Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Эмоционально-чувственное развитие учащихся начальной школы в процессе изучения лирических произведений.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 6
I.1. Психологические подходы к развитию личности в процессе обучения 6
I.2. Особенности эмоционально-чувственного развития детей в младшем школьном возрасте 13
I.3. Научно-методические основы эмоционально-чувственного развития учащихся начальной школы в процессе изучения лирических произведений 19
I.4. Анализ опыта эмоционального воздействия на учащихся в процессе изучения лирических стихотворений в начальной школе 24
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 33
II.1. Результаты диагностики эмоционально-чувственной сферы учащихся начальных классов 33
II.2. Апробация системы эмоционально развивающего изучения лирических произведений на уроках литературного чтения 39
II.3. Определение эффективности опытно-педагогической деятельности 46
Выводы по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение 1 60

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст является этапом развития ребенка, который охватывает период от 6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, возникших в результате взаимодействия с внешней средой. Обычно, с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система его социальных связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса – поступление ребенка в школу.
На пути своего становления как личности ребенок проходит несколько этапов психического и физического развития, которые создают предпосылки формирования и воспитания в нем различных качеств и свойств, развитие способностей и интересов, к которым он является наиболее сенситивным (наиболее восприимчивым). Такой подход в воспитании значительно облегчает взаимопонимание родителей и детей, облегчает ребенку обучение и усвоение навыков, способствует достижению в учебе лучших результатов и стимулирует к дальнейшему саморазвитию.
Эмоциональная сфера играет важную роль в процессе получения знаний, умений и навыков, при общении с окружающими и в социальной адаптации ребенка. Важная роль эмоциональной сферы в жизни ребенка в процессе получения социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной теме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы.
Исследование эмоциональной сферы представлено в работах П.К. Анохина, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова – как важнейшей системы психики, тесно связанной с когнитивной, волевой и мотивационной сферами.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в эмоциональном развитии личности, особенно в период младшего школьного возраста. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. В лирическом стихотворении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
Исследованию специфических особенностей лирического стихотворения как особого искусства посвящены работы таких ученых, как М.А. Палкин, Т.И. Сильман, Г.Н. Поспелов, В.Ф. Огнев, А.А. Михайлов и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Н.П. Каноныкина, Н.А. Щербаковой, Т.П. Сальниковой и др.
Несмотря на многочисленные исследования, недостаточно разработанной остается проблема изучения лирического произведения на уроках литературного чтения, способствующего развитию эмоционально-чувственной сферы личности детей младшего школьного возраста.
Таким образом, все сказанное выше обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования: эмоционально-чувственное развитие младших школьников в процессе изучения лирических произведений.
Предмет исследования: специфика эмоционально-чувственного развития учащихся начальной школы в процессе изучения лирических произведений.
Цель исследования: определить специфику эмоционально-чувственного развития учащихся начальной школы в процессе изучения лирических произведений.
Гипотеза исследования: изучение лирических произведений способствует эмоционально-чувственному развитию учащихся начальной школы.
Достижению поставленной цели будем способствовать решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть психологические подходы к развитию личности в процессе обучения.
2. Описать особенности эмоционально-чувственного развития детей в младшем школьном возрасте.
3. Дать характеристику научно-методическим основам эмоционально-чувственного развития учащихся начальной школы в процессе изучения лирических произведений.
4. Провести анализ опыта эмоционального воздействия на учащихся в процессе изучения лирических стихотворений в начальной школе.
5. Провести опытно-педагогическую работу по эмоционально-чувственному развитию младших школьников на уроках литературного чтения.
6. Разработать и апробировать систему эмоционально развивающего изучения лирических произведений на уроках литературного чтения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эксперимент; метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования: МБОУ Краснодонецкая СОШ ст. Краснодонецкая, Ростовская обл.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и одного приложения.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе анализа литературы об особенностях развития и становления личности младшего школьника, в частности, его эмоционально-чувственного развития, было установлено, что переход ребенка от дошкольного детства к школьному обучению является достаточно важным и сложным процессом. При этом ребенок учится с помощью взрослых управлять собственными эмоциональными состояниями, у него происходит развитие настойчивости, выдержки, самообладания. Особое значение в данном возрасте играет эмоционально-чувственное развитие детей. Главными условиями эмоционально-чувственного развития является пробуждение мысли и воли ребенка; углубление их через благородство, на основе чего возникшие чувства познаются на собственном опыте.
В курсе литературного чтения в начальных классах изучается много лирических произведений, в которых действительность отражается посредством передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора. Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров. В лирическом произведении важнейший персонаж – это лирический герой с его внутренним миром, чувствами и эмоциями, показанными в произведении. Основная функция языка лирического стихотворения состоит в выражении внутренних субъективных чувств. Работа учителя начальных классов должна состоять в том, чтобы при чтении лирических стихотворений разбудить, развить чувства детей, заинтересовать их стороны в изучаемом стихотворении.
Проведенный анализ опыта работы педагогов над лирическими стихотворениями позволил сделать ряд выводов: в подходе к анализу лирического стихотворения шаблон недопустим, поэтому педагог должен понимать своеобразие стихотворения и исходя из этого строить работу по его анализу; одним из средств эмоционального развития учащихся в процессе изучения лирических стихотворений является выразительное чтение.
В процессе работы над лирическим произведение важным является восприятие его учащимися. В процессе восприятия лирического произведения младшими школьниками может возникнуть целый ряд проблем, связанных с тем, что эмоциональная сфера младших школьников недостаточно развита для того, чтобы в полной мере сочувствовать тому, о чем идет речь в поэзии; с проблемой восприятия младшими школьниками образности текста; с выбором приемов развития речи детей на основе лирического произведения и пр. в связи с этим, задача учителя состоит в преодолении этих проблем.
Полученные на этапе констатирующего эксперимента данные показали недостаточный уровень эмоционально-чувственного развития младших школьников, что свидетельствуют о том, что с учащимися нужно проводить целенаправленную и систематическую работу по их эмоционального-чувственному развитию.
На этапе формирующего эксперимента с учетом результатов проведенного исследования для эмоционально-чувственного развития школьников нами была разработана и апробирована система работы с лирическими произведениями.
Система эмоционально развивающей формирующей работы выстраивалась нами с учетом уровней эмоционального развития учащихся экспериментального класса, т.е. носила индивидуально-дифференцированный характер.
В процессе работы над лирическим произведением мы предложили особое внимание обращать на развитие выразительности чтения, развитие интонационных навыков учащихся, анализ лирического произведения.
Проведенное исследование показало эффективность разработанной и апробированной нами системы эмоционально развивающего изучения лирических произведений на уроках литературного чтения, поскольку в экспериментальном классе, в котором апробировалась система эмоционально развивающего изучения лирических произведений на уроках литературного чтения, отмечается положительная динамика в уровнях эмоционального развития учеников. В контрольном классе, занимающемся по обычной программе, динамика отсутствовала.
Данная работа имеет свою практическую значимость, поскольку результаты данного исследования можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы; а также в практической деятельности педагога на уроках литературного чтения в процессе ознакомления младших школьников с лирическими произведениями и их эмоционального развития.
Перспективой дальнейшего исследования считаем изучение влияние лирических произведений на эстетическое развитие младших школьников; а также выявление взаимосвязи между особенностями восприятия лирического произведения и уровнем развития творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
I.1. Психологические подходы к развитию личности в процессе обучения

Понятие «развитие личности» очень широкое. Знания о психологическом развитии личности помогают осознать человеческую индивидуальность. Но в настоящее время наука не может опираться на единственную концепцию развития личности человека.
Категорией развития является процесс количественных и качественных психических, духовных и интеллектуальных преобразований, на основе воздействия внутренних и внешних условий. Ученые всегда пытались понять эти закономерности и разобраться в факторах формирования психики. На сегодняшний день эта проблема не утратила своей актуальности [Мухина 1999].
Проанализировав соответствующую литературу, можно вывести тот факт, что психологические теории включают в себя два направления о движущих силах личностного развития, а также ее становления:
1. Социогенетическая концепция. Данная концепция представляет личностное развитие в виде результата воздействия социальных факторов. Ее приверженцы отводят индивиду пассивную роль существа, адаптирующегося к окружающим условиям. Эта концепция демонстрирует личность, изначально лишенную активности. Эти идеи созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.
2. Биологизаторская концепция. Данная концепция опирается на развитие личности благодаря наследственным факторам. Благодаря этому процесс личностного развития имеет спонтанный характер. Основываясь на данной концепции, в человеке заложено от рождения формы и содержание его психической деятельности. Представители этой концепции считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут [Иванов 1989].

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы