Лингвистика текста Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Эмоциональный концепт «Любовь» (на материале романа Д. Лоуренса «Sons and Lovers»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4

1.1. Концепт как основное понятие лингвокультурологии 4

1.1.1. Определение концепта 4

1.1.2. Структура и особенности эмоционального концепта 7

1.1.3 Построение концепта 9

1.2. Описание концепта в художественной литературе 13

Выводы по первой главе 17

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА LOVE В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д. ЛОУРЕНСА «SONS AND LOVERS» 18

2.1 Внутренняя форма концепта 18

2.2. Актуальные признаки концепта 20

Выводы по главе 2 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31


  

Введение:

 


Данное исследование посвящено изучению концепта Love в произведении Д. Лоуренса «Sons and Lovers», способам его репрезентации и закономерностям функционирования в художественном тексте.

Понятие «концепт» выделяется в пределах относительно новых научных дисциплин – когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Лингвокульутрология исследует взаимосвязь и взаимовлияние культуры и языка. Её разрабатывают такие отечественные учёные как Н. Д. Арутюнова, В. В. Воробьёв, В. И. Карасик, В. А. Маслова, Ю. С. Степанов и др.

Исследование любого лингвоку льтурного концепта в качестве единицы языковой картины мира представляет ценность для обнаружения особенностей культуры и мировоззрения определенной лингвокультурной общности.

Актуальность представленного исследования определяется противоречием между важностью понятия лингвокул ьтурного концепта и отсутствием общности подходов и методов его описания, а также тем, что в пределах современного лингвистического антропоцентризма анализ концептов дает возможность выявить особенности и закономерности развития и формирования лингвистической компетенции человека.

Объектом исследования являются произведение Д. Лоуренса «Sons and Lovers».

Предмет исследования – характеристика и описание концепта Love в произведении Д. Лоуренса «Sons and Lovers».

Цель данной работы – изучить эмоциональный концепт Love в художественной литературе на материале произведения Д. Лоуренса «Sons and Lovers».

Задачи работы:

1. Изучить понятие «концепт» в современной лингвистике.

2. Изучить структуру и виды концептов.

3. Определить особенности художественного текста и художественного концепта.

4. Проанализировать особенности текстовой репрезентации составляющих эмоционального концепта Love в произведении Д. Лоуренса «Sons and Lovers».

В процессе подготовки данной работы использовались общенаучные методы исследования: структурный анализ, метод индукции и описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов. Также применялись частнонаучные методы: лексико-семантический анализ для характеристики семантико-строевого уровня ее организации, реконструкцию языковой модели на основе произведенных текстов. Данные методы и приёмы соответствуют целям и задачам исследования и обеспечивают достоверность полученных результатов.

Теоретическая база исследования включает в себя труды ученых-лингвистов, посвященные концептам (А. П. Бабушкин, С. Г. Воркачев, О. Н. Заикина, В. И. Карасик, В. В. Красных, М. В. Пименова, З. Д. Попова, Ю. С. Степанов, Ю. В. Титова, Г. В. Токарев), а также особенностям художественного текста (Л. Г. Бабенко, Н. С. Болотнова, В. Г. Зусман, В. А. Маслова, Л. В. Миллер).

Материалом исследования послужил текст произведения Д. Лоуренса «Sons and Lovers».

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Настоящая работа посвящена анализу эмоционального концепта «Love» в английском языке на примере романа Д. Лоуренса «Sons and Lovers».

В главе 1 представлены основные теоретические положения данной работы: кратко анализируются труды по проблеме изучения языкового концепта и описания структуры и типологии концептов.

Концептуальная система, мотивированная выражением «love» играет центральную роль в определении реалий повседневной жизни и находит свое выражение в современной художественной литературе чрезвычайно вариативно.

В последние годы в лингвистике концептам уделяется большое внимание, однако до сих пор не удается дать четкую и однозначную дефиницию данного понятия в силу самых разных причин: одни ученые усматривают причину этого в элементарности и неделимости его структуры и абстрактности его природы; другие относят сложность дефиниции концепта за счет неоднородности структурно-композиционной организации концептов, характера «вызываемых» ими образов, принципов сочетаемости и способов комбинирования между собой.

Существует множество классификаций концептов. В данной работе мы исследовали концепт love на основе подхода Ю.С.Степанова. Он изучает концепт как «слоистое» образование. Его подход следует считать семиотическим, поскольку он направлен на анализ становления культурного концепта и оживление «культурной памяти». Для данной работы такой метод анализа концепта является целесообразным, поскольку в художественном тексте сосредотачивается некий «сгусток» культурной информации, реализованный в авторской картине мира.

В главе 2 проведен анализ репрезентации эмоционального концепта «Love» на основе произведения Д. Лоуренса «Sons and Lovers», раскрывающих содержательное наполнение концепта «love». Реализуется данный эмоциональный концепт благодаря различным частям речи. Чаще всего автор обращается к глаголам и существительным, прилагательные и наречия составляют меньшинство.

Исследуемый роман построен на реабилитации любви, понимаемой не только как тягу к плотским удовольствиям, а как желание сформировать семью с достойным человеком, и наполненной выражением любви жизни. Выражение собственной души, по мнению автора, — главная составляющая любви, без которой все существование человека оказалось бы блеклым и абсурдным.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Концепт как основное понятие лингвокультурологии

1.1.1. Определение концепта

История развития термина «концепт» в отечественной науке начинается с заимствования данного понятия из математической логики (труды Г.Фреде и А.Черча). Слово «концепт» в переводе с латинского слова conceptus ( от глагола concipere – «зачинать») означает буквально «понятие, зачатие». В русском языке это слово как термин впервые используется С. А. Аскольдовым (псевдоним С.А. Алексеева) в 1928 году в статье «Слово и концепт», опубликованной в журнале «Русская речь», где автор главным свойством концептов указывает функцию заместительства [8, с. 269]. Эта статья являлась началом концептуально–культурологического подхода в современной науке, однако данный термин длительное время не употреблялся в русском языкознании, только через несколько десятилетий «концепт» появляется в трудах представителей когнитивной лингвистики (Р.И. Павиленис, М.А.Холодная), в которых изучаются подсистемы человеческого знания.

Термин «концепт» стал общепринятым в лингвистической литературе с начала 1990-х годов благодаря трудам Д.С. Лихачева и Ю.С.Степанова.

Современные ученые определяют концепт как «квант знания» [11, с. 90], как некий идеальный объект, как «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [22, с. 16], как «единицу ментальности данной культуры» [19, с. 49]. Первоначальное представление концепта – это одновременное проявление индивидуального и общего представления чего-то. В дальнейшем концепт – микромодель культуры, а культура – микромодель концепта. Анализ многочисленной литературы дает основание считать, что концепты представляют собой наше знание об окружающих нас живых существах и объектах, которые реализуют «базовую

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы