по названной проблемы и дальнейшего использования его отдельных положений в учебных заведениях.
Образование в контексте культуры (во взаимосвязи с культурой как яв-ление и феномен культуры) предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию своего содержания, освоение гуманистических технологий образования и вос-питания, создание в дошкольных образовательных учрежденьях благоприят-ного креативно-развивающей среды для развития личности, способной к творческой самореализации. У ребенка природой заложено склонность это все воспринять. В ребенке заложены все основные черты эстетических способно-стей: непосредственность, эмоциональность, выразительность, открытость для мира, кокетство, игра. Непосредственное проявление в ребенке его внутренней жизни является полнотой эстетического самовыражения [33].
В детстве эстетическая способность сосуществует с эстетической потреб-ностью, а специальное формирование эстетической потребности, духовная нужда в эстетических переживаниях неотъемлемые от формирования способ-ности к эстетической деятельности. Такая «эстетическая встреча» способностей с потребностями создает предпосылку для развития творчества и формирова-ния художественно-эстетического вкуса ребенка [40,c.178].
У детей рано складывается своя «картина мира». Она не является со-вершенной, но является целостной. Эту целостность надо сохранить. Путь к этому мы видим в развитие художественно-образного ассоциативного мыш-ления и умение видеть окружающую жизнь глазами художника. Необходимо развивать умение видеть реальную жизнь. «Елочка, березка, небо и земля мо-гут быть разного цвета и различной формы, это означает, что не следует да-вать схему, которую ребенок будет повторять всю жизнь.
Очень важной является работа с родителями, ведь если в семье не обра-щается внимание на прекрасное, не ценится искусство, то и ребенок будет ли-шен возможности приобрести эстетический вкус во всех смыслах этого выра-жения. Родители являются первооткрывателями детской души, первыми людьми, которые вкладывают в ребенка знания об окружающем мире и то, как они это делают, влияет на дальнейшее развитие малыша. Важно все и даже оформление помещения, в котором растет младенец.
Цели художественного-воспитания [15]:
-Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
-Способность школьников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
-Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
-Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрас-ного.
-Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
-Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении со-поставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
-Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.
Задачи эстетического воспитания:
Рассуждая об эстетическом воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:
-Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
-Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
-Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способ-ностей и навыков.
Средства художественно-эстетического воспитания:
-Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация, вышивание).
-Драматургия (театральные постановки).
-Литература.
-Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, жур-налы).
-Музыка.
-Природа.
Важнейшие методы эстетического воспитания и развития школьников:
-Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
-Посещение образовательных учреждений.
-Посещение тематических выставок, экскурсий.
-Личный пример.
Правильное эстетическое воспитание школьников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:
Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, пра-вил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требо-ванием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдер-жанную композицию одежды и аксессуаров [27,c.145].
Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность ви-деть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искус-ства и т.д.
Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные бесе-ды на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представ-ления о субординации и дистанции в общении.
Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем ми-ре, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве ис-точника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к под-готовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже вопло-тить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки.
Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с дру-гими детьми.
Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат бу-дет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно [11].
Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.
Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.
Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чте-ние. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребен-ка и выводит его культуру речи на новый уровень.
Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использованию речи для выражения своих эмоций и потребностей.
Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом сле-дующих закономерностей [19,c.238]:
Предоставление ребенку максимальной самостоятельности.
Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы полу-чить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоцио-нальную составляющую.
А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребен-ка расслабиться и раскрепоститься. Очень важную роль в творческом процес-се играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забы-вать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств ху-дожественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо осве-щенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психо-логический комфорт на занятии [38].
По нашему мнению, необходимо обращать внимание на красоту можно раньше и не только воспитатели должны заботиться об этом. Известно, что ребенок не будет воспринимать серьезно то, чего не видит дома, так как роди-тели являются для нее самыми главными авторитетами. Сотрудничество дет-ского сада с семьей, является залогом того, что ребенок будет развиваться в гармонии, у него будут формироваться устойчивые эстетические взгляды и в дальнейшем художественно-эстетический вкус.