Курсовая с практикой на тему Эмоциональная нестабильность младших школьников как причина возникновения конфликтных ситуаций в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Характеристика
эмоциональной нестабильности в начальной школе. 9
1.3 Особенности
конфликтного поведения в начальной школе. 13
Выводы по главе 1. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ.. 20
2.1. Организация и методы исследования. 20
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. 22
Выводы по главе 2. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность. Ребенок
младшего школьного возраста находится в состоянии динамично развивающихся
психических свойств, одним из которого является эмоциональная устойчивость. К
сожалению, одним из распространенных феноменов в этом возрасте является
эмоциональная нестабильность ребенка в психическом развитии, от степени
проявления которой зависит как процесс социализации и адаптации в школе,
уровень взаимоотношений с социумом, так и сама успешность образовательного
процесса, освоение знаний.
На
современном этапе социализация представляет новые, усложненные требования не
только к психофизической конституции ребенка и его интеллектуальным
возможностям, но и к целостной личности, прежде всего к ее
социально-психологическому уровню. Наряду с этим происходит резкое ухудшение условий
жизни, привычной среды, часто возникают психотравмирующие ситуации. Все это
приводит к тому, что проблема нарушений эмоциональной сферы в обществе
становится все более актуальной.
Большинство исследователей
в области психологии сходятся в единстве мнения о том, что причины многих
психологических проблем личности уходят своими корнями в период детства, именно
в этом возрасте происходит формирование эмоциональной целостности под влиянием
социального окружения, взаимоотношений с семьей и окружающими.
Период
младшего школьного возрастя является достаточно сложным временем для ребенка –
переход из одной социальной среды в другую, связанный с началом образования
может стать причиной эмоциональной нестабильности и вызвать нарушения в
психическом развитии. Именно эмоциональная сфера является наиболее уязвимой в
этот период.
Нарушение
эмоциональной сферы, выраженной в росте тревожности и эмоциональной
нестабильности отмечается исследователями в настоящее время с устойчивой
динамикой роста (Озерова С.А.[1], Прихожан
А.М.[2] и др.).
Опасность данного явления заключается в том, что отсутствие эмоциональной
стабильности влияет на выбор стратегии, которой руководствуется личность
попадая в конфликтную ситуацию, об этом говорят проведенные исследования ряда
ученых (Азарных Т.Д.[3],
Спилбергер Ч.Д.[4]).
Исходя из проведенных исследований, современная педагогическая психология
ставит акцент на проблеме взаимозависимости эмоциональной неустойчивости и
стратегией поведения в конфликтной ситуации младшего школьника, поскольку от
того, каким будет его поведение в данной ситуации зависит его успешность в
учебной деятельности и процесс личностного становления.
Среди исследований эмоциональной сферы, эмоциональных
нарушений и конфликтного поведения наиболее разработанным направлением признают
изучение стратегий поведения субъекта в конфликтных ситуациях (Н.В. Гришина[5], Н.И.
Леонов[6], Дж. Г.
Скотт[7], К.
Томас и др.), само же поведение в конфликтных ситуациях в состоянии
эмоциональной нестабильности является недостаточно изученным и разработанным. Все
это обусловило выбор и актуальность темы исследования.
Цель исследования –
изучить особенности поведения в конфликте учащихся младшей школы с разным
уровнем эмоциональной нестабильности.
Объект исследования –
младшие школьники с эмоциональными нарушениями.
Предмет
исследования — поведение
в конфликте учащихся младших классов с разным уровнем эмоциональной
нестабильности.
Задачи исследования:
— дать психолого-педагогическую
характеристику младшего школьного
возраста;
— описать особенности эмоциональной
нестабильности в начальной школе;
— выявить особенности конфликтного
поведения в начальной школе;
— изучить поведение в конфликте
обучающихся младших классов с разным уровнем эмоциональной нестабильности.
Методами исследования выступают следующие:
1. Теоретические методы – изучение и обобщение психолого-педагогической
литературы по теме исследования, анализ.
2. Эмпирические метод – проведение эмпирического исследования,
тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Для
решения поставленной цели и задач использовались следующие методы:
теоретические – анализ литературы; практические – методы тестирования с
использованием методик – Тест Люшера (позволяет выявить особенности
эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности), опросник К. Томаса
«Стратегия поведения в конфликтной ситуации» (определение стратегий поведения в
конфликтных ситуациях).
Структура
исследовательской работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. [1] Озерова С.А.
Психологические особенности структуры личности тревожного подростка:
диссертация … кандидата психологических наук.
– М., 1999, 179 с. [2]Прихожан А.М.
Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная
динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2000. 304 с. [3] Азартных Т.Д. Основы психологии: Учеб. Пособие. — Воронеж: ВГТА,
2002. 369 с. [4] Спилбергер Ч.
Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия:
[учебное пособие]. – СПб.: Пер Сэ, 2008. [5] Гришина Н.В.
Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2008. — 344 с. [6] Леонов Н.И.
Конфликты и конфликтное поведение. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с. [7] Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев, Внешторгиздат,
1991. — 200 с.
Заключение:
Современная педагогика и психология
активно изучает проблемы эмоционального нарушения школьника на этапе его
социализации, однако единства в подходах среди отечественных и зарубежных
исследователей к данным нарушениям нет.
На этапе младшего школьного возраста
происходит формирование самооценки, ценностных ориентаций, чувства собственного
достоинства, самоуважения и самостоятельности, устанавливается эмоциональная
сфера взаимодействия ребенка с социумом.
В этом возрасте происходят серьезные
изменения психоэмоциональной сферы, связанные с переходом ребенка
образовательную деятельность и сменой социального пространства. При этом
установление новых взаимоотношений с окружающим ребенка социумом становится
неизбежной реальностью. Нередко этот процесс сопровождается противоречиями и
конфликтами, как между микросредой и ребенком, так и внутренними противоречиями
младшего школьника, в основе которых лежит самооценка, стремление к
самоутверждению и удовлетворению своих потребностей, а также личностные
установки и убеждения, заложенные семьей и дошкольными образовательными
организациями.
Сфера межличностностных отношений
неизбежно сталкивается рано или поздно с конфликтными ситуациями по причине
разности интересов, потребностей и целей и младший школьный возраст не является
исключением. С одной стороны, конфликт является разрушающим фактором совместной
деятельности индивидов, нередко приводящий к долговременному открытому или
скрытому противоборству и негативно оказывает влияние на эмоциональную сферу
человека. Однако, с другой стороны, конфликт способен обнажить внутренние
противоречия в коллективе сверстников. При этом важно, какой эмоциональной
зрелостью в данном случае обладают конфликтующие стороны. Исследование,
проведенное среди младших школьников, показало, что дети с проблемами
эмоциональных нарушений менее склонны к использованию эффективной стратегии
поведения, такой как «сотрудничество». Таким образом, между
эмоциональной нестабильностью и стратегиями поведения в конфликте существуют
взаимосвязь.
Период младшего школьного возраста
характеризуется освоением новых социальных ролей, становлением эмоциональной
сферы, начальным этапом овладевания жизненным опытом в области межличностного
общения. Коллектив ровесников нередко характеризуется противоречием интересов,
приводящим к конфликтным ситуациям и при нарушении эмоциональной стабильности
ребенок все еще не в состоянии выбрать конструктивные пути решения.
Важная задача педагогов младшей
школы не только локализовать возникшие противоречия в группе ровесников, но и
предупредить их возникновение, что так же полезно для накопления жизненного
опыта ребенка.
Проектирование и реализация
действенных коррекционных программ снижения детской эмоциональной
нестабильности, индивидуализация обучения и воспитания, по нашему мнению,
обеспечит успешность решения проблем детей на этапе вхождения в школьную жизнь и
на протяжении всего времени обучения.
Итак,
анализ психолого-педагогической исследований свидетельствует о том, что
эмоциональная устойчивость имеет важное значение в воспитании и обучении
младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста Период обучения в
начальной школе принято называть младшим школьным возрастом. Возрастные границы
этого периода могут варьироваться в зависимости от страны и её культуры. В
России эта граница в 1943 г. снизилась с 8 до 7 лет, в 1984 — до 6 лет. Условно
можно считать младшими школьниками детей в интервале от 6-7 до 10-11 лет.[1]
Возраст младшего
школьника исследователями рассматривается как наиболее благоприятный период в
формировании личности. Установленные в этом возрасте ориентиры ценностей имеют
силу инерции, регуляторы поведения, сформированные на этом этапе достаточно
устойчивы. С проекцией на будущее, они лежат в основе жизненной позиции
человека, влияющие на его взаимоотношения в обществе и определяют его будущее.
Определенные
психофизиологические характеристики, являющиеся определенным набором в развитии
личности отличают учащегося начальных классов от других периодов. В сравнении с
дошкольниками у младшего школьного возраста более устойчивая, уравновешены
процессы нервного возбуждения и торможения.
Так же этот период
характеризуется появлением множества психолого-социальных новообразований,
связанных с мышлением, психикой и способностями ребенка. Именно в период с 7 до
12 лет ребенок стремится иметь собственное мнение на все. Появляется множество
причин, влияющих на его самооценку, а также формирование суждений о собственной
значимости. [1] Школьный возраст
// Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
– 560 с.