Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Эмотивы в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭМОТИВЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ 5
1.1. Эмотивные смыслы лексики эмотивного текста 5
1.2.Характеристика романа Л. Толстова «Анна Каренина» 7
2.ОТРАЖЕНИЕ ЭМОТИВОВ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» 12
2.1.Художественная функция эмоции в романе Л. Толстого «Анна Каренина» 12
2.2.Особенности отражения эмотивов в романе «Анна Каренина» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

  

Введение:

 

Современный этап развития лингвистической мысли характеризуется высоким интересом ученых к той проблематике, которая связана с изучением текста, как объекта исследования.
Создание лингвистической теории вызвало к жизни подходы к исследованию текстовых явлений, один из которых – филологический, который сочетает лингвистический анализ с литературоведческим.
Эмоциональность пронизывает речевую деятельность человека, закрепляется в семантике слов, как определители его разных эмоциональных состояний. Поэтому при изучении языка текста кроме логико-предметной семантики, которая отражает какое-то понятие человеческого мышления, учитывать важно и эмотивную. Эмотивную семантику слова в общем виде определить можно как опосредованное языком отношение человека к окружающему миру.
Феномен Льва Толстого – предмет постоянного научного изучения в точении больше 100 лет. Его творчество стало объектом глубокого анализа и пристального внимания не одного поколения литературоведов. Среди них можно назвать работы А. М. Буланова, Э. Г. Бабаева, Л. Я. Гинзбург, Г. Я. Галаган, В. Днепрова, М. С. Громеки, О. В. Сливицкой, Г. Б. Курляндской, И. Б. Эйхенбаума, В. Чуприной и др. Ученых привлекают проблемы художественных, эстетических, философских взглядов писателя.
По-новому взглянуть на творчество великого писателя во многом помогает анализ соотношения рационального и эмоционального начал в личности героев, который в себя включает не только инструментарий литературоведческого исследования, но и учитывает аспекты психической жизни личности, а также мировоззренческую позицию автора, которая в некоторых моментах сформирована христианской антропологией, которая в себя включает и святоотеческую традицию.
Теоретико-методологическая база курсовой работы включает концепции, которые представлены трудами Ю. В. Доманского, С. С. Аверинцева, Э. Кассирера, М. Евзлина, Д.М. Магомедовой, А. Ф. Лосева, В. А. Маркова, Т. Г. Мальчуковой, З. Г. Минц, Е.М. Мелетинского, Г. Надя, В. Н. Топорова, И. С. Приходько, М. Элиаде и др.
Объект курсовой работы – роман Л. Толстого «Анна Каренина».
Предмет курсовой работы – особенности отражения эмотивов в романе Л. Толстого «Анна Каренина».
Цель курсовой работы – изучить эмотивы в романе Л. Толстого «Анна Каренина».
Задачи курсовой работы:
– изучить эмотивные смыслы лексики эмотивного текста,
– дать характеристику романа Л. Толстова «Анна Каренина»,
– выявить художественную функцию эмоции в романе Л. Толстого «Анна Каренина»,
– определить особенности отражения эмотивов в романе «Анна Каренина».
Методология курсовой работы находится в рамках историко-функционального и историко-типологического подходов, которые дают возможность изучать и рассматривать роман в «большом времени».
Анализ межтекстовых связей и конкретных текстов опирается на интертекстуальный и структурно-семиотический методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Концепция личности Л. Н. Толстого, сформированная к 1870-м годам, включала в себя понятие, которое можно определить как «категорический императив». «Категорический императив», по Толстому, предопределил систему его жизненных ценностей и нравственно-философское содержание последующего творчества писателя, в т. ч. оказал влияние на роман «Анна Каренина». Суть «императива» — в стремлении «жить не для себя, а для других, ш-Божьи».
Таким образом, отличительной чертой «диалектики души» и психологического анализа в романе «Анна Каренина» становится постоянное присутствие в анализе каждого поступка и чувства «стрелки компаса», указывающей «надлежащее направление». Поиск регулятора поведения человека, оценки его поступков Толстой ищет в понимании соотношения рационального и эмоционального. «Сердце», таким образом, становится регулятором поведения человека, критерием оценки его поступков, нравственным ориентиром и определяет систему этических ценностей.
Л. Н. Толстой показывает очевидное различие законов внутренней жизни и правил внешнего существования человека. Именно внутренняя и внешняя направленность разводит понятия нравственности и морали. Мораль — это некий свод правил, созданных обществом для регуляции взаимоотношений между членами этого общества, регламентированный и формализованный. Мораль, безусловно, систематизирует, рационализируя тем самым знание о поступке. Нравственность — это внутренние законы, «стержень», основа личности, базирующаяся на совести и регулируемая религией. Нравственность — это то, что неразрывно сопряжено с понятием «духовность». Так категория морали рассматривает долг, честь, религиозность, стыд и т. д. В этом рационалистическая направленность морали. Составляющими нравственности являются совесть, вера, сострадание, вина, смирение, покаяние, прощение и любовь, что имеет «сердечную» мотивацию данного понятия. Причем ценностные критерии самого Толстого определяются преобладанием той или иной доминанты в мотиве, чувственной или рациональной. Толстой отдает предпочтение нравственной категории и «сердечной» мотивации.
Любовь-страсть разрушает личность, даже если изначально личность обладает внутренним единством, цельностью (таковой она является, только если «сцеплена» нравственными законами). Любовь-страсть разрушает «психическое Я» героя и приводит его к гибели. Пограничная ситуация между жизнью и смертью ставит героев перед нравственной дилеммой: пойти по пути жертвенной любви, не желая ничего для себя, заботясь о счастье других, или обратиться к разрушительной любви-страсти.
Толстой дает возможность герою сделать свой выбор, но показывает, что второй путь неизбежно ведет к гибели. В этом заключается ведущая роль живого нравственного начала в концепции личности писателя. Толстой противопоставляет эгоистичную любовь, любовь для себя и любовь-самопожертвование, заботу, дарение.
Эмоциональная составляющая личности основана на нравственном законе, в котором любовь-сострадание обладает созидательной силой, а любовь эгоистичная, любовь-страсть разрушает внутреннюю структуру личности, потому что вмешивается в сферу чувственного. Такая любовь-страсть разрушает внутренний стержень личности — совесть. Руководствование христианской моралью дает возможность личности жить в ладу со своей совестью.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.ЭМОТИВЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
1.1. Эмотивные смыслы лексики эмотивного текста

Основная сложность изучения языка эмоций объясняется уникальностью и сложностью объекта изучения. Отображаются эмоции в семантике текста, предложения и слова. Эмотивные смыслы – смыслы, которые несут информацию об эмоциях человека. Эмотивные смыслы подвижны, гибки и вариативно отражаются в лексической семантике. Существуют коннотативно-эмотивные, дифференциально-эмотивные, категориально-эмотивные смыслы.
Сема эмотивности, выступая в качестве категориально-лексической семы, играет роль идентифицирующего предиката и представляет собой обычно аналитическое сочетание, которое построено по модели «понятие о чувстве + название конкретного чувства», к примеру: чувство страха, боязнь, любить, опасение; чувствовать к кому-, чему-либо привязанность, быть кому, чему-либо преданным, испытывать чувство симпатии, расположения к кому-либо.
Сема эмотивности сливается обычно в единое целое с похожими семами, в итоге чего эмоции в языке передаются чаще не как отвлеченные сущности, а как проявления объективной действительности: как отношение, состояние и др. К примеру, весело, о радостном настроении, наличии веселья, чувстве веселья, которое испытывается кем-либо; повеселеть / веселеть, становиться более веселым; веселить/развеселить, доставлять радовать, удовольствие // вызывать веселье веселиться, весело проводить время, предаваться веселью, развлекаться; полный веселья, веселый, жизнерадостный// выражающий веселье; весельчак, тот, кто любит повеселиться, имеет веселый нрав, веселье, радостное оживление, беззаботно-радостное настроение.
Дифференциально-эмотивные смыслы подаются грамматическими формами, к примеру: угождая, увиваться, добиваться чьего-либо расположения; балагурить, заискивая, говорить забавно, весело, пересыпая речь остротами, шутками; топтать, попирать кого-, что-либо, наступать на что — кого-либо, (с презрением); торчать, находиться, присутствовать где-либо (о присутствии нежелательном, неуместном); развлечение, увеселение или зрелище, доставляющее удовольствие.
Как видим, выражаются данные смыслы как предложно-падежными формами прилагательных, существительных, так и деепричастиями, наречиями, они могут быть представлены отдельным предложением, вынесены в скобки.
Основа дифференциально-эмотивной лексики – слова, которые содержат эмотивно-объективные, эмотивно-определительные, эмотивно-субъективные и эмотивно-причинные смыслы.
Эмотивно-определительные дифференциальные смыслы обычно подаются в формах наречия и именных предложно-падежных сочетаний эмотивно-номинативной исходной лексики: злая оценка, злословие, суждение; бранить, порицать резкими, обидными словами, ругать; укорять; выпестовать, с любовью, заботливо вырастить, вынянчить.
Все морфологические знаменательные классы слов в своем составе имеют категориально-эмотивную лексику. На примере эмотивной лексики можно представить одну семантему разными частями речи: храбро, храбры, храбриться, храбрость. Приоритет в отражении эмоций в русском языке принадлежит глаголу (34,1%), за ним следуют существительные (31,2%) и прилагательные (24,7%). Вместе три эти класса слов – 90% категориально-эмотивной лексики.
Обширный класс эмотивной лексики мало изучен даже с системно-языковых позиций – с позиций языковой синтагматики и парадигматики. Еще меньше эта лексика исследована в функциональном аспекте. Особенно важно изучение функционирования эмотивной лексики в условиях речи. Основное средство отображения эмоций в тексте – эмотивная лексика разного рода.
Эмотивная лексика достаточно ситуативна: в разной степени она отражает многокомпонентность ситуации эмоциональной деятельности. Эмоции немыслимы без человека, который их испытывает (позиция субъекта). Обязательно они чем-то обусловлены (позиция объекта — источник чувств, причины), направлены на что-либо (позиция объекта).
Организованы эмоции параметрически: человек испытывает их обязательно в конкретное время (обстоятельства времени), в конкретном месте (обстоятельства места) и в конкретной степени (позиция атрибута).
Таким образом, внутреннее содержание эмотивной лексики – экстралингвистически детерминированные, обязательные линии конкретизации эмоций: обстоятельственная и субъектно-объектная. В речи прослеживается разная по полноте реализации таких потенциальных ориентиров конкретизация.
Если говорить о художественной речи, то чрезвычайно редко в ней встречаются минимально конкретизированные, короткие фразы с эмотивной лексикой: он обеспокоился или страдал. Эмотивные слова чаще всего одновременно обозначают эмоции и характеризуют их в синтагматическом определенном окружении, поэтому фразы с эмотивной лексикой обычно развернуты, распространены.

1.2.Характеристика романа Л. Толстова «Анна Каренина»

Трудно найти другое такое произведение русской литературы, которое с момента создания и по сей день имело такую востребованность и популярность в культуре. Как в России, так и за рубежом. Театральные и музыкальные постановки, многочисленные экранизации – всё это говорит о том, что многим деятелям искусства не даёт покоя идея о поиске верного прочтения этого великого сочинения – это «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого.
В феврале 1870 года у Л.Н. Толстого возникает замысел произведения о духовных исканиях и личной жизни представителей российского дворянства, а импульсом к созданию «Анны Карениной» послужило вдохновение прозой Пушкина.
Роман назван по имени главной героини, чей образ как будто приковывает внимание. Анна красива и образована, но первоначальный замысел Толстого был иным. В ранней редакции роман носил удалое название «Молодец-баба», а центральный персонаж выглядел иначе: имя героини было Татьяна Ставрович, а характер отличался вульгарностью и малодушием.
Работа над произведением была начата в 1873 году, роман печатался частями в журнале «Русский вестник», а в 1878 году творение было опубликовано целиком.
Жанр «Анны Карениной» — роман, направленность которого весьма обширна. Один из главных векторов – философский. Герои размышляют о таких категориях, как жизнь, её смысл, любовь, вера, истина. Примечательно, что в романе взаимодействует мудрость книжная с народной. Именно слова крестьянина помогают Левину ответить на волнующие вопросы.
Не чуждо произведению и определение «социальный». В романе описывается судьба трёх семей, совершенно непохожих друг на друга. Но участники романа не ограничиваются лишь кругом родных и близких: действующим лицом является и целое общество. Мнение окружающих не в последнюю очередь определяет то или иное действие персонажей.
Открывается роман известными словами о доме Облонских: там ждут Гостью – Анну Каренину, сестру Стивы Облонского, главы семейства. Преданная мужем Долли желает сохранить семью и надеется на помощь золовки. Но и для Анны эта поездка становится судьбоносной: на перроне она знакомится с Вронским – её будущим любовником. Молодой граф же приехал с тем, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой. Девушка испытывает чувства к Вронскому и предпочитает его Левину, влюблённому в неё.
Анна вместе с Облонскими и Щербацкими едет на бал, где снова встречает Вронского. Мечты Кити разбиты: она понимает, что не может конкурировать с великолепием и обворожительностью Карениной.
Анна возвращается в Петербург и осознаёт, как ей опостылела её жизнь. Отвратителен муж, не любим ребёнок.
Завязываются романтические отношения между Карениной и Вронским, обманутый супруг возмущён, но на развод не соглашается. Анна принимает решение оставить мужа и сына и уезжает с любовником в Италию. У них рождается дочь, но материнство не приносит героине радости: она чувствует, что Вронский относится к ней холоднее. Это переживание толкает молодую женщину на отчаянный поступок – самоубийство.
Один из центральных персонажей романа – Анна Каренина. Её образ весьма сложный и многогранный (подробнее о нем мы написали в кратком сочинении). Героиня хороша собой, образована, в ней заложен большой потенциал, которому не дано реализоваться. Как жена она не могла создать счастливую семью с бесчувственным Карениным, но и за отношения с Вронским ей приходилось платить большую цену – изгнание из светского общества. Материнство тоже не приносит радости героине: Анна мечтает о другой жизни, завидуя персонажам романов.
Вронский видит в Анне нечто необыкновенное, восхищается ею, но сам же он ничего особенного из себя не представляет. Это сторонник тихого спокойного счастья, соответствующего лучшим английским традициям. Он молод, горяч, пылок, но первые серьезные испытания меняют его характер: Алексей становится таким же невнимательным и безразличным человеком, как умудренный опытом супруг Анны.
Долли в некотором роде стесняется Анны. Дарья Александровна оттеняет Каренину – этот яркий и своенравный персонаж. Она скромна, покорна, жизнь вынуждает Долли терпеть и стойко переносить все испытания, уготованные судьбой: измены мужа, бедность, болезни детей. И ничто изменить ей не дано.
Есть мнение, что роман Пушкина «Евгений Онегин» мог бы называться именем Татьяны, подобная же ситуация сложилась и вокруг «Анны Карениной», где значительное внимание уделяется Левину. Прототипом для этого персонажа является сам Л. Н. Толстой. Многие ситуации, например, сцена предложения руки и сердца, автобиографичные. Константин Левин – вдумчивый, скромный и рассудительный человек. Он стремится познать смысл бытия и найти свое призвание, но истина все время ускользает от него.
Стива Облонский — любвеобильный, непостоянный и суетливый человек, добившийся хорошего места только благодаря удачному замужеству сестры. Он добродушен, весел и словоохотлив, но только в компании. В семье же не уделяет жене и детям должного внимания.
Каренин — чиновник высшего звена, человек чопорный и серьезный. Он редко проявляет чувства, холоден к жене и сыну. В его жизни работа занимает центральное место. Он очень зависим от общественного мнения, ценит видимость, а не суть.
Анна Каренина становится жертвой собственного преступления. Счастье, основанное на разрушении семьи, оказалось невозможным. Её начинает одолевать ревность, мысль, что Вронский охладевает к ней, становится наваждением, сводящим с ума.
Слепое следование за страстью — не есть благоприятный путь для человека. Поиск истины, смысла – вот идеал для Толстого. Воплощением такой идеи представлен Левин, которому удаётся избежать самого тяжелого греха, благодаря открывшейся мудрости.
Далеко не весь литературный мир радушно принял новый роман Толстого. Достоинства «Анны Карениной» подчеркивал в своих отзывал лишь Достоевский. За это сочинение он удостоил писателя звания «бог искусства». Другие же критики, например, Салтыков-Щедрин, называли творение Л.Н салонным великосветским романом. Возникали разночтения и на почве существовавших в то время идеологических течений: славянофилам роман был гораздо ближе, нежели западникам.
Существовали и претензии к тексту. Так А.В. Станкевич обвинял автора в нецелостности композиции и несоответствии жанру романа.
Сегодня «Анна Каренина» занимает особое место в мировой литературе, но споры о структуре произведения, характерах главных героев существуют до сих пор.


2.ОТРАЖЕНИЕ ЭМОТИВОВ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»
2.1.Художественная функция эмоции в романе Л. Толстого «Анна Каренина»

Философско-этические искания Л. Толстого более полно отражены в его творчестве. Нет и в русской литературе более биографичного мыслителя писателя, чем Толстой. Самонаблюдение ему дает основу для исследования человеческого характера, раскрытия его внутренних пружин. Он стремился добраться «до глубинного слоя, который связан с духовностью, объединяющей его с иными людьми».
Л.Н. Толстой свое творчество развивал в сторону персонализма. По Толстому, персонализм – основа личностного подхода к герою, к человеку, признание личности высшей духовной ценностью и первичной реальностью, причем личность –духовный первоэлемент бытия.
Регулятор поведения человека, а также оценку его поступков Толстой ищет в соотношении эмоционального и рационального. Категории морали этика и нравственности – синонимичные термины, уровни единого целого, внутренний и внешний. Данные понятия друг другу близки, но не тождественны. Особенный смысл дифференциация данных понятий получает, когда мы говорим о концепции личности в понимании Л. Толстого.
Смысловая наполненность позволяет о них говорить, как о категориях «сердца» и «ума». Толстой показывает различие законов правил внешней и внутренней жизни человека. Именно внешняя и внутренняя направленность разводит понятия морали и нравственности.
Мораль – свод правил, которые созданы обществом для регулирования взаимоотношений между членами данного общества, формализованный и регламентированный. Мораль систематизирует знание о поступке, тем самым его рационализируя.
Нравственность – внутренние законы личности, которые базируются на совести и регулируются религией.
Следовательно, категория морали рассматривает честь, долг, стыд, религиозность и т. д. В этом рационалистическая направленность морали.
Толстого интересуют те мотивы поступков, которыми руководствуется человек, выявляет, моральная или нравственная мотивация в их основе.
Несоответствие чувств и мыслей, а также их сопряжение с моральными установками общества эмоциональную сферу каждого героя заставляют работать в зависимости от изменений внутренней жизни и внешней ситуации. Толстой внимание обращает на изменения и сдвиги в соотношениях приоритетов в структуре личности, наблюдает за процессом рационализации чувства и как мысль проходит через чувство.
Внутренняя борьба, которая связана с эмоцией стыда, основана на связях личности с обществом. Гл. XXII 2-ой ч. романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстой – процесс проявления фундаментальной эмоции в разговоре Анны с мужем: «Во всем этом разговоре не было ничего особенного, но никогда после без боли стыда Анна не могла вспомнить этой короткой сцены».
Граф Вронский во всем и всегда оставался самим собой, никого не боялся и никогда не оглядывался. Все это входило в кодекс «настоящего человека»: «отдаваться страсти не краснея». Но любовь к Анне его подчинила себе, завладела его сердцем, возможным сделала проявление стыда. Поэтому краска на его лице – недовольство собой, недовольство отступлением от правил. Анна краснеет не от обиды из-за нарушения правил, а от распада собственного Я, сознания обмана и унижения.
Внутренний конфликт героев Л. Толстого в действие приводит механизмы совести. Совесть – способности человека, критически оценивая собственные желания, мысли и поступки, переживать и осознавать собственное несоответствие должному как свое несовершенство. Толстой утверждает, что если личность «через себя пропускает» проступок, испытывает чувство вины, то она является субъектом нравственных высших ценностей. При этом несложно убедиться, что Толстой не разрывает нигде морализирование и изображение. С равной скрупулезностью отражаются и «голос совести», и «голос страсти».
Начиная с гл. XIX ч. 4 повествование проходит под знаком объяснения «ошибки», которую герои допустили у порога смерти Анны. Конечность жизни человека, пережитая каждым, возвысила и Вронского, и Каренина: одного – до узнавания своего сердца, которое способно прощать и любить, второго – до презрения всех «правил», до чувственно — логического, сознательно-бессознательного заключения о бессмысленности жизни.
Вместе с совестью как высшей константой личности, Толстой выделяет связанные с ней понятия: покаяние и раскаяние. Покаяние – исповедание в грехе, признание в проступке, осознание собственной греховности.
Эмоции вновь пришли в столкновение с рассудком. Попытавшись основой поведения сделать рациональные установки, изменив основные мотивировки, Анна сталкивается с непреодолимой силой. И Алексей Александрович, который начал «новую жизнь», столкнулся с непреодолимой силой: «Он чувствовал, что, кроме духовной благой силы, руководившей его душой, была иная, грубая, столь же или еще более властная сила, которая руководила его жизнью». Эта сила располагалась вовне. Неодолимая сила Анны – в ней самой. И эта сила – ее страсть. Можно, признать, что Толстой старался показать губительную власть, и можно ее назвать любовью, не согласившись или согласившись с утверждением, что Толстой в «Анне Карениной» «развенчал самую устойчивую и прочную традицию мировой романистики – поэтизацию любовного чувства».
Автор отражает возможность нравственного перерождения героев романа, которые способны и к покаянию, и к раскаянию.
В творчестве Л. Толстой поднимает вопрос о связи понятий веры и религии: религия герою должна открыть внутреннюю суть –нравственное живое чувство. Особое отношение к религии – форма («ум») веры, а нравственное живое чувство – сама вера, «сердце» веры. Толстой в «Исповеди» утверждает, что «вера – знание смысла человеческой жизни, в результате которого человек себя не унижает, а живет».
Любовь, способность прощать врагов и покаяние – основы нравственности. Прощение – еще одно понятие, на котором основана концепция личности Л. Толстого. Способностью простить, отказаться от возмездия за обиду наделяет он не каждого героя. Примириться сердцем может человек определенного духовного уровня, достигаемый через любовь и к врагам страдание. Любовь – фундаментальное положение в эстетике Толстого. Любовь к врагам, как элемент этического закона о «непротивлении злу насилием», Толстой возводит в основной принцип нравственного регулирования поведения личности. Эта «любовь милосердствует, долго терпит, любовь не завидует, не гордится, не превозносится, не ищет своего, не бесчинствует, не мыслит зла, не раздражается, не радуется неправде, а радуется истине; всему верит, все покрывает, все переносит, всего надеется».
Толстой отражает возможность борьбы в сердце человека жертвенного и эгоистичного начал (милосердие, сострадание). Он противопоставляет любовь-страсть и любовь к Богу. Любовь-страсть личность разрушает, даже если изначально обладает цельностью, внутренним единством. Этой личность является, если скреплена нравственными законами. Любовь-страсть разрушает психическое Я и приводит героя к гибели. Авторская мысль, которая выражена в сложном переплетении ситуаций, сцен, проводя читателя через «лабиринт сцеплений» переживаний, эмоций, ощущений, останавливается перед выводом: причина трагедии Анны – не в любви, а в сердце. Сердце Анны открыто для страстей, которые деформируют его суть – быть открытым для добра. Страсть – для себя; добро — для всех! Сердце было хранителем и носителем нравственного закона и перестало им быть: разум не в силах справиться один.
Страсти и аффекты обладают разрушительной огромной силой, если человек не занят коренными, главными вопросами жизни, как это делают любимые, главные герои Л.Н. Толстого.
Следовательно, мир ценностей Толстого формируется наличием «сердца» в мыслях, действии, поступке героя. Эмоциональная составляющая личности основывается на нравственном законе, где любовь-сострадание имеет созидательную силу, а эгоистичная любовь разрушает внутреннюю структуру героя, т.к. вмешивается в сферу чувственного. Сердце, как утверждает Толстой, открыто должно быть для всех, а не для себя. Любовь-страсть разрушает стержень личности – совесть. Именно совесть – «внутренний главный руководитель в стремлении к совершенствованию на пути правды и истины».
2.2.Особенности отражения эмотивов в романе «Анна Каренина»

Роман «Анна Каренина» создавался в атмосфере споров Толстого с самим собой. Добро и красота в его сознании обозначились как философская антиномия, которая требует определения. Используя разные стилевые стратегии, Толстой отражает два типа познания мира. Чувственное (линия Анны) связано с передачей и выражением ощущений героини. Более очевидно чувство утраты целостности, раздвоения, передают внутренние монологи Анны. Средствами синтаксиса отражаются оттенки ее психического состояния.
Изображение сменяющихся, смутных чувств в сознании Анны выражается при помощи разделительно-перечислительного периода с указательными повторяющимися местоимениями: «…далее все было то же и то же; та же тряска с постукиванием, тот же снег в окно, те же быстрые переходы от парового жара к холоду и опять к жару, то же мелькание тех же лиц в полумраке и те же голоса, и Анна стала читать и понимать читаемое».
Создавая образ Анны, Толстой рисует драматически напряженные ситуации. Художественно значим – синтаксический строй внутренних монологов, «короткие замыкания» внутренней эллиптической речи
Монологи отражают неупорядоченность, фрагментарность, алогичность: «…всем нам хочется вкусного, сладкого. Нет конфет, то грязного мороженого. И Кити так же: не Левин, то Вронский. И она мне завидует. И меня ненавидит. И все мы друг друга ненавидим. Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, Тютькин… Я ему скажу это, когда он приедет, – подумала она и улыбнулась».
Внимание автора сосредоточено на передаче впечатлений героини, на фиксации подсознательных моментов восприятия мира. Предсмертные монологи Анны построены по принципу монтажа ощущений, демонстрируют алогическую последовательность ассоциаций.
Повторение конструкций или слов с контрастным значением в пределах долгого периода Толстой использует для прояснения и уточнения ощущений персонажа: «Анна читала и понимала, но ей было неприятно читать, т.е. следить за жизнью иных людей. Ей самой слишком хотелось жить. Читала ли она, как героиня романа ухаживала за больным, ей хотелось ходить неслышными шагами по комнате больного; читала она о том, как член парламента говорил речь, ей хотелось эту речь говорить; читала она о том, как леди Мери верхом ехала за стаей и дразнила невестку и всех удивляла своей смелостью, ей хотелось делать это самой. Но делать было нечего, и она, перебирая своими руками гладкий ножичек, усиливалась читать».
Стилевая стратегия Толстого такова, что, связывая разнородные величины («ей хотелось жить» – «читала ли она») в художественный единый образ, он при помощи лексических повторов подчеркивает антиномическую сущность каждого явления жизни. Душевные необъяснимые порывы Толстой старается прояснить при помощи антонимов. Они служат для уточнения мысли, ощущения, состояния персонажа, отражая их динамику: «Она (Кити) жаловалась, страдала, и этими страданиями торжествовала, и любила их, и радовалась ими»; «И мгновенно отчаянная ревность Анны перешла в страстную, отчаянную нежность; она его обнимала, покрывала поцелуями его руки, шею, голову». Сопоставительно-противительные конструкции могут иметь характер оксюморона: «Весь ужас метели ей показался теперь еще более прекрасен»; «Этот прекрасный ребенок внушал ему (Левину) лишь чувство жалости и гадливости».
«Сцепление противоречий» как стилеобразующий принцип проявляется как в общей конструкции произведения или в пределах синтаксического сложного целого, так и на уровне отдельного слова или словосочетаний. Толстой антонимы сближает, прорисовывает внутренне противоречивое состояние персонажа: «Вся суета, опоздания, рубашки, разговор с родными, знакомыми, их неудовольствие, его смешное положение – вдруг все исчезло, и ему стало страшно и радостно»; «…То она (Анна) думала о том, как жизнь могла быть еще счастлива, и как она мучительно ненавидит и любит его, и как страшно бьется ее сердце».
Семья Вронского и Анны – основана на страсти, плотской любви, даже животной, как это отражается в черновиках Л.Н. Толстого. Это любовь, которая нацелена на самого себя и неизбежно ведет к разъединению. Слова, которыми Анна характеризует собственные чувства к Вронскому в первое время близости с ним, подчёркивают физиологическую природу чувства, которое связывает их: «Я – как голодный человек, которому дали есть».
Писатель достаточно часто повторяет эпитет «голодный» в отношении к Вронскому и Анне. Это совпадение не случайное, а сознательное повторение. Л.Н. Толстой хочет показать, что семья их держится лишь на том, что грубовато писателем называется в 1-ой редакции «животными отношениями».
В романе любовь-страсть Анны двойственна. С одной стороны, она раскрывает её духовные силы, возвышает над теми, кто имитирует любовь или сводит её только к удовольствиям. В соединении с искренностью любовь Анну возвышает до уровня трагической героини. Любовь-страсть преображает её духовно. Такой Вронский видит Анну в начале их знакомства: «Он смотрел на неё и был поражён духовною, новою красотой её лица».
Но иная сторона любви-страсти – её сосредоточенность на самой себе. Страсть Анны – разрушительная и опасная сила. С необыкновенной быстротой Кити она обрекла на отчаяние. Страсть Анны Каренина ставит в безвыходное и невыносимое положение; она обездолила Серёжу, оставив его без матери; это и задавленные, искалеченные мучительным ощущением вины перед сыном отношения с дочерью, страсть её чувства к Вронскому исказила, в них вторгаются мстительность, злоба, раздражение.
Толстой, описывая встречу Анны и Вронского в вагоне поезда, подчеркивает «нежное и ласковое выражение миловидного лица» героини. В её поступках акцентируется внимание на душевной чуткости, доброте, естественности и простоте. Но уже при описании сцены бала автор, характеризуя зарождение у женщины страсти, указывает на «бесовское» начало в ее прелестях. «Анна была прелестна в чёрном платье, были прелестны её полные руки с браслетами… Прелестно красивое лицо в своём оживлении, но было что-то жестокое и ужасное в её прелести». Немного ниже в произведении эта мысль подтверждается: «Да, что-то прелестное, бесовское и чуждое есть в нём».
Страсть, которую Анна не осознала, вырывается уже наружу. «…Бесовское, жестокое», которое проступает сквозь «прелесть» Анны в Москве на балу, «яркий блеск» её лица после свидания с Вронским, рисует страсть Анны как роковое наваждение».
Анна собою олицетворяет любовь. Анна любит потому, что для любви создана. В данном чувстве воплощено то-то нерукотворное: не она выбрала любовь, а любовь как высшая сила жизни ее выбрала, чтобы в нее войти и реализоваться а, реализовавшись, оправдать стихию сердца и красоты сущностным светом. Анна любит, потому что в ней есть «поэтическая необходимость» любви, которая соотнесена со стихией жизни.
В чувстве Анны мало материнского начала, которое женщину делает нежнее, мудрее, шире мужчины, не допускает тяжбы с любимым. Мотив «мое положение» в ней вытесняет желание понять «положение» Вронского, для него тоже достаточно сложное. Ей во всем, что остается за пределами «любовного кругозора», видится источник ревности и угроза любви; безмерно страдая, она винит и Каренина, и Вронского, но не винит никогда себя. А в тоже время она затевает ссоры с Вронским и поэтому виновата как перед Сережей и Карениным, так и перед любовью и Вронским.
Вронский, как и Каренин, для настоящей любви узок. В данном отношении символична сцена скачек, которая сопоставлена со сценой первой близости Вронского и Анны. «…желание удовлетворено. Бледный, с нижней дрожащей челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться… Он чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишённое им жизни».
И в сцене скачек: «Перед ним, тяжело дыша, лежала Фру-Фру… С изуродованным страстью лицом, с трясущейся нижней челюстью и бледный, Вронский ударил её в живот каблуком».
Повторяющиеся детали в портрете Вронского не случайны, наталкивают на мысль, что Вронский Анну «погубил», как погубил любимую лошадь. В обоих сценах он предстаёт с «нижней дрожащей челюстью» над беспомощными, бездыханными телами Фру-Фру и Анны.
Судьба Вронского трагична, но он не трагический персонаж, т.к. ничего иного, кроме себялюбивой и «здоровой плоти» в нём нет. Вронский и Анна оказываются рабами эгоизма, страсти. Все поступки Анны продиктованы страхом «потерять» любовь Вронского – единственное, что у неё осталось в жизни. Это страх за себя, за свою судьбу, любовь, – чувство эгоистическое.
Все душевные силы и средства героини направляются на удержание любви Вронского. Но при большем разгорании страсти, люди больше друг от друга отдаляются. Толстой подчеркивает особенность всепоглощающей страсти, которая не знает, в отличие от любви, самопожертвования, заботы о других и доброты. Страсть Анну делает мстительной, злой. Об ожесточении героини говорит и её решение покончить с собой, наказывая Вронского: «И смерть, как средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его…», «…она стала думать о том, как он будет раскаиваться, мучаться».
По мысли писателя, несомненное и действительное счастье нельзя найти в жизни «для себя». Его дарует лишь духовное единение с иными людьми. Для Л.Н. Толстого плоть и дух — естественные, но полярные начала природы человека, из которых второе альтруистично, а первое эгоистично. Анна погрузила в любовь, превратившись в духовно-бездетную «любовницу», как раньше была лишь матерью.
Вронский и Анна ведут не настоящую жизнь, т.к. ими управляет лишь узко понятая «воля» – желание. Над смыслом жизни при этом герои, в отличие от Левина, не задумываются. Л.Н. Толстым сравниваются две любви, происходит их противопоставление: физическая любовь Анны и Вронского и подлинная– Кити и Левина.
Несоответствие мыслей и чувств, их сопряженность с моральными установками в обществе приводят к работе эмоциональной сферы каждого героя в зависимости от изменения внешней ситуации и внутренней жизни.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы