Курсовая с практикой на тему Элементы сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
детей дошкольного возраста. 7
1.2. Коррекционно-развивающая работа с
детьми дошкольного возраста. 12
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 19
2.1. Основные понятия и методы сказкотерапии
в работе с детьми дошкольного возраста. 19
2.2. Методики, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми
дошкольного возраста. 22
2.3. Рекомендации родителям по использованию
элементов сказкотерапии. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 43
Введение:
Актуальность исследования. Сказкотерапия – один из видов арт-терапии, который
основан на применении текстов сказок, и подразумевает психологическое
воздействие на людей разного возраста с помощью морали сказок. Также
сказкотерапия – метод позволяющий решать многие проблемы, возникающие у детей
разных возрастов.
Сказкотерапия является
процессом по поиску сущности, расшифровки знания о мире и отношениях в нем, и
процессом формирования отношений между фантастическими событиями и поведением в
реальной жизни, и активизацией ресурсного потенциала личности.
Данная тема особенно
актуальна в наше время, когда каждый день приносит изобретение новых технологий,
обучение в школе и детском саду быстро меняется, программы обучения
переписываются и видоизменяются, детям приходится познавать много новых умений
и навыков. Развивающие игрушки, гаджеты, все это и развивает и отодвигает назад
неустойчивую детскую психику.
Также актуальность темы
сказкотерапии очень важна тем, что и родители и педагоги порой не всегда
находят общий язык со своими детьми, и сказкотерапия очень доступна к пониманию
как взрослыми так и детьми. Есть такие приемы в сказкотерапии, которыми могут
овладеть не только педагоги и сказкотерапевты, имеющие специальное
педагогическое образование и подготовку, но и родители и близкие, тем самым
смогут помочь детям: проживать эмоции, страхи, проходить адаптационный период в
саду и в школе, посещая кружки, помочь при общении со сверстниками, научиться
новому. Сказкотерапия объединяет в себе несколько методик: методических,
педагогических, лингвистических, психотерапевтических приемов в единый
сказочный контекст.
В современном состоянии
вопроса о применении сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста на
практике сложились неразрешенные противоречия, они касаются прежде всего
программы работы с детьми в дошкольных учреждениях. На практике не в каждом
учреждении есть педагоги, которые используют эту методику в своей работе, в
основном эта ответственность ложится на детских психологов, и на родителей,
последние в свою очередь не всегда понимают значимость рассказывания сказок
детям. Поэтому чтобы решить эти моменты в своей работе мы рассмотрим
исторический аспект формирования и становления сказкотерапии, увидим, что
своими корнями понятие сказки уходит в далекое прошлое. О влиянии сказки на
развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р.
Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм.
В современных исследованиях
в области специальной психологии и коррекционно-развивающей педагогики фактически
отсутствуют работы, посвященные методам «мягкой» психолого-педагогической
коррекции, к числу которых относится сказкотерапия. Принимая во внимание
психологические характеристики дошкольников, можно считать, что сказка в
соответствии с ее интенсивностью воздействия, в соответствии с участием в
восприятии процессов воображения, в соответствии с объёмом и формой подачи
материала абсолютно отвечает специфике психического становления детей данного
возраста.
Таким образом, можно
отметить противоречие между
необходимостью проведения коррекционно-развивающей работы с использованием
элементов сказкотерапии и недостатком доступной систематизированной методики ее
использования.
Итак, выявленное противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными,
подтверждающими альтернативные точки
зрения, позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности элементов сказкотерапии в
коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая значимость
и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловило выбор темы нашего исследования: «Элементы
сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».
Объектом нашего исследования являются дети дошкольного возраста,
нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе.
Предметом исследования выступают элементы сказкотерапии в коррекционно-развивающей
работе с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать, методически описать возможности
элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного
возраста, а также представить рекомендации для родителей.
Исходя из
вышеизложенного, в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи исследования:
¾ изучить психолого-педагогическую характеристику детей
дошкольного возраста;
¾ рассмотреть коррекционно-развивающую работу с детьми
дошкольного возраста;
¾ проанализировать основные понятия и методы сказкотерапии в
работе с детьми дошкольного возраста;
¾ проанализировать методики, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми
дошкольного возраста ;
¾ представить рекомендации родителям по использованию
элементов сказкотерапии.
Гипотеза исследования: элементы сказкотерапии являются коррекционно-развивающим
средством в работе с детьми дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ продуктов человеческой деятельности, анализ
литературы и научно-методических источников, синтез, абстрагирование,
систематизация, формализация, обобщение, классификация.
Практическая значимость исследования. Изученные и рассмотренные в данном
исследовании методики и элементы сказкотерапии могут быть использованы в коррекционно-развивающей
работе при решении проблем детей дошкольного
возраста. Представленные рекомендации могут быть использованы родителями детей
дошкольного возраста.
Структура
исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, приложений и списка литературы
Заключение:
Сказкотерапия – это такой
стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает саму работу
дошкольников, сколько позволяет им заинтересоваться и добровольно включиться в
нее. Сказка – это самый эффективный инструмент, влияющий на познание и развитие
ребенка. Это особенно важно для коррекционно-развивающей работы, когда
необходимо создать эффективную коммуникативную ситуацию в сложной,
эмоциональной обстановке. А задача специалистов и родителей – окружить ребенка
игрой так, чтобы он не замечал, что на самом деле занимается тяжелой работой –
коррекцией.
В
коррекционно-развивающей работе с детьми в первую очередь важно родителям и
педагогам создать прочный тандем и следовать одинаковым целям, оказывая
эмоциональную поддержку ребенку. Сказкотерапия – это доступный метод в работе с
детьми дошкольного возраста, потому что читая детям сказки взрослые общаются с
ними на равных, на их родных языках, что особенно важно помнить – это задать
правильные вопросы по содержанию сказки, направить ребенка в нужное русло
ответов.
Сказка позволяет
бессознательно идентифицировать себя со многими персонажами, у ребенка
появляются возможности научиться прогнозировать будущие события и проблемы,
вовремя предвидеть трудности и конфликты.
Детский педагог и
родитель получает в процессе оказания помощи ребенку уникальные возможности:
¾ активизировать его интуицию;
¾ развивать фантазию;
¾ учить мыслить в образах сказочной истории.
Педагоги и родители
отмечают, что дети часто просят
перечитывать одну и ту же сказку. Это связано с тем, что она может
соответствовать текущему мировосприятию ребенка, которому нелегко дается
осознание логики взрослых, ответы на свои возрастные вопросы легче найти в
сказочных ситуациях, образах, сюжетах. «Волшебная сказка как живой организм – в
ней только совсем мертвый «не дышит», да и то сами знаете: спрыснут живой водичкой
– и понеслось! Любой предмет может заговорить с кем угодно и о чем угодно» —
писала в своих работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. И это действительно так, и мы можем с ней
согласиться.
Сказочные ресурсы могут
быть использованы для работы с детьми с ранним детским аутизмом, умственной
отсталостью, гиперактивностью, СДВГ (синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью), нарушениями речи и другими детьми со страхами, повышенной
тревожностью, внутренними конфликтами, трудностями общения, отклонениями в
поведении и низкой самооценкой.
С помощью сказки можно
проработать стрессовые и конфликтные ситуации, уйти от привычных стереотипов,
блокирующих путь к новым представлениям, развивать воображение и фантазию. С
помощью сказок родители и дети могут стать еще ближе к друг другу, у них может
появиться совместный досуг, качественное время побыть вместе рядом, в нашем
быстром темпе жизни это необходимое условие поддержание добрых отношений в
будущем.
Сказкотерапия
воздействует на эмоционально личностное развитие ребенка. В ней затрагивается
отношение человека к самому себе, другим людям, окружающему миру. Цель
психотерапевтической работы со сказкой – помочь в разрешении внутреннего
конфликта, повысить самооценку, снизить тревожность, помочь ребенку в
психотравмирующей ситуации.
Таким образом,
использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать
развитие коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, фантазийных
способностей детей, тем самым, создавая благоприятные условия, способствующие
психическому и личностному росту ребенка в семье – это и подтверждают изученные
цели и задачи данной курсовой работы. Рассмотрев несколько психотерапевтических сказок и их
возможного воздействия на детский организм в целом, можем сделать вывод, что
такой метод работы с детьми, как сказкотерапия занимает важное место в системе
психодиагностической, коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного
возраста.
Стоит отметить значение
элементов сказкотерапии для родителей, она является неотъемлемой частью работы
с детьми, и не следует забывать ее ценность и значимость и с серьезными
нарушениями здоровья у детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза
подтверждена.
Фрагмент текста работы:
До начала изучения психолого-педагогической
характеристики детей дошкольного возраста рассмотрим, какой возраст детей можно
считать дошкольным. Изучим текст Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации». Часть 1 статьи 67 указанного закона гласит, что
дошкольное образование в образовательной организации можно начинать с
достижения детьми двухмесячного возраста [1]. Данная статья также
регламентирует, что начальное общее образование в образовательной организации берет
начало по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев в отсутствии
противопоказания по здоровью, но не позднее достижения ими возраста 8 лет.
Другими словами,
дошкольным возрастом считается возраст от 2 месяцев до 6 лет 6 месяцев, однако
по закону детям разрешается до восьми лет посещать дошкольное учреждение,
поэтому формально до семи-восьми лет дети могут посещать дошкольное
образовательное учреждение.
Рассмотрим общепринятые
нормы, согласно которым дошкольный возраст является этапом психического становления
детей в возрастной период от трех до семи лет. В его границах можно выделить несколько
этапов:
¾ этап младшего дошкольного возраста — от трех до четырех лет;
¾ этап среднего дошкольного возраста — от четырех до пяти лет;
¾ этап старшего дошкольного возраста — от пяти до семи лет.
Некоторые детские сады
принимают детей младше «стандартных» 3 лет, например, с полутора лет. Похоже,
что на практике дети до полутора лет редко принимаются в детский сад, так как
большинство дошкольных учреждений рассчитаны на прием детей от трех лет. Изучая
особенности развития детей дошкольного возраста, обратимся к следующей градации
дошкольного возраста:
¾ от 1,5 до 3 лет (первая младшая группа);
¾ от 3 до 4 лет (вторая младшая группа);
¾ от 4 до 5 лет (средняя группа);
¾ от 5 до 7 лет (старшая группа).
Для первой младшей группы
(от 1,5 до 3 лет) характерны простейшие задания и игры, направленные на
получение элементарных навыков познания окружающего мира. Главным в этом
дошкольном возрасте является обогащение чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и прежде всего – пополнение
представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, размерах окружающих
предметов, положении в пространстве и т. д. [26].
Дети до трех лет все еще
существенно ограничены в понимании взрослой речи – они все еще не способны
понимать сложные инструкции или предложения, поэтому при организации обучения
необходимо максимально упростить речь, чтобы она была понятна дошкольнику. В
связи с этим О. Ю. Дюдюева указывает, что маленьким детям следует говорить
короткими фразами, избегая лишних слов, так как длинные, многословные
объяснения недоступны их пониманию. Ясность, правильное произношение и
эмоциональность речи играют важную роль [11, с. 57].
Дети, особенно в раннем
возрасте, обладают такой особенностью, как быстрое развитие как конкретных
навыков, так и мышления в целом, поэтому задача педагога заключается в
применении в обучении и воспитании таких методов, которые способствуют переходу
ребенка на следующую, более высокую ступень развития (с той скоростью, которая
характерна для возраста и особенностей интеллекта ребенка).
Т. В. Сучкова заметки [26, С. 295]. именно эффективная воспитательная
работа с детьми до 3-х лет возможна при систематическом мониторинге их
развития. Это делает очевидной неоценимую роль дошкольных учреждений, где дети
изо дня в день приобретают не только знания, но и навыки общения со
сверстниками. Для второй младшей группы (дошкольный возраст от 3 до 4 лет)
предусмотрены дидактические игры, в которых учитывается, что внимание детей еще
не стабильно, они быстро отвлекаются. Но в то же время дети в этом возрасте
становятся более самостоятельными,