Курсовая с практикой на тему Эластичность спроса и предложения и значение их анализа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эластичности спроса и предложения 5
1.1.Понятие и виды эластичности спроса 5
1.2.Понятие и виды эластичности предложения 10
Глава 2. Анализ эластичности спроса и предложения для принятия управленческих решений 17
2.1. Анализ эластичности спроса для принятия управленческих решений 17
2.2. Анализ эластичности предложения для принятия управленческих решений 29
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Приложения 39
Введение:
Актуальность темы. Сегодня экономическое общество развернуло широкую дискуссию относительно поиска эффективных механизмов преодоления негативных последствий перманентных кризисов. Обострение кризисных ситуаций в условиях санкций в РФ, в результате политической нестабильности, вынуждает предприятий-производителей все более детально изучать запросы потребителей, ради укрепления собственных рыночных позиций. Потребительский спрос и предложение в значительной степени зависит от цены, доходов потребителей и политики ценообразования конкурентов. Деятельность предприятий должен включать анализ эластичности спроса и предложения.
Исследование теоретических аспектов цены, как инструмента исследования эластичности, являются достаточно актуальными, принимая во внимание кризисное положение отечественных предприятий, и сокращение доходов населения под воздействием девальвации рубля. Проблему эластичности спроса и предложения исследовали ряд отечественных ученых, таких как Гейца В.М., Желала Ю.М., Базилинской О. Я., Заблоцкого Б.Ф., Камаева В.Д., Коваленко М. А., Ляшенко В.И., Точилина В.О., Портера М. и других. Но проблема управляемости ценовой эластичности еще недостаточно разработана. На сегодня вопрос ценовой политики — удовлетворение потребностей потребителей (более разнообразной по цене и качественной продукции) предприятий является очень актуальным, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование применения в анализе основных показателей эластичности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующего ряда задач:
— изучить понятие и виды эластичности спроса;
— рассмотреть понятие и виды эластичности предложения;
— провести анализ эластичности спроса для принятия управленческих решений;
— провести анализ эластичности предложения для принятия управленческих решений.
Объект исследования – система рыночных отношений связанных со спросом и предложением.
Предмет исследования — особенности эластичности спроса и предложения.
Методы исследования: графический, аналитический, сравнений и т. д.
Информационную базу работы составляют законодательные и нормативные акты, которые регулируют деятельность предприятий и общества в целом, данные Государственного комитета статистики РФ, периодические издания и учебные пособия.
Научная новизна состоит в разработке применения показателей эластичности в анализе.
Практическая значимость состоит в том, что методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для развития производств и предпринимательства.
Структурно курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Заключение:
Курсовая работа позволяет решить важную экономическую проблему, связанную с формированием политики предприятия, применения в бизнесе основных показателей эластичности.
Термин «эластичность спроса и предложения по цене» напрямую связан со спросом на определенные товары, зависящие от уровня их цены. Именно поэтому ценовая эластичность спроса и предложения показывает степень зависимости потребителей от изменений цены. Для ее измерения используется соответствующий коэффициент.
Коэффициент эластичности может показать, на сколько процентов поменяется величина спроса на продукцию, если изменится его цена на 1 процент.
При увеличении цены объем спроса постепенно снижается. Для избегания отрицательных значений в указанной формуле, значение коэффициента нужно взять по модулю.
При эластичности спроса и предложения, большей единицы, возрастание и спад спроса либо предложения происходит быстрее цены. Значение данного коэффициента меньше единицы означает неэластичность спроса, при котором падение или рост спроса и предложения происходит медленнее, чем происходит изменение цены. Коэффициент, равный единице, — идеальный вариант для любой экономики, характеризующий общий баланс всех экономических процессов в государстве.
Также в теоретических исследованиях существуют понятия «абсолютная неэластичность» (в случае, если перемены в цене не влекут за собой никаких изменений в спросе или предложении, коэффициент равен 0), и «абсолютная эластичность спроса и предложения» (при достаточно малом изменении цены спрос и предложение расширяется до бесконечности).
Рассмотрение коэффициента эластичности было бы неполным, если не обратить внимание на факторы, которые оказывают свое влияние на эластичность спроса и предложения, а именно: существование аналогов (чем больше заменителей исходному товару, тем эластичнее спрос на него); удельный вес потребляемого товара (чем ниже удельный вес, тем ниже эластичность спроса и предложения); величина дохода; категория товара (относится ли он к предметам роскоши – спрос эластичен, или к предметам первой необходимости – наблюдается неэластичность спроса).
Нами выяснено, что для получения максимальной выручки от производства и реализации продукции предприятию Компания «Ватный Матрас.рф» необходимо выпускать 1107 шт. по цене 457,34 руб. за шт. продукции (матрас ватный). При цене одной продукции (матрас ватный), что равняется 663,5 руб. прибыль будет максимальна. Изменения цены в направлении увеличения приведет к уменьшению прибыли.
В целом для повышения эффективности стратегии ценовой политики на предприятии Компания «Ватный Матрас.рф» следует осуществить следующие мероприятия:
1) Особенное внимание следует уделять ценовой эластичности спроса. Больше того, необходимо ориентироваться на неэластичный спрос, при котором в процессе быстрого роста уровня цены объемы реализации продукции в натуральной форме изменяются постепенно. В отдельных случаях уровень спроса на продукцию при медленном изменении цены определенное время может даже оставаться без изменения.
2) Компании следует более интенсивнее использовать разнообразные методы ценообразования, при этом варьировать их для разных рынков.
Внедрение данных стратегических подходов даст возможность предприятию Компания «Ватный Матрас.рф» повысить эффективность ценовой политики и определить новый уровень цены, которая больше всего отвечает реальным условиям реализации его продукции на отечественном рынке.
Фрагмент текста работы:
Спрос — это желание и возможность покупателя (покупателей) приобрести определенный товар при определенных условиях. Величина (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного товара, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) по данной цене, которая имеет название цена спроса. Цена спроса — это максимальная цена, которую согласен заплатить покупатель за конкретный объем товара.
Как известно, спрос на товар и предложение как основополагающие факторы, которые не только изменяют величину коммерческого риска, но и влияют на уровень экономической безопасности торгового предприятия в целом, зависят от цен товаров и доходов потребителей. Поэтому необходимо исследовать зависимость и интенсивность, рост или уменьшение предложения и спроса на потребительские товары от изменений других факторов. Для этих исследований можно использовать понятие «эластичность». .
Коэффициент эластичности показывает относительное изменение исследуемого экономического показателя под действием единичного относительного изменения экономического фактора, от которого он зависит при неизменных остальных влияющих на него факторов.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов измениться в среднем результат, если фактор изменится на 1%.
Под введенным термином «эластичность» рынка в широком смысле следует понимать зависимость изменения главного или обобщающего параметра (характеристики) рынка — факторные функции от изменения его составляющих при применении регулирующих влияний со стороны субъектов регулирования. В соответствии с законом спроса и предложения между ценой и спросом существует обратно пропорциональная связь: то есть потребители (покупатели) при снижении цены покупают большее количество товара и наоборот .
Измерение степени чувствительности потребительского рынка (потребителей) к возможному изменению цены на товар основано на концепции ценовой эластичности спроса. Суть этой концепции заключается в том, что если значительные изменения цены на определенный товар вызывают существенную реакцию его потребителей, которая выражается в резком изменении количества (объему) потребляемого им (покупается) товара рынков, такой спрос является эластичным. Если же значительное изменение цены на товар приводит к незначительным колебаниям потребительского спроса на него, то такой спрос — не эластичен. Очевидно, что разным рынкам свойственная разная ценовая эластичность спроса.
При нарушении рыночного равновесия такая реакция потребительского рынка может быть предвиденной при анализе характера динамики соотношения спроса и предложения. Показатель, который измеряет характер этого изменения, — это коэффициент (индекс) ценовой эластичности спроса, который рассчитывается как:
Iц.эл. = 0% / Ц%. (1)
То есть, как соотношение процентного изменения спроса (объемов приобретения товара на рынке 0% к процентному изменению его цены Ц% . Известно, что при Iц.эл. <1 спрос неэластичный, что характерно для рынков товаров первой необходимости (продуктов питания) и рынков стратегических товаров (нефтепродукты). Но такие диаграммы в классической литературе строятся на примерах рынков с идеальной конкуренцией и без учета индивидуальных особенностей того или другого рынка.
Большое значение в формировании потребительского спроса играет именно цена на товар, ведь при высокой цене предприятию необходимо прилагать усилия, чтобы продукция пользовалась популярностью, а в результате находила своего конечного потребителя. Ежедневно корпорации встречаются с ситуацией создания новых товаров, увеличения ассортимента конкурентов, потому маркетинговым службам необходимо проводить регулярный мониторинг рынка, анализ маркетинговых стратегий конкурентов, изучения новых вкусов потребителей. Достаточно часто организации принимают решение, которое касается уменьшения цены собственного продукта ради увеличения его объемов продажи. Если стоимость конкурентного товара остается неизменной, наблюдается прирост объема спроса товара за меньшей ценой. Придерживаясь ценовой стратегии, предприятиям стоит не забывать о качестве продукцию, как одного из основных факторов которым руководствуется потребитель при покупке товара .
С целью определения чувствительности потребителей к изменениям в ценах на товары экономисты применяют концепцию эластичности. В ситуации, когда результатом незначительных изменений в цене являются значительные изменения в количестве товаров, которые покупаются, такой спрос принято называть просто эластичным или относительно эластичным. Изменения в денежных доходах населения являются важным рыночным фактором, а эластичность спроса показывает степень уязвимости к их изменениям. Именно от доходов целевых потребителей зависит ценовая стратегия предприятий .
В теории и практике существует два метода, с помощью которых можно рассчитать эластичность спроса: точечной эластичности или дуговой эластичности. Коэффициент эластичности спроса Эр показывает, на сколько процентов испытал изменения объем спроса, когда цена единицы товара изменилась на 1%. Рассчитывается данный показатель по формуле:
(2)
где Qi — начальный объем спроса; Q2 — объем спроса после изменения цены; AQ — изменение объема спроса; Р1 — начальная цена; Р2 — новая цена; АР — прирост цены.
Если Ер > 1, спрос является эластичным, темп роста спроса выше, чем при снижении цены. При эластичном спросе наблюдается значительное увеличение объема дохода.
Если Ер < 1, спрос неэластичен, темп роста спроса ниже, чем снижение цены. Такая ситуация предопределяет сокращение выручки от продажи товаров.
Если Ер = 1, единичная эластичность спроса, темп роста спроса и цены сбегаются.
Если Ер ∞, абсолютно эластичный спрос, при незначительных изменениях цены спрос существенно изменяется.
Если Ер = 0, абсолютно неэластичный спрос, независимо от изменения цены на товар спрос остается неизменным.
Формируя сбытовую политику, предприятиям следует обращать внимание на методы активизации продажи товара. Применить метод ценового стимулирования может как производитель, так и розничное предприятие. Если предприятие производитель устанавливает низкую цену, объемы продажи его товара на промышленном рынке увеличиваются. Предприятие, которое реализовывает продукцию конечному потребителю, устанавливая низкую цену, позиционирует себя как продавец доступных товаров. Используя данную стратегию, службам маркетинга следует помнить об информировании населения относительно низких цен путем рекламы и др.