Теория и методика преподавания истории Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Элективный курс по истории: Екатерина 2 личность и новые явления в русской культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Аспекты изучения «элективных курсов» 4
1.1 Понятие «элективные курсы» 4
1.2 Цели и задачи элективного курса в школе 7
Глава II. Екатеринское царствование – «золотой век» русского дворянства 12
2.1 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II 12
2.2. Закат Екатерининского царствования 22
Заключение 32
Список использованных источников 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Творческая деятельность человека во всех отраслях жизни возможна при наличии прочных теоретических знаний основ наук, обобщенных умений и навыков по реализации усвоенных знаний и развития ее определенных положительных качеств ума и характера. Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступает элективный курс, главным образом, связан с удовлетворением индивидуальных интересов, способностей и потребностей учащегося.
Теоретические основы создания элективных курсов стали объектом исследования таких ученых как Т. П. Афанасьевой [4], В. В. Бесценной [5], Г. А. Ворониной [7], Д. С. Ермакова [10], А. Г. Каспржака [15] и др.
Успешной практикой является внедрение элективных курсов по истории в основной и в старшей школе, но смысловое наполнение элективных курсов по истории остается несовершенным и неупорядоченным. Малый опыт проведения таких курсов и недостаточность учебно-методического обеспечения побуждают проводить поиск и варьировать объем и сложность материала, предлагаемого на элективных курсах истории.
Цель данной работы заключается в определении понятия «элективные курсы» разработке интегрированного элективного курса по истории для учащихся средних школ. Данная цель предполагает решение следующих задач:
-Дать определение понятий «элективный курс»;
— Выявить цели и задачи элективного курса в школе;
-Определить содержание тем элективного курса по истории;
— Составить программу элективного курса по теме «Екатеринское царствование – «золотой век» русского дворянства».
Объектом исследования является элективные курсы по истории.
Предметом – Программное обучение по теме «Екатерина 2 личность и новые явления в русской культуре».
В определении методов исследования мы ориентировались на комплексную методику со свойственным ей системным подходом к анализу явлений, поскольку она дает возможность совместить описательный и литературоведческий методы анализа, а также плодотворно применить элементы системного анализа.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты работа может быть использована при дальнейшем изучении вопроса об особенностях развития эпохи Екатерины II на уроках, семинарах и спецкурсах по истории и культурологии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе дается характеристика понятия «элективного курса».
Во второй главе описываются степени программного обучения по теме «Екатеринское царствование – «золотой век» русского дворянства».
В заключении подводятся итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Элективные курсы охватывают такую совокупность предметов: базовые общеобразовательные, профильные и курсы по выбору. Они углубляют и расширяют рамки профильных предметов, развивают и дополняют их содержание (некоторые из них интегрируют содержание).
Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Задачи курсов по выбору:
— Содействовать в выборе направления или профиля обучения в старшей школе.
— Углублять знания по профильным предметам.
— Помогать в профессиональном самоопределении выпускников.
— Стимулировать развитие обще-учебных и профессиональных умений и навыков учащихся.
— Подготовиться к ЕГЭ.
Основными требованиями к учебным программам элективных
курсов является:
кратковременность;
соответствие возрастным особенностям учащихся;
научность содержания;
практическая направленность;
возможность применения интерактивных методов обучения.
Элективные курсы выполняют функции:
1) изучения основных профильных предметов на должном уровне за счет дополнительных занятий, которые углубляют и расширяют знания по выбранным предметам;
2) позволяют получить дополнительное образование для ЕГЭ;
3) удовлетворить познавательные интересы учащегося.
Основные этапы конструирования элективных курсов составляют:
аналитический,
конструктивный этапы,
этап экспертизы.
Аналитический этап включает основополагающие компоненты элективного курса: цели, задачи, ценностные ориентиры, место курса в системе обучения (образовательные, воспитательные и развивающие возможности;
основные способы группировки содержания (по темам, по проблемам, по проектам и т. п.), ожидаемые результаты.
Конструктивный этап включает следующие компоненты:
1) название курса и общий объем часов;
2) пояснительная записка, которая должна включать в себя:
обоснование актуальности и содержательной новизны элективного курса, его цели и задачи;
основные методы и формы работы, их обоснование;
методические рекомендации к организации работы учащихся;
место курса в образовательном процессе;
3) содержание программы по темам (или по разделам) с обязательным указанием часов на их изучение;
4) планируемые результаты и средства их диагностики;
5) ресурсное обеспечение программы (литература, ТСО, Интернет и др.)
На этапе экспертизы оценивается актуальность, новизна, значимость содержания в развитии познавательного интереса и творческого потенциала учащегося.
Элективному курсу присуще:
вариативный характер;
оригинальное содержание;
активные методы обучения.
Поскольку элективные учебные предметы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно допустить значительное корректировка программы, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей, интересов и особенностей и желаний учащихся. Курсы жестко не определяют обязательный для изучения объема учебного материала, поскольку содержание итогового контроля (по возможности интереснее, чем обычно) определяет сам учитель. Темп изучения элективного курса может быть адекватным реальной ситуации: на чем-то задержались из-за особой заинтересованности учащихся, что-то рассмотрели обзорно, а некоторый материал вообще выпустили.
Особую роль в успешном введении курсов по выбору играет подготовка дополнительной литературы, использование компьютерных технологий, связь с социумом.
Актуальность темы «Просвещенный абсолютизм Екатерины II» в том, что граждане нашей страны должны изучать деятельность исторических личностей для более глубокого осмысления прошлого нашего Отечества. Цель — познакомиться с политической деятельностью Екатерины II. В задачи входят:
1. Изучить дополнительную литературу по данному вопросу.
2. Обработать собранный материал.
3.Сравнить политику Екатерины II и современность.
4. Сделать вывод на основе, собранного материала .
Практическая значимость темы:
1. Выступление перед одноклассниками на уроке истории.
2. Изучение исторического прошлого нашей Родины.
Вторая половина XVIII ст. характеризуется дальнейшим развитием абсолютизма в Российской Империи. Внутреннюю политику самодержавия этот период называли просвещенным абсолютизмом. Просвещенный абсолютизм был феноменом дворян. В практическом виде просвещенный абсолютизм выражался в проведении административных реформ, снижающих влияние церкви, внедрении системы образования для организации налоговой системы, изменении статуса некоторых слоев общества и так далее. Наиболее яркое проявление эта политика в России приобрела в период правления Екатерины II (1762-1796 годы), этот период получил название «золотого века».
В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. Сначала Петр I, затем Екатерина II, провели ряд реформ, в результате которых был сформирован разветвленный, высокоцентрализованный, бюрократический государственный аппарат.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Аспекты изучения «элективных курсов»
1.1 Понятие «элективные курсы»
Понятие «элективные курсы обучение» происходит от латинского «electus», что означает «избранный», «для выбора», на английском языке – elective, французском – électif [18, с.12-18]. Итак, элективные курсы или курсы по выбору – это обязательные учебные курсы, входящие в профиль обучения, которые расширяют и углубляют содержание определенного предмета и избираемых самими учащимися в соответствии с их интересами, предпочтениями и потребностями.
Элективные курсы в сравнении с профильными предметами имеют большую вариативность содержания, усиливают практическую и исследовательскую составляющую программного обучения [7].
Система распределения дисциплин на обязательные и по выбору возникла впервые в немецких университетах, получила развитие в конце 60-х годов ХХ века в США в системе высшего образования модульного обучения, основателем которого считается Дж. Рассел. Именно в рамках одного из учебных блоков была предусмотрена возможность выбора курсов из предложенных предметов.
Элективные курсы подразделяются на два основных вида:
-предметные (предметно-ориентированные), которые дают возможность студентам реализовать собственные познавательные интересы в выбранной образовательной области и формируют умения и способы деятельности для практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность);
-межпредметные, задачами которых является интеграция исторических знаний с другими учебными предметами и создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории развития интересов учащихся.
Содержание программ предметно-ориентированных элективных курсов включает в себя углубленное изучение отдельных тем учебных программ и обеспечивает повышенный (углубленный) уровень изучения того или иного учебного предмета.
Содержание программ межпредметных элективных курсов выходит за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний из разных предметов, методами их разработки в различных научных сферах, способствуют осознанию методов применения исторических знаний на практике. Интегрированные элективные курсы по истории, сочетающих черты предметных и межпредметных курсов, играют особенно важную роль в подготовке специалистов — историков. В основе преподавания элективных курсов по истории лежит использование дифференцированного и компетентностного подходов к обучению, обеспечения межпредметных связей. При этом реализация этих подходов способствует самосовершенствованию научных, технических и профессиональных сфер учащихся. Обеспечение межпредметных связей происходит за счет межсистемных ассоциаций, поскольку данный вид ассоциаций образуется именно в процессе соотношения знаний учащихся, которые они получают при изучении различных дисциплин. Темы элективных курсов преимущественно соответствуют учебной программе, однако в некоторых случаях значительно выходят за ее пределы.
Принято считать, что элективные курсы выполняют следующие основные функции:
во-первых, поддерживают изучение основных учебных предметов или же готовят фундамент для дальнейшего обучения;
во-вторых, обеспечивают внутреннее углубленное изучение истории, математики, английского языка и т.д.
Курс избирается учащимся курсов в соответствии с его образовательными интересами.
Если в общеобразовательном учебном заведении это обязательные предметы по выбору ученика, которые подкрепляют выбранный профиль, то для ученика это необязательный курс для изучения.
Только если ученик выбирает такой курс, то тем повышает свой образовательный рейтинг.
Есть два пути получения дополнительного образования: первый, когда элективные курсы входят в учебные планы программной подготовки, второй – через систему открытого образования, когда учебное заведение выставляет элективные курсы для дистанционного обучения. Первый может быть бесплатным, потому что входит к вариативной составляющей учебных планов курсовой подготовки учащихся, второй платный, потому что не входит в учебные планы, а группы формируются в соответствии с запросами слушателей.
Однозначным является то, что курсант, который выбрал любую форму обучения и курсы по выбору, обязательно должны выполнять предложенные программой задачи. С целью формирования интереса, положительной мотивации эти курсы могут содержать оригинальный материал, который выходит за пределы программы. Важнейшим элементом элективных курсов должно стать максимальная индивидуализация возможностей и потребностей каждого курсанта. Элективные курсы по сравнению с базовыми учебными предметами имеют большую вариативность содержания, усиливают практическую и опытно-экспериментальную составляющую обучения, характеризуются инновационностью, отсутствием стандартизации, учетом принципов и андрагогических подходов.
Они помогут устранить противоречия между учебными потребностями ученика и базовым учебным планом курсов программного обучения, в определенной степени «компенсируют» достаточно ограниченные его возможности.
В элективных курсах может быть несколько функций:
1) изучение ключевых проблем современности в области истории, математики, химии и английского языка;
2) дополнение основных базовых предметов программного образования на высшем уровне
за счет насыщения курса дополнительным смыслом, который углубляет и расширяет знания по основным предметам;
3) ориентация на деятельностный аспект содержания, совершенствование навыков познавательной, практической, исследовательской деятельности, поддержание познавательных интересов, в том числе тех, выходящих за пределы самого предмета;
4) обеспечение интеграционного содержания курса за счет широкого использования межпредметных связей;
Отобранное содержание элективного курса должно соответствовать познавательным возможностям учащегося, предоставлять им возможность обучаться на уровне повышенных требований и развивать их профессиональные компетенции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы