Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Элементы словообразовательного анализа на уроках русского языка в начальной школе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Лингво-методические основы словообразовательного анализа на уроках русского языка в начальной школе 5
1.1. Словообразование как наука. Основные способы русского словообразования 5
1.2. Словообразование имен существительных 9
Глава II. Элементы словообразовательного анализа на уроках русского языка в начальной школе 20
2.1. Анализ программы по русскому языку для начальной школы 20
2.2. Система работы по формированию словообразовательных навыков у младших школьников при изучении имени существительного в 3 классе 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37

  

Введение:

 

Ф.И. Буслаев, обратил внимание на словообразовательную работу в русском языке. Именно это понимание обеспечивает точный и осознанный выбор слов на естественном языке. К.Д. Ушинский также указал, что на ранних этапах обучения русскому языку важны словообразование и особенности его развития.
Словообразование является полезным материалом для решения проблемы развития логического мышления учеников. Недооценивать тот факт, что обучение словообразованию приводит к следующему: фиксированные навыки правописания (знание префиксов и суффиксов, присутствующих в языке) и способность управлять ими в речи для создания новых слов.
Словообразование является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей и одним из самых простых способов понять семантику слов.
При работе над развитием словарного запаса у учащихся начальной школы необходимо учитывать современные языковые и психолингвистические понятия о словах, структурах слов, закономерностях формирования словарного запаса в онтологии и особенностях словарного запаса учащихся языковой патологии. Учитывая эти факторы, словарный запас осваивается в следующих аспектах:
— расширять словарь, одновременно расширять представление представлений об окружающей действительности и формировать познавательную деятельность (мышление, восприятие, мысль, память, внимание и т. д.);
— уточнить значение слов;
Семантическая структура слова формируется путем объединения его основных компонентов;
-Организация словарной системы в области семантики;
-Активировать словарь, улучшая процесс поиска слов из пассивного словаря в активный словарь.
Обогащение словаря в основном основано на материалах существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
В настоящее время тот факт, что ученики начальной школы вряд ли любят книги, усугубил проблему. Книги являются основным источником словарного запаса. Дети же предпочитают интернет. Он помогает им общаться со своими сверстниками. Словарный запас учащихся обогащает разговорный язык, но это не настоящий источник словарного запаса. В этом случае уроки русского языка играют особую роль. В то же время анализ российских учебников показывает, что возможность систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся до конца не изучена.
Цель: теоретически обосновать и разработать упражнения по формированию словообразовательных навыков у младших школьников при изучении имени существительного в 3 классе.
Объект: словообразование как наука.
Предмет: формирование словообразовательных навыков у младших школьников.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
— рассмотреть словообразование как науку, проанализировать основные способы русского словообразования;
— изучить словообразование имен существительных;
— проанализировать программы по русскому языку для начальной школы;
— предложить методические рекомендации по работе со словообразовательными моделями в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологической основой исследования явились научно-теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, которые подтверждают коммуникативные и когнитивные функции языка; программы, методические указания и пособия для обучения русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена работами В.В. Бабайцева и соавт. Методологические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены работами Т.А. Ладыженская, М.Р. Львовская и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При изучении русского языка в основной школе большое внимание уделяется словообразованию, закрепляющему теоретический материал учебной дисциплины. Цель словообразовательного анализа − установить, как образовано слово в современном русском языке, от какого слова оно образовано, определить производящую основу и способ образования. Обучающиеся должны четко представлять, что при словообразовательном анализе они обращаются к анализируемому слову в начальной форме, тогда как при морфемном анализе они работают со словом в той форме, в которой оно представлено в конкретном тексте. Т.о., морфемный и словообразовательный анализы тесно связаны друг с другом, являясь, по сути, этапами анализа структуры слова.
Словообразовательный разбор — вид языкового анализа, состоящий в выяснении отношения слова к производному или первообразному. В случае отношения к производному определяется способ словообразования. Словообразовательный разбор способствует построению словообразовательных цепочек.
Уже в начальных классах обучающиеся знакомятся с анализом состава слова, определяют первоначальное слово и подбирают родственные слова ему.
Морфемный и словообразовательный позволяют сформировать у обучающихся активную мыслительную деятельность, способность рассуждать на лингвистические темы, обосновывая правильность выполнения работы. Так, понимание процесса словообразования необходимо при изучении ряда орфограмм.
Методисты рекомендуют процессе изучения словообразования знакомить обучающихся с этимологическим анализом, позволяющим «понять историю возникновения того или иного слова, установить, является оно заимствованным или исконным, понять, насколько сильно изменилось его значение и какие изменения произошли в его структуре.
Как очевидно, работа над этимологией слова усиливает интерес к изучению русского языка, его истории. Общие сведения о словообразовании повторяются и углубляются в процессе изучения морфологии, в т.ч. и в связи с усвоением словообразования знаменательных частей речи. Так, необходимо обратить внимание обучающихся при изучении имени существительного на то, что существительные образовываются от основ разных частей речи, а наиболее продуктивным способом словообразования является для них суффиксальный.
В учебниках представлены упражнения, в которых представлены следующие способы образования прилагательных от существительных:
1)суффиксальный;
2)приставочно-суффиксальный (из сочетания существительного с предлогом).
Опора на синтаксическое значение окончания, его словоизменительную роль при знакомстве с грамматической характеристикой частей речи помогает постепенно перейти от изучения отдельных словоформ в морфологии к изучению структуры предложений в синтаксисе

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Словообразование как наука. Основные способы русского словообразования
Сегодня словообразование признается большинством лингвистов как самостоятельный лингвистический уровень (уровень) вместе с фонологическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим, однако, несмотря на результаты исследования словообразования в последние десятилетия, не все взаимосвязи Системы и модели этого уровня полностью идентифицированы и изучены (Калинина: 2015: 35).
Изучение словообразования актуально как в теоретическом, так и в методологическом отношении. «Проблемы словообразования вызывают много трудностей в практике преподавания языка. Словообразование связано с синтаксисом и морфологией, лексикой и семантикой, морфологией и фонетикой, поэтому это следует учитывать на протяжении всего учебного курса »(Калинина: 2015: 32).
Уровень словообразования имеет свой собственный набор единиц (производное слово, тип словообразования, пара словообразования, цепочка словообразования, парадигма словообразования, гнездо словообразования, категория словообразования слова). Морфема как минимальная абстрактная лингвистическая единица плоскости выражения, которая может быть соотнесена с плоскостью содержания, является единицей морфологии и словообразования; связывает эти языковые уровни (как и их конкретный представитель — морф) (Калинина: 2015: 33).
Части речи являются одним из центральных понятий морфологии, что также напрямую связано с классификацией лексического состава и процессов деривации. В целом части речи характеризуются как грамматические классы слов: «Части речи — это грамматические классы слов, характеризующиеся сочетанием следующих характеристик: 1) наличие обобщенного значения, удаленного из лексического и морфологического значений всех слова определенного класса; 2) комплекс некоторых морфологических категорий; 3) общая система (идентичная организация) парадигм; 4) общность основных синтаксических функций »(русская грамматика: 1980: 105).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы