Курсовая с практикой на тему Эмоциональный интеллект как регулятор поведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ 5
1.1 Особенности развития личности в юношеском возрасте 5
1.2. Понятие экстраверсии-интроверсии и эмоционального интеллекта студентов 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Методы и организация исследования 16
2.2. Результаты исследования 18
Выводы по второй главе 26
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Приложение 1 33
Введение:
Проблема исследования. Успешность любой деятельности во многом определяется характером побуждений к ней, то есть тем, что побуждает человека к совершению деятельности. То особое состояние человека, которое заставляет его действовать в определённом плане, называется мотивом и является составляющей мотивации.
Актуальность исследования. Изучение психологической устойчивости является актуальным направлением современной психологии в связи с ростом социальной и экономической нестабильности и действием интенсивных стрессовых факторов, которые влияют на человека в течение его жизни и ведут к снижению успешности профессиональной деятельности, формирование негативных психических состояний, ухудшение уровня общего здоровья. Особого внимания требует определение факторов повышения психологической устойчивости современной молодежи, что позволит разработать эффективные программы психологической поддержки лиц юношеского возраста. Вместе с тем, исследования, проводимые в этом направлении, немногочисленны.
Объектом исследования являются эмоциональный интеллект и поведение студентов, а предметом – процесс их взаимосвязи.
Целью работы является исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и регулирования поведения студентов.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и охарактеризовать понятие эмоционального интеллекта у студентов.
2. Рассмотреть психолого-педагогические проблемы юношеского возраста.
3. Определить критерии и показатели для выявления уровня взаимосвязи эмоционального интеллекта и поведения у студентов.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект и поведение студентов пребывают во взаимосвязи.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, организация констатирующего и формирующего эксперимента, анкетирование, диагностика.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась среди студентов младших курсов высших учебных заведений города Москва.
Теоретическая значимость исследования. В работе рассмотрена взаимосвязь эмоционального интеллекта и поведения у студентов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в дальнейших работах, посвященных теме.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Для молодежи характерно смещение акцентов в отношениях с другими, ослабление роли родителей и преподавателей в пользу ровесников и старших друзей, что является результатом природных процессов социализации студента: меняются жизненные ориентиры молодого человека, а следовательно и стиль его поведения.
Сознание студентов по-разному подготовлено к жизненным нагрузкам. И только работа над самим собой поможет им научиться механизмам отбора среди различных факторов только нужных, и философия основ здорового образа жизни и положительно направленной поведения является той причиной, которая может сделать этот выбор правильным.
Таким образом, эта возрастная группа важна с точки зрения контроля за распространением негативных явлений в обществе в силу биологических, экономических и социальных факторов.
Исходя из результатов исследования данных методик, можно выделить основную проблему и пути её решения: у большинства лиц юношеского возраста преобладают средний и высокий уровни развития самооценки.
Адекватность юношеской самооценки зачастую определяется и тем, насколько те, кто дают эту оценку, опытны, в какой сфере осуществляют свою деятельность, насколько ее результаты наглядны, насколько они осознают собственные умения, усваивают истинные критерии оценивания определенной области.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ
1.1 Особенности развития личности в юношеском возрасте
Лица юношеского возраста являются группой повышенного риска восприимчивости к негативным явлениям. Они открыты к новым нормам и моделям поведения и, в частности, проявляют высокий уровень заинтересованности сексуальной жизнью. Это можно объяснить тем, что сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции, граничностью и неопределенностью социального положения, противоречиями, присущими этому периоду жизни, которые оговариваются перестройкой механизмов социального контроля. Детские и подростковые формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые средства, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [11].
Психологические особенности юношества традиционно интересуют психологов, как практиков, так и теоретиков. В психологической науке наработан солидный материал по развитию мотивационной и познавательной сферы, становление самопознания, специфики взаимоотношений юношества со взрослыми и сверстниками. Проблемы юношества исследовали, в частности, М.Кле [21], О. Вейнингер [6], И. Дубровина [46], В. Абраменкова [1], Х. Ремшмидт [48].
Каждая возрастная группа имеет свои, присущие только ей специфические особенности развития личности. При этом главной задачей социального воспитания, обеспечивающей многогранное развитие, духовное и физическое здоровье личности, является не прямая апелляция к сознанию с разъяснениями преимуществ «хорошего» по сравнению с «плохим», не абстрактное стремление к культуре чувств и богатства эмоций, а формирование системы потребностей и их набора, иерархии и норм удовлетворения (А. Козлов, А. Лисовский [23]). Формирование системы потребностей должно происходить в процессе становления и проявляться в стиле жизнедеятельности человека.
Особый статус юношеского периода в развитии человека отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «тяжелый», «критический» (А. Алферов [2], Г. Жук [14], И. Журавлева [15], Д. Колесов [24]). В них зафиксирована сложность и важность процессов развития, которые происходят в этом возрасте и связанные с переходом от одной «эпохи» жизни к другой. Переход от подросткового возраста к взрослости содержит основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, морального, умственного, социального. При этом происходит становление качественно новых образований, в результате перестройки организма закрепляются элементы взрослости, усиливается самосознание в отношениях со взрослыми и сверстниками, появляются новые интересы, активизируется познавательная деятельность и тому подобное. Это довольно непростые преобразования, и они могут обусловливать появление серьезных проблем.
Юношеский возраст принципиально сложен для психологического анализа. Как отмечает Н. Егонская [11 c. 49], изучение юношей – это изучение контрастов, изменений, экспериментирования и роста, поскольку к этому моменту существенно индивидуализируются проявления общевозрастных закономерностей и одновременно происходит приобщение к особой юношеской субкультуре, в которую взрослым «вход воспрещен».
Процесс развития личности в пределах любого возрастного периода определяется, прежде всего, особенностями социальной ситуации. Сейчас, в условиях нестабильности общества, возникает принципиально другая, по сравнению с той, которая изучалась ранее, социальная ситуация, которая тоже не отличается стабильностью и устойчивостью. При этом, как отмечают В. Абраменкова [1] и И. Дубровина [22], именно юноши являются наиболее сенситивными к изменениям, которые происходят в различных сферах жизни, наиболее остро реагируют на новые социальные проблемы.
В этот период происходят радикальные соматические изменения, многочисленные психологические сдвиги, столкновения с обществом и его социальными институтами. Проходят эти процессы весьма различно, в зависимости от социокультурных условий, присущих определенному обществу.