Курсовая с практикой на тему Эпитет как стилистический прием в стихотворении Лермонтова «Совет»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Эпитет как один из элементов творчества М. Ю. Лермонтова 4
1.1. Место эпитета в системе тропов 4
1.2. Классификация эпитетов 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Особенности эпитетов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Совет» 16
2.1. Особенности поэтического языка М. Ю. Лермонтова 16
2.2. Общая характеристика стихотворения 23
2.3. Эпитеты в стихотворении «Совет» 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 31
Введение:
Данная работа призвана познакомить любого интересующегося с развитием русской поэзии с точки зрения применения в ней эпитетов. Мы часто используем этот поэтический прием в повседневном общении, не понимая, что это выражения, представляющие собой поэтические тропы. Они также появляются в выступлениях политиков, в СМИ и в рекламе. Но особенно широко эпитеты распространены в стихотворных произведениях.
В нашем исследовании мы опирались на новейшие российские литературоведческие исследования (Н. К. Михальская, Н. В. Бабенко), на теоретические трактаты американских авторов (Р. Лакофф).
Мы провели анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «совет», представителя русского поэтического романтизма. Обращение к данному стихотворению, в большей степени, обусловлено его малой известностью и тем, что оно отражает особенности романтического взгляда автора на реальность. Более того, в строчках данного произведения встречается большое количество эпитетов.
Цель данной работы – проанализировать особенности употребления эпитетов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Совет». В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть эпитет как стилистический прием,
2. Выявить особенности поэтического языка М. Ю. Лермонтова.
3. Проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Совет» с точки зрения его содержания,
4. Подвергнуть анализу типы эпитетов в стих
Объект работы – эпитет как стилистический прием. Предмет работы – выраженность эпитетов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Совет».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Эпитет — это риторическая фигура, широко используемая в литературе и повседневном языке. Эпитет — это, по сути, стилистическое средство, которое подчеркивает характеристику, определенную черту или чувства лирического героя и делает его уникальным и узнаваемым.
Эпитет (от гр. epítheton» дополнение») — это существительное, прилагательное или словосочетание, которое добавляется к существительному, к которому оно может быть связано с разной степенью необходимости. В текстах риторики упоминается как фигура подчиняющего накопления с функциями определенного, вспомогательного или экзорнативного типа.
Эпитет в стихотворении М. Ю. Лермонтова может иметь определенную (или ограничительную) или вспомогательную (или описательную) функцию. с определяющей функцией обычно следует за именем, где введенные определения служат для исключения других возможных разновидностей референтов.
Для того, чтобы дать характеристику эпитетам в стихотворении «Совет» была проведена поэтапная работа. На первом этапе был сделан вывод о том, что данное стихотворение посвящено современникам поэта и молодому поколению. Лирический герой учит не только оценивать собственные чувства, но и не концентрироваться на нем в полной мере.
Все, выделенные нами на основе построчного анализа эпитеты, направлены на передачу чувств и их описание. Это приводит к тому, что столь яркая образная характеристика доходит до адресата и раскрывает весь комплекс чувств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Эпитет как один из элементов творчества М. Ю. Лермонтова
1.1. Место эпитета в системе тропов
На первый взгляд эпитет представляет собой образное выражение на основе двух и более выражений, но на самом деле он точнее и лаконичнее говорит о действительности, так как открывает новые смыслы и возможности их выражения.
В «Поэтическом словаре» эпитет определяется как «определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения» . В одних случаях это может быть замена выражения его синонимом, в других — «концентрированное сравнение». Передавая смысл через образное наименование, концепт становится более доступным для читателя или зрителя. В то же время такое выражение кажется новым и совершенно показательным. Если бы человек не осознавал значения и функции слов, то он не смог бы создать новые эпитеты.
Эпитет работает как принцип соединения двух или более ранее не связанных между собой элементов. Если бы мы не знали точного или приблизительного значения слов, мы не смогли бы мыслить переносными значениями, которые заключены в эпитетах и выступают единицами нового значения.
Эпитет существует как средство понимания в обычных бытовых ситуациях. Он служит для уточнения некоторых понятий, подобных мифу. Однако многие люди совершенно не осознают, что используют в своей речи условную метафору или метонимию. Оба эти явления не являются исключительно предметом поэтического и художественного выражения. Это важный способ человеческого общения в целом. Эпитет как форма коммуникации используется, например, в публичных выступлениях, в языке средств массовой информации, рекламы и т. д.
Древние философы и поэты уже использовали в своем языке множество эпитетов (например, Гераклит Эфесский). Термин «эпитет» (греч. ерitheon — «наложенный, приложенный») впервые упоминается в трудах античных мыслителей, в частности, Аристотеля и Квинтилиана. Аристотель советует образовывать эпитеты, так же, как и метафоры, от слов прекрасных по звучанию, или значению, или для зрительного или другого восприятия .
В философии и в риторике большое количество способов определения сути эпитета. В Словаре литературных терминов мы можем найти следующее определение эпитетов: «Определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость. Слово, выражение, которым называют, характеризуют кого-, что-л. Афимья была гроза девичьих: колотовка, змея подколодная, ехидна, — вот эпитеты, которые давал ей тогда всякий крепостной, всякий дворовый человек.
Борис Викторович Томашевский подчеркивает: «В этом случае предмет или явление, отмеченное прямым, основным значением, не имеет отношения к переносимому значению, но некоторая часть второстепенных признаков может быть перенесена на то, что выражает троп. Другими словами: объект, маркируемый прямым значением слова, как-то косвенно тождественен объекту переносимого значения».
В поэзии эпитет обычно передает чувства говорящего или отношение говорящего к предмету речи. Это формальные средства выражения, выраженные с помощью прилагательных. Эпитеты можно разделить на две основные группы: 1. epithet constans (например, быстроногий Ахиллес) – подчеркивающий какой-то постоянный симптом или 2. epiteton ornans (например, свинцовые мысли) – обозначающий какую-то необычную характеристику. Именно второй из них часто приобретает в поэзии метафорическое значение и является формальным выразительным средством, используемым для его выражения. Иржи Павелка в своей книге «Анатомия метафоры» выделяет несколько типов метафорических эпитетов .
Можно, конечно, согласиться с утверждением, что эпитет часто используется для выражения эмоциональных состояний как в поэзии, так и в быту. С точки зрения лингвистических средств метафора также может быть выражена через глагольные формы (например, луч остыл).
Неодушевленные предметы, растения или животные действуют, говорят и приобретают характеристики, типичные для живых существ. Эпитет использует язык, чтобы сообщить нам, что эти вещи могут думать, чувствовать или даже говорить.
Поэзия включает в себя гораздо более сложную систему внутренних отношений, которая очень чувствительна к любому вмешательству извне. Роман Якобсон утверждает: «(…) поэзия не может быть сведена ни к метафорам, ни к строфам, ни к какой-либо другой ее многогранной художественно-действенной стороне. Процессы , происходящие при создании стихотворения, настолько сложны, что их нельзя ограничить и наблюдать только с одной ограниченной точки зрения.
Рациональный подход к действительности предполагает и в то же время ведет к стремлению действовать объективно. Вести себя иррационально — значит принимать решения под влиянием внезапных эмоций и субъективного восприятия мира. Эпитет позволяет объединить эти два подхода в один.
Давно известно, что мышление происходит в пределах выразительных возможностей языка. Наша повседневная деятельность представляет собой набор определенных систематизированных процедур и шаблонов, которые мы стереотипно выполняем (в отличие от ритуала). В художественной литературе мы сталкиваемся с различными вербальными приемами, использование которых приводит к передаче, в переносном смысле, значения.