НИР Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Эмоционально-личностные особенности пациентов зрелого возраста с дцп

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии 5

1.1 Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии 5

1.2 Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата 12

2. Выявление эмоционально-личностных особенностей пациентов зрелого возраста с ДЦП 23

2.1 Организация и методы исследования 23

2.2 Результаты исследования 24

Заключение 35

Список использованной литературы 37


  

Введение:

 


Актуальность. Детский церебральный паралич является одной из серьезнейших проблем человеческого общества. ДЦП — одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Термин ДЦП впервые был предложен З.Фрейдом в 1893 г., который назвал таким образом группу заболеваний мозга внутриутробного и родового происхождения.

У людей с церебральным параличом наряду с нарушением двигательных функций наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безинициативности), немотивированных колебаниях настроения, снижении эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, нарушениях эмоционального контакта с окружающими. Эти и другие характеристики говорят о наличии инфантильной психики у больных ДЦП, так как под инфантилизмом понимается сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту, задержка в развитии. Инфантил отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательностью к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм).

Исследования Г.Е. Сухаревой в этом направлении продолжили В.В. Лебединский, В.А. Гурьева, Е.П. Ильин. В.В. Лебединский считает, что психический дизонтогенез по типу задержанного развития проявляется замедлением темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер с временной их фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Цель работы: Изучить эмоционально-личностные особенности пациентов зрелого возраста с ДЦП.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии

2. Провести исследование на выявление эмоционально-личностных особенностей пациентов зрелого возраста с ДЦП

3. Изучить психосоматические и соматические взаимодействия при нарушениях опорно-двигательного аппарата (на примере ДЦП).

Гипотеза исследования: есть предположение, что у пациентов с диагнозом ДЦП есть нарушения в эмоционально-личностной сфере на фоне патологии.

Объект исследования: Пациенты с ДЦП

Предмет исследования: Эмоционально-личностные особенности пациентов с ДЦП

Методы исследования:

теоретические – анализ научной и научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования;

практические – беседа и психологические диагностики

— Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI

— Методика Дембо-Рубинштейн

— Опросник Мини-Мульт

Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что проведенное экспериментальное исследование позволит расширить и углубить знания об эмоциональной сфере зрелых пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата и без патологий, рассмотреть особенности эмоционального реагирования, эмоционального контроля, уровня тревожности и депрессивности.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные по результатам исследования данные об особенностях эмоциональной сферы пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата и без патологий, могут быть использованы специалистами в работе с данной категорией пациентов.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Термином «церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) редко носит изолированный характер — как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуально-речевых, перцептивных и коммуникативных функций.

ДЦП — сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных функций — тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, и наоборот [2].

Для детей с ЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения [7].

В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов [18].

Хронологическое созревание психической деятельности детей с ЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для детей с ЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии

1.1 Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудсвордса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М. Якобсона (1958), В.К. Вилюнаса (1973), Б.И. Додонова (1987), П.В. Симонова (1962. 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд,1894, Вилюна, 1990, Додонов, 1987, Изард, 1980, Леонтьев, 1982, Фресс, 1975, Рейковский, 1979, Симонов и др.).

Эмоция (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.

Словарь по психологии под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского характеризует эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [31, С.461].

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы