Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Эмоциональное определение личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального определения личности 5
1.1. Эмоции и чувства 5
1.2 Эмоциональная определенность и ее составляющие 8
Глава 2. Эмпирическая часть 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Результаты исследования 23
Заключение 31
Список используемой литературы 34

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Существенное значение в процессе становления личности человека имеет развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера является сложной системой, которая играет важную роль в психической жизни человека, сопровождая ее деятельность, влияет на формирование и развитие стремительных процессов, становление личности, развитие таких важных качеств, как чуткость в сравнении к другим людям, их переживаний, собственное эмоциональное самоощущение, которое отражает целостное отношение человека к миру. Эмоциональная сфера, как и все психические процессы, формируется под влиянием окружающей социальной среды. Основными показателями эмоциональной сферы является сформированность экспрессивного, перцептивного, когнитивного и вербального компонентов.
На сегодняшний день в специальной психологии актуальной является проблема исследования эмоциональной сферы, а также особенности проявления положительных и отрицательных эмоций. Углубление знаний об особенностях эмоциональной сферы способствуют развитию приоритетного в современной специальной психологии системного подхода в преодолении негативных проявлений развития человека.
Проблема заключается в поиске путей развития эмоциональной определенности человека.
Проблема определяется противоречиями:
с одной стороны, нужно развивать эмоциональную сферу личности, с другой стороны, все люди разные, к каждому нужен индивидуальный подход;
с одной стороны, педагогический состав заинтересован в этой проблеме, с другой стороны учителя в школах и садах не подготовлены.
Анализ последних исследований и публикаций. Эмоциональная сфера является цельным классом явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни (Т. Павлий) [9]. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действиям собственности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П. Анохин, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Симонов К. Вилюнас, К. Изард и др.). К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции.
Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями (Г. Словно) [8]. Ученые определяют зависимость телесных изменений, психо-климатических симптомов, других психических процессов от эмоций (Л. Выготский, К. Вилюнас, П. Фресс, Ж. Пиаже, Я. Рейковский, Е. Хомская, С. Томпсон и др.), поэтому проблемы в эмоциональной сфере не могут не повлиять на психическое развитие (Г. Бреслав) [2].
Объектом исследования являются дети 14-16 лет.
Предметом исследования Эмоциональное определение личности.
Цель исследования. Главной целью этой работы является раскрытие психологических особенностей развития эмоционального определения личности по данным теоретического и экспериментального исследования.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
— Обосновать структуру эмоционального определения;
— Обобщить особенности эмоционального развития;
— Проанализировать современное состояние информации по организации развития эмоционального определения личности;
— Эмпирически исследовать эмоциональную сферу детей 14-16 лет.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения теории образования в сфере школьного образования, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В курсовой работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.
Экспериментальная база исследования.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут применятся педагогами для проведения дополнительных занятий с детьми в школе, также могут использоваться студентами для применения теории в действие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».
Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.
К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты:
1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.
2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.
3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.
Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.
1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма, поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.
2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается.
3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.
Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях:
Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.
В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.
Полученные данные проведенного исследования подтверждают предположение о том, что как тесты-задания, так и опросники на определение уровня эмоционального интеллекта измеряют один и тот же конструкт. Однако, ограниченное количество корреляционных связей между параметрами методики MSCEIT и Эмин указывает на необходимость одновременного использования различных методических подходов для определения особенностей эмоционального интеллекта.
В ходе исследования было рассмотрено важность эмоциональной сферы человека в общественной жизни, основные компоненты, необходимые для становления эмоциональной компетентности и разновидности эмоциональных реакций в процессе общественного взаимодействия. Перспективу дальнейших исследований видим в увеличении выборки и установлении взаимосвязи эмоциональных проявлений и реакций с другими индивидуальными психологическими особенностями личности.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

личности
1.1. Эмоции и чувства

Одним из самых древних по происхождению психических состояний и процессов являются эмоции. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Стоит лишь на минуту представить себе людей, лишенных эмоций, размышлял П. Анохин, как перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения.
Эмоция (лат. emovere-возбуждать, волновать – — обобщенная чувственная реакция, возникающая в ответ на различные по характеру экзогенные (идущие из окружающей среды) и эндогенные (исходящие из собственных органов и тканей) сигналы, обязательно вызывают определенные изменения в физиологическом состоянии организма.
Эмоции отражают не предметы и явления, а их объективные отношения к потребностям человека как организма. Они вызывают в сознании не образы предметов или явлений, а переживания, поэтому не является формой познания [7,c.90].
С эмоциями тесно связаны чувства, которые, по мнению многих ученых, является продуктом общественного развития человека. Они возникают лишь при наличии определенного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека как личности, осуществляют само регуляцию не организма, а личности человека, влияя на ее взаимодействие с обществом.
В отличие от эмоций чувства связаны с необходимыми для общественной жизни человека функциями, ее приспособлением к общественной среды, развитием интересов и потребностей личности и общества. Чувства не могут существовать вне своего эмоционального проявления, но содержание их общественное.
Важной функцией эмоций является сигнальная. Из огромного количества раздражителей, действующих на органы чувств, лишь некоторые выделяются, производят впечатление и хранятся как окрашенные определенным эмоциональным тоном образы памяти. Физиологически это обусловлено тем, что определенные раздражители становятся для человека сигналами благополучия или неблагополучия, а переживание чувства является подкреплением системы условных рефлексов. Вместе с тем чувства выполняют еще и регулятивную функцию. Сопровождая любые проявления активности субъекта, они являются важным механизмом внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Проявляются чувства в выразительных движениях и телесных изменениях, что является объективным свидетельством их переживания [16].
Эмоции (от фр. emotion — «волнение», «возбуждение») — это психический процесс, сложное состояние организма средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективного мира, приводит к действию симпатической нервной системы и повышение жизнедеятельности организма[1][2][3]. Вследствие этого повышается ритм дыхания, пульса и железе-выделениях и тому подобное, на ментальном уровне, состояние возбуждения или волнения, что сказывается сильными чувствами, и обычно импульсом относительно определенной формы поведения. Если эмоция интенсивная и долговременная — наступает нарушение интеллектуальных функций, растут тенденции относительно действия неуравновешенного или протопатического характера, возможно раздвоение личности и тому подобное.
Такие психические эмоции, как радость, испуг, горе, страх, стыд, особенно, когда они появляются неожиданно, вызывают учащение или замедление сокращений сердца. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживающими или осознанными в психике ощущениями эмоций; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаются выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувства», «аффект», «настроение» и «переживания». По степени возбуждения или успокоения различают [22,c.175]:
Стенические эмоции-подталкивают к поступкам, выражениям, увеличивают напряжение сил. Человеку трудно молчать, не действовать активно (радость, уверенность, триумф, страх, злость).
Астенические эмоции-характеризуются пассивностью, бездействием (страдания, беспокойство, страх).
По наличию оттенков удовольствия или недовольства различают:
Положительные эмоции-порождаются согласованием обстоятельств с нормами, отвечающими мировоззрению этого лица (удовольствие, радость, восторг, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, раскаяние, раскаяние совести, и др.).
Негативные эмоции порождаются отклонением обстоятельств от параметров жизнедеятельности конкретного человека как личности (горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, сожаление, разочарование, обида, гнев, презрение, возмущение, гордость, враждебность, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, отвращение и т. д.).
Также отдельно выделяют: низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являются их высшим выражением (эмоции голода, жажды, эгоизма и т. п) и выше, действительно человеческие

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы