Математика Курсовая с практикой Точные науки

Курсовая с практикой на тему Элементы алгебры как средство развития творческих способностей младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование развития творческих способностей младшего школьника при изучении элементов алгебры 4
1.1. Сущность понятия «творческие способности» 4
1.2. Основные условия развития творческих способностей школьников при изучении элементов алгебры 9
1.3. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста при изучении элементов алгебры 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения элементов алгебры 23
2.1. Формирование творческих способностей младших школьников при изучении элементов алгебры 23
2.2. Характеристика опытно-экспериментальной работы и анализ результатов педагогического исследования по развитию творческого мышления школьников 31
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 1 41
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Приложение 5 45
Приложение 6 46
Приложение 7 47

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. У каждого ребенка есть способно-сти и таланты. Дети очень любознательны и полны желания учиться, но для того, чтобы показать свои таланты, им нужно умелое руководство взрослых.
Даже древнегреческие философы стремились в своих системах пре-подавания применять методы, которые развили бы творческие способно-сти учеников. «Не идти вперед — это значит вернуться назад», — говорили древние мыслители. Эта идея лежит в основе обучения, которое развивает способности детей, влияет на умственное развитие, развитие творческих способностей, основателями которой были такие психологи, как Л.С. Вы-готский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и другие. Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В разные исторические периоды Аристотель, Платон и другие за-нимались решением этой проблемы.
Современные ученые внесли большой вклад в изучение этой темы: П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. До недавнего времени развитие считалось побочным продуктом обучения, спонтанно возникаю-щим и почти неуправляемым. Проблема развития творческих способно-стей не выделялась в качестве особой задачи педагогики. Но сейчас ситуа-ция резко изменилась.
Интенсивно ориентированное развитие становится одной из цен-тральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Проблема развития творческих способностей многогранна и сложна.
Сложность заключается, прежде всего, в самой сути явления. Фор-мирование и развитие творческих способностей является важной состав-ляющей педагогического процесса. Помощь учащимся в полной мере продемонстрировать свои способности, развить инициативу, самостоя-тельность, креативность — одна из главных задач современной школы. Пе-дагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обу-чения, при котором дети учатся навыкам, а формирование способностей выступает косвенным результатом. Все более важное место в исследова-ниях занимает вопрос: как повысить эффект развития, т.е. как целенаправ-ленно развивать способности. В настоящее время имеются достаточные условия для организации обучения дополнительному образованию с це-лью развития творческих способностей.
Тема — элементы алгебры как средство развития творческих способ-ностей младших школьного.
Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования — процесс развития творческих способностей младшего школьника при изучении элементов алгебры.
Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий развития творческих способностей младших школьников при изучении элементов алгебры.
В соответствии с поставленной целью определены следующие зада-чи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рас-крыть сущность понятий.
2. Исследовать уровень развития творческих способностей.
3. Раскрыть условия развития творческих способностей у младших школьников при изучении элементов алгебры.
Ключевая идея исследования отражается в следующей гипотезе: раз-витие творческих способностей у младшего школьника при изучении эле-ментов алгебры будет эффективным, если учитель будет проводить работу по развитию творческих способностей, при условиях:
-включение творческих заданий на уроках;
-использование возможности домашнего творческого задания;
-проведение различных творческих конкурсов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть возмож-ности развития творческих способностей учащихся на уроках математики с использованием элементов алгебры и ИКТ-технологий.
Целью нашего исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий влияния элементов алгебры на развитие творческих способностей младших школьников.
В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы раз-вития творческих способностей и установлены психолого-педагогические факторы их развития. Творчество рассматривалось как особый вид дея-тельности, во время которого формируются новые физические или идеаль-ные объекты. В качестве факторов развития были рассмотрены различные развлекательные задачи и упражнения с использованием информационной поддержки для учебных материалов. Анализируя проблему использова-ния информационных технологий в обучении, мы пришли к выводу, что эти технологии имеют большой дидактический потенциал. Использование ИКТ в нашей педагогической деятельности:
— улучшает качество знаний
— способствует общему развитию ребенка
— помогает преодолевать трудности
— приносит радость жизни ребенка
— создает благоприятные условия для лучшего понимания между учителями и учениками и их взаимодействия в образовательном процессе
Все это позволило определить требования к программе формирова-ния творческих способностей учащихся на уроках математики с использо-ванием элементов алгебры.
На основании выдвинутых гипотез, целей и теоретико-методологического анализа было найдено содержание опытных — экспери-ментальных исследований. На этапе констатирующего эксперимента мы изучали выполнение и использование веселых заданий в качестве проект-ной деятельности, включение в урок нестандартных заданий и упражне-ний, дидактических игр, элементов проблемного обучения, внеклассных занятий с элементами алгебры.
Структура исследования на этапе констатирующего и формирующе-го эксперимента была следующей: постановка целей и определение соот-ветствующих диагностируемых основных компонентов творческих спо-собностей у детей, способность к первичной диагностике, разработка про-граммы, проведение занятий с учениками по данной программе для их собственной творческой активности при работе над проектами и задачами с элементами алгебры.
На констатирующей стадии эксперимента выяснилось, что использо-вание заданий с элементами алгебры в школе не всегда имеет целью фор-мирование творческого мышления учащихся.
В ходе экспериментальной работы мы опирались на положения гу-манистической педагогики, теории личностного развития, представления о потребностях каждого человека в саморазвитии и необходимости создания соответствующих условий для реализации этого развития. Работа со школьниками была направлена на развитие их творческих способностей.
Занимательные задания с использованием элементов алгебры и ин-формационных технологий расширяют возможности преподавателей для знакомства учеников с увлекательным миром, где они смогут добывать, анализировать, представлять и передавать информацию; эти технологии значительно улучшают процесс обучения и ориентированы на учащихся.
Таким образом, доказана эффективность элементов алгебры для раз-вития творческих способностей учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование развития творческих спо-собностей младшего школьника при изучении элементов алгебры
1.1. Сущность понятия «творческие способности»
Творчество является одной из значимых форм умственной деятель-ности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития личности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый запас сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к реальности.
Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, смотрящим в будущее, создающим и модифицирую-щим его.
Способности — это индивидуальные психологические характеристи-ки человека. Они являются условием успешного осуществления продук-тивной деятельности. Они тесно связаны с общей ориентацией личности, с тем, насколько устойчивы тенденции человека к той или иной деятельно-сти. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. [30]
В образовательном процессе умения выступают как условием, так и результатом учебной деятельности. Будучи условием, они обеспечивают усвоение знаний, навыков. Усваивая их в процессе обучения, человек раз-вивает личностные качества, необходимые для успешной реализации этой деятельности, а значит, развивает в ней и свои способности. Следует отме-тить, что способности проявляются не в знаниях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в той степени, при которой при прочих равных условиях процесс усвоения знаний, навыков, важных для этой деятельно-сти, происходит быстро, глубоко и легко осуществляется.
Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, его понятие «умение» рассматривается следующим образом: умение – это природный талант.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» умение интерпре-тируется как индивидуальные психологические особенности личности, ко-торые являются условиями для успешного выполнения определенной дея-тельности. Они включают в себя как индивидуальные знания и навыки, так и готовность учиться новым способам и методам деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы