Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Эмоциональная неустойчивость как состояние и как свойство личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1
Теоретический анализ проблемы эмоциональной неустойчивости как состояния и как
свойства личности. 6

1.1
Теоретический анализ представленности проблемы эмоциональной неустойчивости в
отечественной и зарубежной психологической литературе. 6

1.2 Проблема
эмоциональной неустойчивости как состояния и как свойства личности  11

1.3 Специфика
эмоциональной неустойчивости студентов как состояния и как свойства личности. 16

2.
Эмпирическое исследование эмоциональной неустойчивости как состояния и как
свойства личности. 20

2.1 Организация,
этапы и методы эмпирического исследования. 20

2.2 Анализ
полученных данных и интерпретация результатов. 21

Заключение. 26

Список
литературы.. 28

  

Введение:

 

Проблема
эмоциональной неустойчивости в психологии представляется достаточно актуальной
и интересной. Любые ситуации и меняющиеся условия в жизни человека
сопровождаются определенными преобразованиями в его эмоциональной сфере и
эмоциональными реакциями. От того, насколько человек способен контролировать
собственный эмоциональные переживания, сдерживать их, зависит его
стрессоустойчивость, способность к преодолению сложных и кризисных ситуаций. В
это связи возникают такие понятия, как эмоциональная устойчивость как
способность к удержанию определенного эмоционального состояния, контролю над
собственными переживаниями, а также эмоциональная неустойчивость как
неспособность контролировать собственные эмоциональные переживания, что
приводит к быстрой смене эмоциональных реакций, своеобразным «эмоциональным
качелям».

Актуальным
является исследование эмоциональной неустойчивости в студенческом возрасте, так
как именно в это время субъект подвергается значительным стрессам, сталкивается
с разнообразными неблагоприятными факторами, такими как нехватка времени,
недосып, эмоциональное и психическое напряжение в ситуациях экзаменов и др.
Наличие эмоциональной устойчивости является необходимым условием для успешного
осуществления и завершения профессионального обучения. Если же у студента
наблюдается эмоциональная неустойчивость, то это мешает ему эффективно осуществлять
учебную деятельность, что, несомненно, сказывается на качестве его
профессиональной подготовки.

Также
следует отметить, что если вопрос эмоциональной устойчивости изучается учеными
весьма активно, то проблема эмоциональной неустойчивости исследована
недостаточно. Проблема эмоциональной неустойчивости в целом исследовалась
такими учеными, как Дж. Гилфорд, П.
Фресс, Р. Кеттелл, В.Г. Норакидзе, А.Ф. Лазурский и др. Проблема эмоциональной
неустойчивости в студенческом возрасте изучалась в работах следующих
исследователей: Е.Г. Щукина исследовала вопрос взаимосвязи эмоциональной
неустойчивости студентов и возникновения у них дезадаптивных форм поведения;
Е.А. Чудина исследовала особенности проявления эмоциональной неустойчивости
личности; Р.Х. Цечоева рассматривала проблему организации психологической
помощи и психологического сопровождения студентов, обладающих эмоциональной
неустойчивостью, в условиях обучения в вузе; Савченков А.В. исследовал
особенности эмоциональной неустойчивости студентов педагогических
специальностей, а также ее влияние на эффективность учебной деятельности
студентов и т.д. Однако анализ научной литературы показал, что особенности
эмоционалной неустойчивости в студенческом возрасте изучены недостаточно.

Соответственно,
проблема особенностей эмоциональной неустойчивости в студенческом возрасте и ее
влияния на эффективность учебной деятельности молодых людей является актуальной
и перспективной для научного исследования.

Цель
исследования: выявить особенности эмоциональной неустойчивости как состояния и
свойства личности в студенческом возрасте.

Объект
исследования: эмоциональная неустойчивость как свойство и состояние.

Предмет
исследования: эмоциональная неустойчивость как свойство и состояние личности в
студенческом возрасте.

Задачи
исследования:

1) На основе анализа психологических исследований
дать характеристику эмоциональной неустойчивости;

2) Выявить особенности эмоциональной
неустойчивости как состояния и свойства личности;

3) Охарактеризовать особенности эмоциональной
неустойчивости как состояния и как свойства личности в студенческом возрасте;

4) Дать психологическую интерпретацию
особенностей эмоциональной неустойчивости как состояния и свойства личности в
студенческом возрасте.

Гипотеза:
для студентов характерен высокий уровень эмоциональной неустойчивости как
состояния, что обусловлено особенностями учебной деятельности в вузе
(необходимостью адаптироваться в новой среде, высокая стресогенностью данной
деятельности, большой поток информации и т.д.).

База
исследования. Исследование проводилось на базе СКФУ,
в нем приняли участие 15 студентов 2 курса, направления подготовки
«Лингвистика».

Этапы
исследования:

1. Провести анализ научных психологических
исследований эмоциональной неустойчивости как состояния и как качества личности.

2. Сформулировать научный аппарат
эмпирического исследования: определить цель и задачи, сформировать выборку,
отобрать диагностический инструментарий;

3. Реализовать эмпирическое исследование
эмоциональной неустойчивости в студенческом возрасте;

4. Провести качественный и количественный
анализ полученных данных, сформулировать выводы по результатам исследования.

Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, психологическое тестирование (методика В.В. Бойко «Прогноз»),
качественный и количественный анализ полученных данных

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
основе анализа научной литературы можно сделать вывод, что эмоциональная
устойчивость или неустойчивость – это определенный комплекс эмоциональных
реакций, который возникает в ответ на воздействие неблагоприятных,
стрессогенных факторов. Как правило, под эмоциональной неустойчивостью
понимается быстрая смена эмоциональных состояний разной модальности: быстрые
перепады от радости к злости и т.д. Также к понятияю «эмоциональная
неустойчивость» относится неспособность достаточно длительно переживать то или
иное чувство, эмоциональное состояние. Эмоциональная неустойчивость может
функционировать как определенное состояние, если она возникает единовременно в
определенно ситуации, или как свойство личности, если она отмечается в
поведении субъекта постоянно. Ряд исследователей относят эмоциональную
неустойчивость как свойство личности к диагностическим признакам психических
нарушений и патологий.

Исследователи
дифференцируют эмоциональную неустойчивость как состояние и как качество
личности. Эмоциональная неустойчивость как качество личности является постоянно
проявляющейся особенностью конкретного человека. Различные исследователи
связывают эту особенность с особенностями нервной системы, темпераментом
субъекта, особенностями воспитания и эмоционального реагирования окружающих.

Эмоциональная
неустойчивость как состояние является результатом воздействия различных
неблагоприятных факторов: интенсивного воздействия неблагоприятных, стрессовых
факторов, возникновения травмирующих, кризисных ситуаций, существенного
изменения условий окружающей среды, что вызывает необходимость адаптироваться,
высокая информационная нагрузка и т.д.

Эмоциональная
неустойчивость в студенческом возрасте может быть связана с тем, что они
оказываются в достаточно сложных и часто меняющихся условиях деятельности.
Выраженная эмоциональная неустойчивость может снижать уровень и эффективность
адаптации студентов к условиям обучения, ухудшать качество учебной деятельности
студентов.

Нами
было проведено исследование эмоциональной неустойчивости студентов. В исследовании
приняло участие 15 человек, для его проведения были применены две методики. В
результате проведенного исследования было установлено, что для данной выборки
является типичным достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости.
Это относится к факторам, позволяющим сохранить достаточно высокую
эмоциональную устойчивость. Соответственно, согласно полученным данным, у
респондентов данного исследования нет предпосылок для развития эмоциональной
неустойчивости и как состояния, и как качества личности.

Низкий
уровень эмоциональной неустойчивости также подтверждается исследованиями
типичной эмоциональной реакции в данной выборе. Большинство респондентов
продемонстрировали склонность к эмоциональным реакциям по эйфорическому типу,
что указывает на стабильность эмоциональных проявлений. В результате данного
исследования было установлено, что уровень эмоциональной неустойчивости
студентов достаточно низкий, что говорит о том, что выдвинутая нами гипотеза:
для студентов характерен высокий уровень эмоциональной неустойчивости как
состояния, что обусловлено особенностями учебной деятельности в вузе
(необходимостью адаптироваться в новой среде, высокая стресогенностью данной
деятельности, большой поток информации и т.д.) — не подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретический анализ проблемы эмоциональной неустойчивости
как состояния и как свойства личности

1.1 Теоретический анализ представленности проблемы
эмоциональной неустойчивости в отечественной и зарубежной психологической
литературе Проблема
психологической устойчивости в целом и эмоциональной устойчивости и ее
противоположного полюса – неустойчивости рассматривалась различными
представителями отечественной и зарубежной психологии. Впервые проблема
психологической устойчивости была подвергнута анализу в работах Л.И. Божович
как отражение процесса становления социальных по своему происхождению и
нравственных по содержанию мотивов поведения.

В
дальнейшем вопрос устойчивости личности исследовал В.Э. Чудновский, интерпретируя
ее как способность субъекта сохранять в различных условиях социальной
нестабильности личностные позиции, применять разнообразные стратегии защиты в
отношении феноменов, противоречащих его личным установкам, убеждениям и картине
мира в целом [16].

Согласно
представлениям данного исследования, поведение социально активного субъекта детерминировано
двумя стратегиями действия: адаптация к меняющимся условиям и трансформация
непосредственно обстоятельств. Прибегая ко второй стратегии поведения, субъект
развивает и раскрывает собственную социальную активность, проявляет себя как
устойчивая личность. Исследуя данное обстоятельство, В.Э. Чудновский выделил
четыре уровня устойчивости личности:

1. Первый уровень – ситуационная неустойчивость.
Для этого уровня является типичным доминирование элементарных, наиболее простых
потребностей, удовлетворение которых связано с ситуационными аспектами.
Соответственно, в данном случае можно говорить о низком уровне нравственной
саморегуляции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы