Курсовая с практикой на тему Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА 6
1.1 Виды эмоциональных состояний. Роль эмоций в жизни человека 6
1.2 Теории эмоций в психологии 11
Выводы по Главе 1 17
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РОМАНОМ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 18
2.1 Методы и методология исследования роли эмоций в процессе изучения эмоционального переживания в произведениях художественной литературы 18
2.2 Анализ результатов исследования 22
Выводы по Главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность исследования. Что такое переживания? Мы каждый день сталкиваемся с этим словом и понимаем, что переживаниями называют различные психологические состояния человека. Эмоциональные переживания появляются в связи с критической ситуацией, в которой индивид не может реализовать свои стремления и мотивы. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и при этом имеет яркую психологическую окраску.
Довольно конкретное и подробное описание эмоциональных переживаний можно найти на страницах мировой классической литературы, у таких авторов как Ф. С. Фицджеральд, И. С. Тургенев, У. Шекспир, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков. Читая произведения вышеперечисленных писателей, невольно задумываешься над тем, чем вызваны наши эмоции? Почему мы чувствуем то, что чувствуем? Зависит ли биография от того, какие эмоции вкладывает рассказчик в произведение? Именно поэтому данная тема вызвала у меня интерес.
Наша жизнь наполняется смыслом через чувствование различных эмоций, что, безусловно, влияет на формирование личностных качеств. Некоторые события реализуют одну жизненную необходимость, а некоторые нарушают реализацию других. Именно поэтому на сегодняшний день, данная тема требует исследований. Изучение данной темы поможет разобраться в том, вследствие чего человек чувствует определенные эмоции. Так же поможет понять причину возникновения желаний и переживаний личности. Немаловажным аспектом станет выявление зависимости биографических событий, нашедших отражения на станицах известных произведений, таких как «Ночь нежна», «Отцы и дети», «Укрощение строптивой», «Униженные и оскорбленные», «Мастер и Маргарита».
Изучение эмоциональной сферы деятельности имеет первостепенное значение при анализе развития личности. Эмоции у человека порождают различные переживания (например, переживания страха или переживания удовольствия), которые играют роль субъективных сигналов, дающих ориентир на определенное поведение. Более глубокое понимание личности ставит проблему анализа эмоциональной сферы деятельности человека.
Эмоциональные переживания оставляют отпечаток не только в сознании, но и в его деятельности. Отсюда актуальность проблемы выявления зависимости влияния личностных переживаний на творческую деятельность личности, необходимость изучения природы появления эмоциональных переживаний.
Исследованием проблемы возникновения и развития эмоций как таковых, а также описанием эмоциональных составляющих занимались такие ведущие психологи, как Анохин П.К., Байметов А.К., Бернс Р., Божович Л.И., Вундт В., Вилюнас В.К., Габдреева Р.Х., Додонов Б.И., Израд К.Э., Кочубей Б.И., Леонтъев А.И., Немов Р.С., Ольшанникова А.Е., Симонов П.В., Якобсон П.М.. Рассматривая эмоциональную сферу деятельности, К.Э. Изард выделял признаки, характеризующие базовые эмоции. Однако связь отражения эмоциональной сферы через деятельность не рассматривалась как причинно-следственная, не показывалась зависимость отражения личного опыта в творческой деятельности личности.
Объект исследования – эмоциональная сфера деятельности.
Предмет исследования – анализ эмоциональных переживаний через творческую деятельность (художественные произведения).
Цель исследования – выявление особенностей эмоциональных переживаний героев в литературе.
Задачи исследования:
1) Выделение особенностей эмоциональных переживаний авторов художественной литературы.
2) Анализ особенностей характера эмоций героев данных авторов.
3) Анализ роли эмоций в жизни героя.
Гипотеза исследования – я предполагаю, что для современного поколения очень важно в процессе своей познавательной деятельности использовать эмоциональный аспект, который бы улучшал познавательные функции.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявляются схожие критерии эмоций и аналогичные жизненные ситуации из жизни автора в произведениях его творчества.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ научной литературы;
— методы математической статистики.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Общий объем составляет 30 страниц.
Заключение:
На основе проведенного исследования, хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения роли эмоций в процессе реализации в мыслительной деятельности, с проведением прикладного этапа исследования.
Также актуальным есть вопрос создания комплексной модели развития эмоционального переживания в процессе мыслительной деятельности.
Результаты многоаспектной оценки развития эмоционального переживания в произведениях художественной литературы могут быть использованы на практике, а именно при разработке и реализации органами образования федеральных программ, различных стандартов и стратегий в сфере образования и не только.
Результаты проведенного эмпирического исследования роли эмоций в процессе реализации в мыслительной деятельности над романом Булгакова позволяют прийти к таким выводам. Выявлены значимые зависимости уровня эмоционального переживания детей и эмоционального переживания в произведениях художественной литературы, что немаловажно в изучении взаимосвязи эмоций и мыслительной деятельности.
Вопрос о том, что является первичным: эмоциональные процессы, или когнитивные – всегда занимало особое место в исследованиях не только в психологии, но и в других смежных науках. С появлением понимания того, что человек является не только биологическим существом, которое функционирует за счет инстинктов и биологической запрограммированности, большое внимание стало уделяться мышлению человека и специфике его реакции на окружающий мир, то есть чувствам и эмоциям.
Понимая, что глубина мышления и эмоциональная сфера человека являются не только отличительной чертой от животных, но и в определенной движущей силой его жизнедеятельности. После нескольких десятилетий диспутов и различных исследований о взаимовлиянии и иерархию эмоций и когниций было предложенное понятие эмоционального переживания, как центральной и управляющей точки пересечения взаимодействия аффекта и мышления.
В концептуальном поле исследования эмоций главное внимание уделяется решению проблемы того, что является первичным – физиологические реакции или эмоции. Эмоции рассматриваются как детерминированные культурой психические явления, в которых чаще всего видят продукт патологии и гиперчувствительности. Исследования эмоций, в основном, проводилось обособленно от исследования интеллекта, что в наше время полностью опровергнуто.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Виды эмоциональных состояний. Роль эмоций в жизни человека
Через эмоциональные переживания человек удовлетворяет каждую свою потребность, в том числе и познавательную.
Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающихся в форме непосредственного (без помощи средств извне) переживания (страсти, радости, страха, удовлетворения и т.д.) действующих на индивида ситуаций и явлений в процессе его жизни.
Говоря иначе, «эмоции – это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности» .
К классу эмоций относятся также настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они часто называются «чистыми» эмоциями. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности индивида всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
C. Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» пишет, что человек относится определенным образом к тому, что его окружает, и это отношение его к миру, к тому, что он чувствует, и происходит в форме непосредственного эмоционального переживания. Автор выделяет такие виды эмоциональных переживаний, как эмоции, чувства, аффекты, страсти.
Интересен тот факт, что А. Лук придерживается иного мнения, потому что считает, что термин «эмоциональное состояние» в равной степени относится и к чувствам, и к эмоциям. Согласно с его точкой зрения, существует четыре основные формы эмоциональных состояний, различающихся силой и продолжительностью: чувство, аффект, страсть, настроение.
Ряд ученых выделяют такое понятие, как «эмоциональные процессы», которые в большинстве случаев определяются в качестве широкого класса процессов внутренней регуляции деятельности (А. Леонтьев, Е. Шорохова, Н. Бобнева).
Все эти факты указывают на то, что такие термины, как «эмоциональное переживание», «эмоциональное состояние», «эмоциональный процесс» связывает то, что в них отражается отношение к действительности, и главным элементом является переживание.
Так, эмоциональные состояния и эмоциональные переживания характеризуют продолжительность и силу проявления чувств; тогда как эмоциональные процессы отражают внутреннюю регуляцию мыслительной деятельности и проявляют определенную чувственную структуру.
Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковський, который разработал теоретическую схему эмоции. Автор считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.
В научных трудах Г. Берже, Н. Красногорского, B. Мерлина, А. Ольшанникова, Б. Тепловой и других рассматривается такое понятие, как «эмоциональность мышления». Данный феномен определяется как свойство человека, что характеризует содержание, качество и динамику его эмоций и чувств в мыслительной деятельности.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаках доминирующей модальности . До середины XIX века, когда психология начала образовываться как самостоятельная наука, вся эмоциональная сфера человека сводилась учеными в основном в двух субъективных состояний – удовольствие и недовольство.
Ряд научных исследований посвящено понятию «интеллектуальные эмоции». Определение интеллектуальных эмоций, как переживание, возникающее в процессе мыслительной деятельности человека, дал И. Кант. Со временем развили эти понятие Ф. Бенеке, И. Гербрат и другие. Они с компонента эмоциональных явлений выделили чувство новизны, контраста, перемены и удивления.
В работе Т. Рыбо «Психология чувств» под эмоциями автор понимает те приятные, неприятные или смешанные состояния, которыми сопровождаются жизненные процессы. Он считает, что чувства могут быть связанными с любой формой познания – восприятиями, образами, идеями, рассуждениями и логическим ходом мысли.
Также проблему эмоций исследовал П. Якобсон, который считал, что любая деятельность «порождает своеобразный эмоциональный отклик». К эмоциям он относит:
— чувство удивления;
— чувство сомнения в правильности;
— ощущение уверенности в верности выводов;
— чувство удовлетворения от результата.
В общем, автор подчеркивает познавательную обусловленность эмоциональных явлений.
Идеи формирования нравственных ценностей, высоких духовных качеств, основанных на развитии эмоционально-чувственной сферы, стали фундаментом в деятельности педагогов-новаторов второй половины XX века (Ш. Амонашвили, Е. Ильина, С. Лысенкова и других). Результатами своей работы они доказывают, что обеспечить человеку успешность деятельности, сформировать у него способность к творчеству невозможно без развития иго духовного мира, тех эмоций и чувств, которые помогают становлению личности .
К сожалению, в педагогической и психологической практике , несмотря на всеобщее признание необходимости формирования определенных эмоционально-чувственных отношений, наличие эмоции в основном упоминается только как желаемый фон, стимул или следствие процесса деятельности, но не как его цель. Констатируется факт, что эмоции и чувства есть возбудителями познавательного процесса, которые обостряют умственную деятельность.
Изучению роли эмоционально-чувственной сферы в жизни человека уделяется самое пристальное внимание со стороны многих ученых-философов, педагогов и психологов, которые внесли значительный вклад в разработку содержания, способов и методов формирования эмоционально-чувственной сферы.
В многочисленных научных трудах акцентируется внимание на необходимости активизации эмоционально-чувственной сферы личности, поскольку она создает необходимые условия для актуализации:
— знаний;
— умений;
— навыков;
— эмоциональных состояний.