Курсовая с практикой на тему Эмоциональный интеллект и уровень агрессивности личного состава
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения эмоционального
интеллекта и уровня агрессивности личного состава. 7
1.1. История становления и
современные представления о понятии эмоциональный интеллект. 7
1.2. Понятие агрессивности. 10
Глава II. Эмпирическое
исследование эмоционального интеллекта и уровня
агрессивности личного состава. 13
2.1. Организация
эмпирического исследования. 13
2.2. Анализ
результатов исследования. 14
2.3.
Рекомендации. 20
Заключение. 22
Список
используемой литературы.. 23
Приложение 1.
Опросник «Эмоциональный интеллект» Н. Холла. 25
Приложение 2.
Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИН» Д.В.
Люсина 27
Приложение 3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»
Е.П. Ильина и П.А. Ковалева 33
Введение:
В нашей работе мы исследуем взаимосвязь эмоционального
интеллекта с агрессивностью. В нашем исследовании приняли участие люди,
постоянно подвергающиеся риску и находящиеся в стрессовой ситуации, а именно
сотрудники МЧС.
Понятие эмоционального интеллекта является недостаточно изученным, и
единого определения данному феномену нет, его исследование является актуальным
в современной науке. Проблема агрессивности в современном мире, является одной
из основных, т.к. с каждым годом проявление агрессии в подростковом возрасте
становятся всё более жестокими.
Изначально эмоциональный интеллект связывали с социальным интеллектом,
данной проблематикой занимались такие авторы, как Г. Айзенк, Х. Гарднер, Дж. Гилфорд[6,8,11].
Одним из первых авторов, затронувших понятие эмоционального интеллекта, был Р.Бан-Он[6], который ввёл понятие
эмоционального коэффициента (ЕР). Данное понятие подразумевало, что у человека
есть определённые некогнитивные способности, которые бы помогали ему
справляться с различными вызовами и давлением внешней среды.
Дэниел Гоулман определяет эмоциональный интеллект, как способность
осознавать свои эмоции и эмоции других, которые будут выступать мотивационным
компонентом для развития эмоциональной сферы, как с собственными эмоциями, так
и с эмоциями окружающих[11].
Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция на традиционные
тесты интеллекта, которые не могли продиагностировать, и предсказать успешность
человека в жизни и в карьере.
В своей работе мы будем использовать понятие эмоционального интеллекта,
которое предлагают Д.В.Люсин и М.А.Манойлова[13]. Под эмоциональным интеллектом
они понимают способность человека к управлению и пониманию эмоций, как собственных,
так и других людей.
Агрессивность — это свойство личности, выраженное в предпочтении
использования насильственных методов для достижения своих целей. Так же агрессивность
это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое
проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за
счет других.
До начала XIX века агрессивным считали любое поведение человека, независимо от того
доброжелательно был настроен человек или нет, позже под агрессией стали
понимать отрицательное поведение по отношению к другим.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон считают, что агрессивное поведение в любом случае
принесёт ущерб тому, на кого она направлена, особенно в том случае, если такое
поведение можно избежать[1].
Нашей работой мы хотели бы дополнить исследования в области
взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности как составляющей эмоциональной
сферы человека.
Актуальность выбранной темы: «Эмоциональный интеллект и
уровень агрессивности личного состава» объясняется
следующим.
Необходимость исследования проблемы агрессивного поведения
определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция
накапливать психологическое напряжение и прибегать к антисоциальному поведению
как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и
напряжения.
Способность же преодолевать стрессовые ситуации и формирование
самоконтроля над агрессивностью, сдерживанию агрессивных актов большую роль
играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и
децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к
сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке
как уникальной ценности, что бесспорно важно для личного состава.
Основная цель
исследования: выявление особенностей
взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и агрессивностью.
Объект исследования: проявления эмоционального интеллекта и агрессивности у
работников МЧС.
Предмет исследования: взаимосвязь различных форм агрессивности с проявлением
эмоционального интеллекта.
Гипотеза
исследования. Высокий уровень
эмоционального интеллекта свидетельствует о повышенном уровне агрессивности.
В
соответствии с целью определены следующие задачи исследования
1. теоретический анализ
психологической литературы по проблемам агрессивности и эмоционального
интеллекта;
2. характеристика понятия
агрессивность и эмоциональный интеллект;
3. проведение
психолого-диагностического исследования с целью выявления уровня агрессивности
и проявления эмоционального интеллекта личного состава;
4. анализ и обобщение результатов
исследования;
5. выявление общих
рекомендаций.
Для
реализации поставленных задач, мы использовали следующие методы и методики исследования:
1. Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и
агрессивности;
2. Опрос;
3. Опросник «Эмоциональный
интеллект» Н. Холла;
4. Опросник эмоционального
интеллекта «ЭмИН» Д.В. Люсина;
5. Методика «Личностная
агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева;
6. Качественный и количественный анализ
результатов исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности.
Практическая значимость исследования.
На основании полученных данных и опыта
психологов-педагогов нам удалось обобщить основные рекомендации по уменьшению
агрессивности личного состава. Эти рекомендации могут быть использованы
психологами, а так же начальством в выявлении групп риска и профилактики
агрессивности личного состава.
В исследовании приняли участие 30 сотрудников МЧС,
работающие в разных отделениях города Уфы, в возрасте от 30 до 45 лет.
Заключение:
В процессе работы нами была изучена психологическая
литература по проблеме агрессивности и эмоционального интеллекта, подобраны и
проведены методики на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и
агрессивности и даны общие рекомендации по профилактике агрессии на основании
уровня эмоционального интеллекта.
Работа сотрудников МЧС связана с огромным риском,
эмоциональным напряжением, большими физическими и психологическими нагрузками.
В связи с этим сотрудник должен владеть целым комплексом свойств личности:
§ эмоциональная
стабильность;
§ малый
уровень тревожности;
§ адекватная
самооценка;
§ готовность
к риску и др.
Не
считая этого, для действенной работы должны быть хорошо развиты когнитивные
навыки и физическая подготовка.
Хочется
отметить, что в нашей выборке испытуемых с более развитым эмоциональным
интеллектом, таким важным, в профессиональной деятельности сотрудников
спасательной службы, составляет больший процент, чем с низким уровнем
эмоционального интеллекта. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта и
уровня агрессивности личного состава
1.1. История становления и современные представления
о понятии эмоциональный интеллект
История
развития вопроса эмоционального интеллекта насчитывает не одно столетие. Всю
историю становления понятия эмоциональный интеллект можно разбить на несколько
важных этапов.
Понятие
«эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и интеллект,
которые в таком сочетании выводят некую единую формулировку происходящих в личности
социально-когнитивных процессов, связанных с наложением эмоций на
познавательную деятельность субъекта.
Классическое
определение трактует эмоции как многогранные реакции организма на воздействие
раздражителей внешней и внутренней среды, проявляющиеся в субъективных
переживаниях, экспрессивном поведении и физиологическом возбуждении, в то время
как под интеллектом понимают общую способность к рациональному познанию,
обеспечивающим успешную деятельность в различных ситуациях.
Бесспорно,
эмоции играют значительную роль в регуляции поведения человека, причем она
может быть как деструктивной, так и позитивной, таким образом, суть
«эмоционального интеллекта» означает наличие у субъекта социальной деятельности
умения или такой способности, которая позволяет контролировать свои эмоции и различать
эмоции окружающих. Однако разный уровень выраженности такой характеристики в том
или ином субъекте определяет его возможность использовать ее для эффективности
практической деятельности.
Термин
«эмоциональный интеллект» (далее — ЭИ) впервые встречается в психологической
литературе в начале 90-х годов прошлого века и на сегодняшний день является
предметом пристального изучения, как в зарубежной, так и в отечественной
психологии.