Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Эмоциональное выгорание у медицинских работников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы эмоционального выгорания у медицинских работников 5

1.1. Сущность эмоционального выгорания в психологической литературе 5

1.2. Проявление эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер 14

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у медицинских работников 25

2.1. Подбор методик исследования эмоционального выгорания у медицинских работников 25

2.2. Проведение и анализ результатов исследования эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер 30

Заключение 36

Список литературы 38

Приложение 1 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях постоянных изменений к тру-довой деятельности специалиста предъявляются все более высокие требова-ния не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, но и к уровню его личностного саморазвития, психоэмоциональной устойчивости. В настоящее время причиной стресса является социальная, экономическая и политическая нестабильность, а также проблемы на работе, финансовые про-блемы, нехватка времени, семейные обязательства, информационная пере-грузка, недовольство, выражаемое руководством, накопление на работе и дома дел, с которыми человек не может справиться и многое другое.

Профессия врача — одна из самых сложных, психоэмоционально напряженных видов деятельности. Эта деятельность может быть отнесена к особым условиям из-за несравнимо высокого уровня постоянной ответствен-ности за жизнь других людей, которая лежит на враче. В настоящее время класс особых условий деятельности очень близок к классу экстремальных условий.

В современном мире профессия врача требует от специалиста, как фи-зического здоровья, так и психоэмоциональной устойчивости, поскольку ежедневный труд медицинских работников сопряжен с воздействием ком-плексных стрессорных факторов, что приводит к перегрузке и быстрому фи-зиологическому и психическому истощению.

Врачи находятся в группе риска по синдрому профессионального эмо-ционального выгорания. В работе врачей различных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количе-ством людей, напряженный график работы, большая ответственность за каж-дое принятое решение. Медицинским работникам часто приходится работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к наруше-нию цикла сна и бодрствования. Кроме того, медицинские работники еже-дневно видят страдания и смерть других людей, руководители часто предъ-являют к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соот-ветствуют уровню ответственности, который есть у каждого врача.

Объектом исследования является эмоциональное выгорание как прояв-ление профессиональной деформации личности.

Предмет исследования – эмоциональное выгорание у врачей и медсе-стер.

Цель исследования изучение эмоционального выгорания у медицин-ских работников.

Задачи исследования:

1. Определить сущность эмоционального выгорания в психологической литературе.

2. Изучить особенности проявление эмоционального выгорания у вра-чей и медицинских сестер

3. Определить методы исследования эмоционального выгорания у ме-дицинских работников

4. Провести и проанализировать результаты проведенного исследова-ния.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование вы-водов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Методики исследования:

• Методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой);

• Методика «Диагностики синдрома эмоционального выгорания» (В.В. Бойко).

Характеристика выборки: В исследованиях приняли участие 40 человек из числа врачей с высшим медицинским образованием (20 человек) и медсе-стер (20 человек), возрастом от 28-65 лет, средний стаж работы которых со-ставляет 15 лет.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так мы определили сущность эмоционального выгорания в психологической лите-ратуре. Эмоциональное выгорание (от burnout) — это выработанный челове-ком механизм психологической защиты, принимающий форму полного или частичного устранения эмоций в ответ на выбранные человеком пси-травмирующие воздействия, психологической защиты, принимающий форму полного или частичного устранения эмоций в ответ на выбранные пси-травмирующие воздействия.

Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расши-рялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» мож-но было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных. Вместе с тем, исследования, направленные на изу-чение СЭВ, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положи-ли начало многочисленным эмпирическим исследованиям СЭВ; в третьих, выделение симптомов и компонентов СЭВ показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о СЭВ как о ди-намическом процессе.

Изучили особенности проявление эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер. Врачи находятся в группе риска по синдрому профес-сионального выгорания. В работе врачей различных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количе-ством людей, напряженный график работы, большая ответственность за каж-дое принятое решение. Медицинским работникам часто приходится работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к наруше-нию цикла сна и бодрствования. Кроме того, медицинские работники еже-дневно видят страдания и смерть других людей, руководители часто предъ-являют к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соот-ветствуют уровню ответственности, который есть у каждого врача.

Определили методы исследования эмоционального выгорания у меди-цинских работников. В исследованиях приняли участие 40 человек из числа врачей с высшим медицинским образованием (20 человек) и медсестер (20 человек), возрастом от 28-65 лет, средний стаж работы которых составляет 15 лет. Использовали методики: Методика «Профессиональное (эмоциональ-ное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой); Методика «Диагностики синдрома эмоционального выгора-ния» (В.В. Бойко).

Провели и проанализировали результаты проведенного исследования. Данные проведенного исследования немного отличаются, так как это связано с разной нагрузкой и сферой деятельности врачей и медсестёр.

Профессиональная медицинская деятельность может способствовать развитию СЭВ, проявления которого могут иметь некоторые ситуационно обусловленные особенности. Следствием «эмоционального выгорания» мо-жет быть хроническая усталость, напряжение, а также физическое и эмоцио-нальное истощение личности медицинского работника.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы эмоционального выгорания у ме-дицинских работников

1.1. Сущность эмоционального выгорания в психологической ли-тературе

Эмоциональное выгорание (от burnout) — это выработанный человеком механизм психологической защиты, принимающий форму полного или ча-стичного устранения эмоций в ответ на выбранные человеком пси-травмирующие воздействия, психологической защиты, принимающий форму полного или частичного устранения эмоций в ответ на выбранные пси-травмирующие воздействия.

Сам термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен амери-канским психиатром Х.Дж. Фрейденберегром в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной ат-мосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях со-циальной сферы [4].

Внимание отечественных психологов (М.В. Борисова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др.) данная проблема привлекла в середине 1990-х гг. Причем вначале она в основном изучалась в контексте проблем профессионального стресса и профессиональной деформации личности в профессиях системы «человек — человек». В последние годы выгорание все чаще рассматривается как самостоятельный феномен, несводимый к другим состояниям, встречаю-щимся в профессиональной деятельности (стресс, депрессия, синдром хрони-ческой усталости и др.) [15].

Несколько особое место занимает представление о структуре СЭВ в теории В.Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации [16].

Стоит отметить, что обычно эмоциональное выгорание обычно изуча-ется на примере помогающих профессий (психологов, врачей, психотерапев-тов, социальных работников и т.д.), в то время как сам феномен выгорания встречается и в других сферах деятельности, связанных, например, с риском для жизни (военные, работники правоохранительных органов, системы ис-полнения наказаний).

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При син-дроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физическо-го или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хро-нических стрессов нервной системы» [21].

К. Маслач, С. Джексон описывают эмоциональное выгорание как трех-мерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рас-смотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмо-циональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряже-ния и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказыва-ется в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обез-личенными и формальными. Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, нега-тивизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможно-стей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции К. Маслач является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессио-нальных проблем, а не как психиатрического синдрома» [21].

Наиболее полной и обоснованной классификацией симптомов выгора-ния считается классификация, предложенная В. Шауфелли и Д. Энзманном. Авторами были выделены 132 симптома выгорания, которые они объедини-ли в 5 основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.

C точки зрения авторов, симптомы выгорания проявляются на трёх уровнях:

— индивидуально-психологическом,

— межличностном

— организационном [14].

Согласно представлениям авторов процессуальной модели, выгорание представляет собой динамический процесс, развивающийся во времени по нарастающей. С. Гринсбергом была предложена пятиступенчатам модель выгорания [16]:

1. На первой стадии специалист, как правило, доволен своей работой, относится к своим рабочим обязанностям с энтузиазмом. Однако, по мере нарастания рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает при-носить все меньше удовольствия, и врач становится менее энергичным [19].

2. Вторая стадия — «дефицит топлива» -характеризуется появлением усталости и апатии, возникновением проблемы со сном. Если у работника нет дополнительной мотивации, он быстро теряет интерес к своей професси-ональной деятельности. Если мотивация работника высокая, он может про-должать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но это негативно сказывается на его здоровье [20].

3. Третья стадия — хронические симптомы: чрезмерная рабата приводит к опустошению, усталости, раздражительности, чувству подавленности [1].

4. Четвертая стадия — кризис: если не обратить внимание на неприятные симптомы выгорания, оно переходит на четвёртую стадию. На этой стадии развиваются хронические заболевания и человек может частично или полно-стью утратить работоспособность. На фоне этого усиливается переживание, неудовлетворённость [2].

5. Пятая стадия — «пробивание стены» -заключительная стадия выгора-ния, на которой физические и психологические проблемы обостряются и мо-гут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни че-ловека [3].

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организа-ционный. Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (че-ловек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недоста-ток чувства профессионального мастерства.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени раз-вивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовле-творенностью профессиональным ростом, недостаток автономности («сверх-контролируемые личности») более подвержены «выгоранию».

Психолог Фрейденберг [10] описывает «сгорающих» как сочувствую-щих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержи-мых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризи-рующихся. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способ-ствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию нега-тивных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуа-ции распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмо-ционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко воз-растает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют раз-витию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при кото-рых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных дей-ствий [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы