Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология развития и возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Эмоциональная сфера поколения Z

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ И ПОКОЛЕНИЯ Z 7

1.1. Основные теории эмоций и эмоциональной сферы в психологии 7

1.2. Отличительные особенности эмоциональной сферы подростков поколения Z 15

Выводы по 1 главе 20

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Результаты исследования 25

Выводы по 2 главе 34

ВЫВОДЫ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

  

Введение:

 

В современной психологии появилось новое направление исследований, под общим названием «теория поколений», авторами которой являются Н. Хоув и В. Штраус. Она приобрела особую популярность на постсоветском пространстве. Согласно этой теории тот промежуток времени, в который родился человек, влияет на его эмоциональную сферу, так как ее стабильность и благополучие напрямую связана с отражением социальной действительности, в том числе и с взаимодействия людей разных поколений и людьми одного поколения, но имеющих различные увлечения.

В отечественной психологии накоплен обширный опыт, позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, А.С.Белкин и др.). Развитие эмоциональной сферы способствует процессу социализации человека, становлению отношений в различных сообществах.

Однако остается до конца невыясненным вопрос определения системообразующих, социально-психологических факторов, отвечающих на вопрос о влиянии в рамках одного поколения увлечений и интересов на эмоциональную сферу личности, об определяющих их идентификационных и типологических признаках.

Актуальность обращения к изучению эмоциональной сферы людей поколения Z связана с тем, что это поколение выросло в период бурного расцвета компьютерных технологий, появления и внедрения в общественную жизнь гаджетов. Представители данного поколения связаны между собой посредством интернет, различных интернет-каналов связи. Не случайно именно поколение Z называют «цифровым» поколением. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Постоянное нахождение в интернете и общение преимущественно через него не могло не сказаться на развитии данного поколения, разнообразии увлечений и интересов и его эмоциональной сфере. Именно поэтому обращение к данной теме исследования считаем актуальным.

Объектом исследования – эмоциональная сфера подростков поколения Z.

Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы подростков поколения Z.

Цель исследования – проанализировать особенности эмоциональной сферы подростков поколения Z.

Гипотеза исследования. Считаем, что подростки поколения Z, имеющие различные интересы и увлечения будут иметь специфические отличия в эмоциональной сфере.

Задачи исследования:

1. изучить основные концепции и теории эмоциональной сферы в психологии,

2. определить особенности эмоциональной сферы людей различных поколений,

3. выявить отличительные черты в эмоциональной сфере у подростков поколения Z,

4. провести сравнительное исследование эмоциональной сферы у подростков поколения Z, имеющих различные увлечения и интересы.

Для решения поставленных задач использован комплекс общенаучных методов, выбор и сочетание которых обусловлено предметом и целью исследования:

— теоретические – теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме, систематизация и интерпретация полученной информации, сравнения и обобщения теоретического и эмпирического материала;

— эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование (Методика исследования общей эмоциональной направленности (Б.И. Додонаву), Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В, Люсин), Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс);

— статистические: для выявления статистических различий, был использован U-критерий Манна-Уитни — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволит нам выявить различия в значении параметра между двумя группами.

Исследование проводилось на базе средней школы. В эксперименте приняли участие 40 подростков в возрасте от 15 до 16 лет.

Практическое значение исследования заключается в том, что основные выводы и полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования личностной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы подростков поколения Z.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области психологии, в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ научных источников свидетельствует о том, что, с одной стороны, эмоции проявляются, развиваются и формируются в общении, с другой – эмоции являются регуляторами деятельности и общения. В ходе анализа понимания сущности эмоциональной сферы в контексте поведенческого, деятельностного и психодинамического подходов было выяснено, что эмоциональное развитие характеризуется дифференциацией, обогащением переживаний и эмоционального опыта, формированием возрастных новообразований эмоциональной сферы, наличием эмоциональных свойств.

На основе теоретического анализа установлено, что эмоциональная сфера представляет собой целостную систему в единстве функционирования ее компонентов, которая обеспечивает организацию психических процессов при управлении поведением человека (регулятивных, мотивационных, информационных), отражает его субъективное отношение к действительности и выступает механизмом оценки отраженная реальность.

Подростковый возраст характеризуется резкой сменой настроений и переживаний, повышенной возбудимостью, импульсивностью, чрезвычайно большим спектром полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие подросткового комплекса, который демонстрирует перепады настроения подростков — иногда от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, действующих попеременно. Более того, следует отметить, что каких-либо видимых, значимых причин для резкой смены настроения в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это приводит к интенсивным изменениям эмоций.

Именно поэтому нам интересно определить, как страсть современных подростков влияет на их эмоциональную сферу.

Сравнительное исследование эмоциональной сферы современных подростков, которые имеют различные увлечения и интересы. Позволило нам выявить, что подростки, увлекающиеся творчеством, имеют: потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов; ярко выраженную потребность в общении; стремление к необычному, таинственному; потребность в восприятии прекрасного.

В целом для подростков, увлеченных компьютером, характерен средний уровень ЭИ, тогда как подростки, увлеченные творчеством, по данной методике показали высокие результаты. Они считают себя компетентными как в опознании своих эмоций, так и эмоций других людей. Кроме этого, они считают себя способными управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.

Среди подростков, увлеченных компьютером, основными эмоциональными состояниями стали: тревожность, пониженная энергичность, некоторая подавленность и неуверенность в себе, которые могут свидетельствовать о заниженность показателей самооценки психических эмоциональных состояний.

Таким образом, гипотеза в данном исследовании доказана полностью. Действительно сфера увлечений и интересов влияет на эмоциональную сферу современных подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ И ПОКОЛЕНИЯ Z

1.1. Основные теории эмоций и эмоциональной сферы в психологии

Проблеме исследования эмоциональной сферы человека в зарубежной и отечественной психологии придается большое значение ввиду того, что именно в этой сфере развиваются такие важные качества личности, как чуткость в отношении к другим людям, их переживаниям, собственное эмоциональное самоощущение, которое отражает целостное отношение человека к миру.

В ряде исследований ученых (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.) встречаются два подхода к пониманию эмоций, а именно, «эмоции» и «чувства» как синонимы одного значения [3].

В частности, С.Л. Рубинштейн указывает на то, что чувства являются продуктом развития элементарных эмоций[33]. В то же время в других работах (Е.П. Ильин) эмоции, чувства и переживания рассматриваются как разные по значению [21].

В частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и чувства детей органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд и др. [4].

Разделяя точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет, что эмоциональная сфера является интегрированным образованием, в состав которого входят не только эмоции, чувства, но и эмоциональные состояния, и определяет их как специфический вид психического состояния, проявление эмоционального явления в форме настроения, аффекта, страсти, фрустрации, стресса [17].

На сегодня нет четкого определения понятия «эмоциональная сфера». По мнению Е.П. Ильина, эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональное состояние (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоционально устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно четкие дифференцирующие признаки [17].

Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Впрочем, большинство ученых эмоциональную сферу рассматривают как одну из основных регуляторных систем, обеспечивающую активные формы жизнедеятельности организма [17].

В контексте мотивационного подхода эмоциональное развитие считается основной стороной формирования личности, поскольку эмоции связаны с важными мотивационными процессами, потребностями и их удовлетворением. Рассматривает их как систему К.Э. Изард и трактует эмоции как сложный психический процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживающие аспекты. По мнению ученого, вследствие врожденных механизмов, лежащих в их основе, некоторые эмоции, организованные иерархически [16].

В исследованиях Л.Я, Гозману констатировано, что целостное определение эмоций должно учитывать три аспекта [13]:

1) переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;

2) наличие физиологической активации процессов, которые происходят в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;

3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, которые можно наблюдать. По убеждению К.Э. Изард [16], в жизни человека эмоции выполняют экспрессивную и коммуникативную функции, помогают обмену информацией (с помощью эмоционально-выразительных движений – мимики, пантомимики, жестов) между людьми о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Они являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

В поле физиологического подхода эмоция трактуется как следствие внутренних, физиологических процессов, которые происходят в организме [4].

Как считает Г.М. Бреслав эмоции имеют мобилизационную, интегративно-защитную роль в жизни человека. Ученый говорит, что эмоции выступают сигналом о полезном или вредном влиянии на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм реакции организма в ответ, что заключается в интеграции всех функций организма [7].

Сторонники когнитивного подхода доминирующую роль в эмоциональном развитии личности отдают когнитивным процессам, которые обеспечивают обработку эмоциональной информации [20]. В когнитивных теориях эмоция рассматривается как система сигналов о нарушениях психической деятельности субъекта, то есть сигнальной функции эмоций. Однако это назначение эмоций не выполняется самостоятельно, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями.

В контексте деятельностного подхода эмоциональная сфера соотносится с понятием эмоционального развития, заключающимся в закономерном (последовательном) формировании личностных и эмоциональных новообразований (С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).

С позиций психодинамического подхода понятие эмоциональная сфера интерпретируется неоднозначно: в различных концепциях эмоции представлены в конструктивных и деструктивных значениях, а следовательно, могут рассматриваться в альтернативных диагностических позициях [8]. В частности, как утверждает М.Н. Русалова, эмоции, эмоциональные явления являются неотъемлемым компонентом структуры личности, это основные, фундаментальные образования личности. Соответственно можно утверждать не только об эмоциях и чувствах, но и об эмоционально-личностной сфере, которая составляет особый класс психических явлений, которые имеют свои специфические характеристики [34].

По классификации Е.П. Ильина, эмоции делятся на простые, что является непосредственным отражением взаимоотношений человека с теми или иными объектами, и сложные, у которых это отражение имеет опосредованный характер. По силе, характеру проявления и стойкости среди эмоций выделяются аффекты и настроения [17].

Все эмоциональные явления разделяет на три класса: 1) аффект; 2) собственно эмоции, учитывая стресс; 3) чувства, то есть долговременные и обобщенные отношения к себе и миру.

По классификации С.Д, Максименко к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции, которые включены во все психические процессы и состояния человека. То есть любые проявления ее активности сопровождаются эмоциональными переживаниями[30].

Анализируя простые эмоции авторы утверждают, что они возникают в результате непосредственного воздействия на организм определенных объектов, связанных с удовлетворением первичных потребностей человека.

Эмоциональные свойства человека являются индивидуальными проявлениями эмоциональной сферы и сигнализируют о устойчивость эмоциональных проявлений, их закрепленность, повторяемость. Это прежде всего выражается в таких чертах личности, как эмоциональность (устойчивая склонность к переживанию эмоций определенной модальности), тревожность (склонность к специфических переживаний, волнения, опасения, беспокойства, эмоциональная ответ на возможные неприятности, непредвиденные значимые ситуации), эмоциональная устойчивость – неустойчивость (тяжесть или легкость возникновения негативных проявлений, дезорганизующего влияния эмоций).

Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом, который определил, что структура эмоций включает три основных измерения:

1) удовольствие-неудовольствие;

2) возбуждение-успокоение;

3) напряжение-решение.

К составляющим эмоционального развития Б.И. Додонова относит следующие:

— перцептивный компонент (способность воспринимать эмоциональное состояние человека по признакам, которые наблюдаются);

— когнитивный компонент (совокупность знаний о причинах и формах проявлений эмоций, что когнитивный компонент предполагает опосредованность мышлением, в отличие от перцептивного компонента, в основе которого лежит непосредственное зрительное восприятие);

— вербальный компонент (развитие «языка эмоций» и способность к вербализации эмоциональных состояний);

— рефлексивный компонент (способность понимать собственные эмоциональные состояния и ориентироваться в своем эмоциональном опыте). В контексте когнитивного подхода эмоция как психическое явление включает в свою структуру предмет эмоции (то есть ее причину) и отношение [17].

Анализируя различные модели психологической структуры эмоциональной сферы, которые описаны в психолого-педагогических исследованиях мы считаем, что эмоциональная сфера, это целостная система в единстве функционирования ее компонентов, которая обеспечивает организацию психических процессов в управлении поведением человека (регуляционную, мотивационную, информационную), отражающая ее субъективное отношение к действительности и выступает механизмом оценки отражаемой действительности. В этом контексте мы рассматриваем эмоциональную сферу как единство четырех функциональных компонентов: перцептивного, когнитивного, вербального, экспрессивного. Первый компонент связан с восприятием эмоциональных состояний человека по внешним признакам; второй – с обобщенной системой знаний об эмоциях, пониманием и определением их причин и проявлений; третий – с вербализацией эмоций; четвертый — с совокупностью эмоциональных проявлений: экспрессивных (мимика, пантомимика), поведенческих и физиологических.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы