Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Эмпатия как психологический феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмпатии 5
1.1. Феномен эмпатии в психологии 5
1.2. Виды и функции эмпатии 11
Глава 2. Экспериментальное исследование способности к эмпатии у студентов-психологов 17
2.1 Описание методики и результатов исследования 17
2.2. Выводы и рекомендации по результатам исследования 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 37

 

 

  

Введение:

 

Моральный кризис современного общества не может не вызывать бес-покойства. Современная социальная реальность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, улучшению благосостояния российского обще-ства, его моральной реабилитации.
В связи с этим высокая общественная потребность в таких специали-стах, которые не только обладают ключевыми квалификациями, но и обла-дают моральными качествами.
Психологические свойства эмпатии являются важным механизмом со-циализации человека.
Эмпатия – это одна из главных составляющих внутри социальных эмоций — это «ядерная» форма личности, играющая решающую роль в жиз-ни человека.
В нем развивается симпатия, формируется утонченное и нравственное качество, в котором личная жизнь превращается в полноценную личность, учится и активно воссоздает социальный опыт.
Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отка-за от старых ценностей и нового одобрения, в том числе в вопросах, касаю-щихся развития эмоциональной сонастроенности, ориентации на другого че-ловека, готовности взаимодействовать с ним.
Научные основы разработки проблемы отношений, развития личности в целом и эмпатии в частности заложены в фундаментальных исследованиях психологов Л. С. Выготского, В. Н. Максимом, М. И. Лисиной, Н. Н. Обоза-вам, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Л. И. Божович и распространен в разных контекстах другими исследователями.
Особо важным среди социальных эмоций является изучение роли эм-патии как продукта взаимного обучения, взаимопонимания как психоэмоци-ональных характеристик человека, позитивно оптимизирующих межлич-ностные отношения.
В этом исследовании мы остановимся на изучении эмпатии, как психо-логического феномена.
Цель: описание эмпатии как психологического феномена.
Объект исследования: эмоциональная сфера человека.
Предмет исследования: психологический феномен эмпатии.
Задачи:
— проанализировать имеющуюся научную литературу по теоретическим аспектам проблемы эмпатии;
— изучить виды и функции эмпатии;
— провести эмпирическое исследование.
Практическая значимость работы в том, что изучение эмпатии всегда важно для психологии. Особенно важной является проблема изучения и раз-вития эмпатии в профессиональном развитии студенческого человека.
Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к чело-веку особые требования: умение быть искренним, понимать эмоциональное состояние человека, правильно отражать и передавать пережитые в данный момент чувства.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ синтез, экс-перимент.
Метод обработки данных: качественный, количественный.
Гипотеза: без практического овладения эмоциональными особенностя-ми, такими как эмпатия, невозможно добиться эффективности в в становле-нии личности..
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев феномен эмпатии в различных его проявлениях, отметим, что в психологической науке изучение эмпатии представляет собой сложный многоуровневый процесс, включающий эмоциональную, когнитивную и ин-туитивную сферы личности.
В данной работе мы проанализировали и суммировали уровни разви-тия эмпатии и ориентации отдельных студентов-психологов в количестве 25 человек, разного образования, возраста и пола.
Методология использованных исследований подтвердила их потенциал и способность такого подхода выявлять эмпатических людей.
В результате теоретического исследования изучаемой проблемы как многомерного состояния личности в целом подтверждается актуальность проблемы и необходимость исследования таких понятий, как эмпатия.
Эмпатия в иерархии чувств — высший уровень отношений, а структура эмоций — важнейшая реакция. Исследование позволило понять значимость того или иного параметра в структуре эмпатии (каналы эмпатии) и его пси-хологических коррелятах.
Выявлены путем эмпирического исследования взаимосвязи: уровень эмпатии и гуманистическая ориентация показали косвенную зависимость как следствие недостаточной подготовки учащихся в общекультурных терминах. Это исследование подчеркивает необходимость переориентации структуры образования с интеллектуального на гуманистическое.
Рекомендуется система систематического опроса психологов для опре-деления уровня эмпатии и ориентации личности.
Для эмпатического общения характерно-осуждающее принятие друг друга — только после этого наступает психологическая совместимость.
Однако эмпатическая проницательность — редкое явление среди людей, что подтверждается исследованиями: «Во многих исследованиях (Г.В. Дья-конов, Ю.Н. Здесь, А.П. Кемпинский, В.Н. Куницын, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.)
Отмечено, в процессе своего развития люди становятся более настроен-ными на то, чтобы действовать в этом отношении все меньше и меньше вни-мания на то, что чувствует другой человек. Он обращал внимание главным образом на свое поведение.
Другими словами, межличностный контакт играет большую роль мас-ки, а не фактическое эмоциональное состояние «(А. А. Томов).
Решением в этой ситуации стало бы воспитание такого гармонично развитого человека, когда эмпатическое проникновение другого человека станет естественным результатом развития личности.
Наука собрала много эмпирических данных, проводя различные тесты на проявление эмпатии.
Этот тезис способствует этой области научных знаний. Но необходимы дальнейшие исследования для более глубокого количественного и качествен-ного анализа этого явления.
Цель исследования достигнута путем решения следующих задач:
— проанализирована имеющаяся научная литература по теоретическим аспектам проблемы эмпатии;
— изучены виды и функции эмпатии;
— проведено эмпирическое исследование.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования до-стигнута.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмпатии
1.1. Феномен эмпатии в психологии
Слово эмпатия происходит от греческого «эмпатос», что означает «эм-патия, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века бла-годаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50 лет этот срок стал ши-роко распространенным. Обширная литература отражает исследование эм-патии специалистами в разных областях психологической науки: психологии личности, детской, социальной, клинической психологии. На сегодняшний день эти задачи разрабатываются в основном для решения практических за-дач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, совершенствования методик психотерапии. Большинство российских психологов не противостоять эмпа-тии, поскольку эмоция — это интеллектуальное знание.
Эмпатия рассматривается как процесс, в котором ментальные и эмоци-ональные стороны находятся в неразрывном единстве (А. А. Томес, А. Г. Ковалев, Р. Г. Селиванова, А. П. Сопиков, Л. П. Стрелкова). Эксперты, изу-чающие эмпатию, предоставляют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатического взаимодействия (Л. Н. Дразан, Н. М. Саржвеладзе).
Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические пере-живания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (В. А. Петровский, В. В. Спалинский, П. В. Симонов, П. М. Ершов). В исследова-ниях, исследующих помогающее поведение и эмпатию, проявляется заинте-ресованность, которая может быть эффективной эмпатией, для которой ха-рактерна активная помощь другого человека или группы (Г. Н. Транспортс, С. А. Тарновский). Н. Н. Картс определяет эмпатию как реакцию одного че-ловека на опыт другого и считает, что без эмпатии, без оказания взаимной поддержки не только коллективное, но и индивидуальное существование [1].
Автор выделяет три формы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и эффективную. Эти формы эмпатии были составными компонентами иерархи-ческой структурно-динамической модели эмпатии, которая включает в себя объект (источник) и субъект эмпатии.
Далее автор описывает три компонента, соответствующие формам эм-патии.
1) Когнитивный компонент — простейшая форма эмпатии в понимании другого состояния без изменения его состояния.
2) Эмоциональный компонент не только понимания состояния другого, но и эмпатии и сочувствия, а в основе эмпатии лежит необходимость их соб-ственного благополучия, а сострадания — необходимость благополучия дру-гих.
3) Эффективный компонент — высшая форма и финальная фаза эмпати-ческого акта. Это выражается в действии, активной поддержке личности партнера по общению.
Этот компонент представляет собой сложное явление психофизиологи-ческой и социально-психологической деятельности человека [1].Форма эмпа-тии зависит от типа межличностных отношений: при наличии привлекатель-ности другого человека можно ожидать большего количества эмпатии во всех ее формах. Таким образом, эмпатия может быть избирательной, когда ответ происходит в опыте не любого другого человека, а только значитель-ный (например, друг, супруг).

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы