Учитель биологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Элементы занимательности на различных этапах урока, как способ формирования познавательного интереса к изучению биологии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Психолого-педагогические основы формирования мотивации, учебно-познавательной деятельности по биологии 5
1.1. Познавательный интерес как качество личности, условия его формирования 5
1.2. Способы повышения познавательного интереса к учению 15
2. Методика формирования мотивации к изучению биологии 24
2.1. Формирование мотивации через включение элементов занимательности в процесс обучения биологии 24
2.2. Формирование мотивации посредством организации игровой деятельности учащихся 35
Заключение 46
Список используемой литературы 48

 

  

Введение:

 

Сегодняшняя школа пребывает на стадии динамического обновления, непрерывно совершенствуется содержание, организационные формы, а также инновационные технологии обучения [1]. Невзирая на это, педагоги часто встречают у детей нежелание учиться. Однако, на сегодняшний день ученики средней общеобразовательной школы должны иметь не только определенную совокупность знаний, умений и навыков, но и обладать богатым внутренним потенциалом, способствующим личной актуализации, личному образованию в процессе образовательной деятельности, формированию активных жизненных позиций [8]. По этим причинам главной задачей, которая стоит перед педаго-гом в общеобразовательной школе, является формирование психолого-педагогической атмосферы для становления учебной мотивации [1].
Термин «мотивация» в человеке, по общему мнению, охватывает все типы мотивов, побуждений, потребностей, интересов, стремлений, целей, побужде-ний, мотивационных установок или склонностей, идеалов. В самом широком смысле мотивация в некоторых случаях может определяться как детерминация поведения в целом. Это предусматривает изучение мотивации в качестве циклического процесса постоянного взаимного влияния и трансформации, в которых субъект действия и ситуация взаимно воздействуют друг на друга. Итогом является фактически наблюдаемый тип поведения. Мотивация в этой ситуации изучается как процесс постоянного выбора и принятия решения, основанный на взвешивании поведенческих альтернатив. Мотивация поясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремления к достижениям определенных целей [2, 5, 11].
Присутствие у детей мотивов хорошо исполнять все требования школы, показать себя с наилучшей стороны, делает его активным в отборе и запомина-нии требуемого материала.
Отсутствие учебной мотивации – это один из факторов низкой успеваемо-сти учеников. Задача педагога состоит в том, чтобы создать устойчивую мотивацию неуспевающих учеников к достижению успеха, в то время как у них обычно развивается мотивация избегать неудачи. Точно так же педагог должен размыть «провальную позицию» и повысить самооценку каждого ученика. Общая атмосфера в школе и классе, установление отношений демократическо-го сотрудничества между учителем и учеником способствуют формированию положительной мотивации к обучению.
В сложившихся обстоятельствах задачей любого преподавателя является обеспечение возникновения, сохранения и преобладания в душе ученика учебно-познавательных мотивов [3]. Невозможно не согласиться с мнением педагогов-психологов о том, что создание учебной мотивации является одной из центральных проблем сегодняшней школы.
Актуальность исследования обусловлена непосредственно образователь-ной деятельностью, обновлением образовательного содержания, создание у учеников приёмов к самостоятельному приобретению знания.
Цель исследования: рассмотреть аспекты применения элементов занима-тельности на различных этапах урока, как способа формирования познава-тельного интереса к изучению биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии.
Предмет исследования: способы формирования познавательного инте-реса при изучении биологии
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования моти-вации, учебно-познавательной деятельности по биологии.
2. Изучить способы повышения познавательного интереса к изучению биологии.
3. Подобрать примеры занимательности и игровые приемы, которые можно использовать на уроках биологии.
4. Разработать конспект экскурсии с использованием игровых приемов.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в соответствии с представленным анализом литературы, инте-рес – это чувственно-оценивающее отношение личности к процессу соб-ственной деятельности. Именно познавательный интерес является дей-ственным образовательным средством, кроме того, он является важным образовательным мотивом. Процесс развития интереса к познанию, как правило, проходит несколько уровней. Познавательный интерес укрепляет влияние учителя на обучающихся, кроме того, именно интерес активизи-рует поисково-исследовательскую деятельность школьников и выступает особой составляющей воспитательно-образовательного процесса.
Технологии в повышении познавательного интереса к учению: тех-нология проектирования и исследования; игровая технология и игры; тех-нология интеграции (интегрированные уроки); технологии проблемного учения; информационно-коммуникационные технологии.
На уроках биологии учитель мотивирует учащихся к учебно-исследовательской деятельности, формирует у них основные методические знания и умения. Например, знания о законах биологии как науки, знания о биологическом эксперименте и наблюдении, умение выполнять поста-новку опыта, работу с лабораторным оборудованием. Для учащихся этого возраста целесообразно предлагать учебно-исследовательские задания с развлекательными элементами, которые вызывают интерес к предмету в целом.
Удовлетворить детское любопытство, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему освоить способы познания свя-зей между предметами и явлениями позволяет игровая деятельность.
В дидактических играх ребенок без напряжения, без целенаправлен-ной подготовки учится наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать действия планирования и прогнозирования. Использова-ние игровых ситуаций и игр на уроке позволяет организовывать учебный процесс, содействующий вовлечению в образовательную деятельность большое количество учащихся и разнообразить самостоятельную работу школьников, а также повысить их познавательный интерес к обучению биологии.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Щукина Г.И. выявила определенные свойства и отличительные черты понятия «интерес». Они заключаются в следующем:
 во взаимосвязи с потребностью личности в познании;
 первые признаки наличия познавательного интереса у личности можно рассмотреть еще в детстве;
 интерес к познанию включает две составляющий (объективную и субъективную);
 существует прямая взаимосвязь с положительными чувствами к предмету, который вызвал познавательный интерес [42].
В дополнение к перечисленным особенностям М.А. Пастушкова ин-терес к познанию характеризует волевой нацеленностью [26]. Он нацелен непосредственно на сам образовательный процесс и его результаты, и яв-ляется существенным мотивом для учащихся, так как дает возможность привносить чувственный опыт в обучение, побуждает учащихся к самосто-ятельности. За счет этого образовательный процесс превращается в более продуктивный, творческий, что, безусловно, сказывается на закреплении интереса.
Открытие нового знания, преодоление появляющихся сложностей, несомненно, вызывает гордость, успешность, чувство удовлетворенности собственных амбиций, то есть создает необходимый эмоциональный фон, свойственный интересу. У учащихся в одном классе познавательный инте-рес может обладать различной степенью и характером проявления. Это связано с разным личным опытом обучающихся и индивидуальным путем развития.
В соответствии с работами Г.И. Щукиной можно отметить, что по-знавательный интерес может относиться к одному из четырех уровней [42]:
• первый уровень – любопытство. Интерес обладает открытым, непосредственным характером. Любопытство учащегося подкрепляется только занимательностью определенной дисциплины. У учеников еще не отмечают стремлений к познаниям. На этапе любопытства ученик может довольствоваться только ориентировкой, которая взаимосвязана с занима-тельностью некоторого предмета либо ситуации.
• второй уровень – любознательность. Для этого уровня харак-терно наличие у учащихся догадок, отмечается процесс поиска, использо-вание уже усвоенных знаний и приобретенных навыков. Он характеризу-ется желанием расширить пределы «видимого». Ученики самостоятельно включаются в деятельность, а когда появляются сложности они учатся са-ми находить причины таких действий. Наличие любознательности у школьника имеет важное для него значение как для личности. В соответ-ствии с работами Т.В. Костаевой данная черта рассматривается как осно-ва, которая, несомненно, гарантирует постоянное стремление учащегося к изучению неизвестного [20]. Так, другие авторы отмечают, что любозна-тельность – это рассеянное понятие, которое не ориентируется на опреде-лённые предметы и деятельность [18]. Некоторые замечают, что суще-ствуют отличительные черты, описывающие любознательность как некую форму деятельности. Так именно она обеспечивает успех в интеллектуаль-ной деятельности, является связующим звеном между рефлексом и дея-тельностью и гарантирует наименьшее напряжение и утомление. Присут-ствие некоторых противоречий в деятельности учащихся влечет за собой поиск возможных решений и как следствие гарантирует развитие любозна-тельности;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы