Курсовая с практикой на тему Экзистенциальные проблемы человека в традиционном шаманизме
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Философско-культурологическая концепция экзистенциальной субъективности человека 6
1.1.Экзистенциальная традиция построения образа человека 6
1.2. Культурологический контур экзистенциального субъекта 11
Глава 2. Шаманизм как социокультурный феномен 14
2.1. Сущность шаманизма 14
2.2. Религиозно-мифологическая картина традиционного мира шамана 16
Глава 3. Экзистенциальные проблемы человека через призму шаманистского мировосприятия 27
3.1. Шаман как положительная экзистенциальная ценность 27
3.2. Трансформация экзистенциального субъекта в условиях современного неошаманизма 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Введение:
Актуальность темы исследования. Экзистенциализм- это учение о бытии и человеческом существовании в нем, акцентирует внимание на уникальности бытия человека, провозглашает его иррациональным.
С точки зрения экзистенциализма, основными вопросами человеческой жизни являются смысл жизни, свобода, одиночество и смерть.
Цель экзистенциальной психологии — путем познания себя инициировать у человека интерес к жизни, помочь ему принять ответственность за нее и направить на путь роста личности.
Экзистенциалисты считают, что избежать смерти невозможно, и вне рамок человеческого бытия нет ничего, и данного откуда-то извне смысла жизни тоже нет.
Порождаемое этим чувство бессмысленности жизни и безысходности обрекает человека на страдания. Преодолеть возникающую «экзистенциальную тоску» можно только изобретя и воплотив свой собственный, уникальный смысл.
Степень разработанности проблемы. Может возникнуть впечатление, что разные философы по-разному трактуют понятие экзистенции, или существования. Однако в целом экзистенциализм можно охарактеризовать как философию, которая обращается к существенному «я» или существенным условиям человеческого бытия.
Проблема исследования. Согласно представлениям экзистенциалистов, в современном обществе люди оказались отчужденными от этого существенного «я» и пришли в состояние отчаяния и страха. Мыслители этого направления всерьез задумались над тем, как можно освободить человека от отчаяния и страха. Это и составляет проблему исследования.
Цель работы: характеристика экзистенциальных проблем человека в традиционном шаманизме.
Объект: экзистенциальные проблемы человека в традиционном шаманизме.
Предмет: характеристика экзистенциальных проблем человека в традиционном шаманизме.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать особенности экзистенциальной традиция построения образа человека.
2. Выделить культурологический контур экзистенциального субъекта.
3. Рассмотреть сущность шаманизма.
4.Охарактеризовать религиозно-мифологическую картину традиционного мира шамана.
5. Рассмотреть шамана как положительная экзистенциальная ценность.
6. Проанализировать трансформацию экзистенциального субъекта в условиях современного неошаманизма.
Теоретическая основа исследования. Принципиально важные для развиваемой концепции положения были обоснованы выдающимися мыслителями прошлого и современности. Среди них Б.Малиновский, Ф. Боас, Э. Тайлор, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тоинби, В. Тэрнер, М. Элиаде, К. Медоуз,
A. Минделл, М. Харнер, В.Н. Топоров, А.Ф. Анисимов, Д. Дутаров, Е. Новик, Е.В. Ревуненкова, A.B. Смоляк, Е.Г. Балагушкин, В.Н. Басилов, и многие другие.
Классическими по проблемам шаманизма в современной литературе следует признать труды М. Элиаде. Он предложил целостную и многомерную реконструкцию шаманизма, которая не потеряла своей актуальности и ее можно использовать в качестве базовой исследовательской схемы. Весьма ценными в этом направлении следует признать также труды Л.П. Потапова, A.B. Смоляк, Д. Кэмпбелла. В частности, как показал в своем исследовании Д.Кэмпбелл, мотив странствия, путешествия в иные миры, является универсальным для всех архаических культур.
Методы исследования. Методология исследования носит комплексный, интегративный характер.
Ведущим принципом исследования является концептуализация, культурологический анализ, базирующийся на обобщении исторических, этнографических, социологических данных, который позволяет реализовать исследовательские задачи.
Теоретическая и практическая значимость исследования Основные положения и выводы исследования позволяют углубить понимание сущности такого социокультурного феномена, как шаманизм и неошаманизм в контексте культурной динамики ХХ-ХХ1 веков.
Материалы и выводы могут быть использованы в области социокультурного проектирования и решения вопросов культурной политики; в практическом решении этносоциальных проблем; в преподавательской работе; при подготовке методических пособий, курсов лекций по культурологии, религиоведению; а также специальных курсов в высших учебных заведениях.
Структура исследования включает в себя введение, две главы заключение, библиографический список.
Библиографический список включает 20 источников.
Заключение:
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал, хотя его идеи известны человечеству давно.
Противоречивость понятия экзистенциализм исходит из самого содержания экзистенции — бытия, ибо она уникально и неповторимо по определению и обозначает переживания отдельного ни на кого не похожего человека [2, c.34].
Это противоречие и есть причина того, что мало кто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Основные представители экзистенциализма — С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю.
Единственным из них, кто ясно выражал сущность экзистенциализма и свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его идеи и позиция были обозначены в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века [1, c.74].
Поиски ответов, смысла жизни, поиски себя затронули многих. Сегодня представлен широкий выбор практик, тренингов и семинаров. Не осталась и без внимания такая обширная и древняя часть человеческой истории, как шаманизм, чей мифический мир не может оставить равнодушным никого. Мир духов, энергий, отношение ко всему среди чего живет человек и его роль во всем этом, экстаз и транс, у одних это вызывает скептическое отношение, как к чему-то примитивному и языческому, а у других мистическое и волшебное.
И сегодня, наряду с психологией, шаманизм занимает не последнее место среди средств познания себя. Существует огромное количество разного рода туров, которые предлагают встречи с шаманами, прохождение путешествий в нижние миры, инициации и многое другое. Пение, танцы у костра и звуки бубна уносят человека в экстатическом трансе в его глубины внутреннего мира. Духовный туризм стал уже неотъемлемой частью нашей жизни, и все больше и больше людей, особенно, после прочтения книг, про Дона Хуана Кастанеды, интересуются шаманизмом разных традиций и можно услышать, как кто-то прошел церемонии с пейотом или Сан Педро. А кто-то, купив бубен, уже считает себя шаманом.
Фрагмент текста работы:
Философия жизни оказала на экзистенциализм наибольшее влияние. Экзистенциализм – особая реакция на кризис, который был вызван трагическими войнами. Поэтому именно он послужил источником мужества и нравственности, ведь было необходимо обратиться к подлинности человека в период страданий и безнадежности. Существование человека, его судьба и смысл жизни, вера и ее отсутствие стали основными вопросами экзистенциальной философии. Таким образом, можно сделать вывод, что существовали атеистический экзистенциализм и религиозный экзистенциализм. Однако предметом экзистенциальной философии стало разъяснение логики сознания индивида или общества при совершении каких-либо действий. В данном случае сознание индивида понимается не как результат жизненного опыта, а как результат взаимодействие различных идеальных категорий. Поэтому экзистенциализм не имеет рационального выражения рассматриваемых проблем. Экзистенциализм – иррациональный способ выражения реальности. Схожие условия для жизни, эмоции и духовное состояние позволяют экзистенциалистам понять друг друга, зафиксировать настроения индивидов и общества в простой символической форме. Это стало причиной того, что искусство стало одним из основных способов распространения своих идей.
Экзистенциализм строится на новом понятии категории – бытие. Бытие это не является реальностью, системой связей или миром материальным – это исходная целостность объекта, в которой то, что познается и что познает, должны совпасть. С социальной точки зрения, основными понятиями экзистенциальной философии являются личности и свобода. Личность – это собственная цель индивида, при этом коллектив его – лишь средство для существования, а общество – гарант развития индивида, порядка и свободы. Однако настоящая, подлинная, свобода существует лишь за социальными стенами – в духовном мире, где личности встречают друг друга как экзистенции, а не в качестве субъекта различных социальных, материальных, правовых и иных отношений. Иными словами, общество ограничивает личность. В экзистенциализме выделяют несколько слоев в человеке: познаваемый естественными науками – природный, социологией – социальный, историей – духовный, познаваемый только философией и невозможный для понимания наукой – экзистенциальный слой. Если обратиться к вопросу свободы, то, с точки зрения экзистенциализма, свобода есть сама экзистенция и наоборот – экзистенция есть сама свобода. Т.е. экзистенция – обитель свободы. Например, если рассмотреть религиозное направление экзистенциальной философии, то именно в боге личность способна достичь свободы. Важным понятием в философии экзистенциализма является совесть. Поскольку экзистенциалисты не применяет такие критерии, как зло или добро, то под совестью понимается взгляд на себя подлинного, поиск самого себя. Совесть – это призыв стать и быть подлинным собой. Стать свободным и быть им означает быть подлинным собой, не другим, не таким, как остальные, не таким, как все. Быть экзистенцией – быть самим собой. По словам Ж.-П. Сартра, отказаться от свободы можно только путем отказа от самого себя, от своей индивидуальности, т.е., перестав быть собой, индивид теряет свободу [1, с. 344].
Задача экзистенциализма – развитие определенной модели представления внутренней стороны человеческого творчества, поэтому он является подходящей формой идеологии, отражающей протест и отчаяние. Однако природа этих настроений может быть разнообразна. К примеру, демократические и нигилистические взгляды различных слоев общества, страдавших от человеческого насилия, представлялись в идеологических формах, которые были разработаны Сартром после второй мировой войны. Таким образом, экзистенциализм становится спутником социально-политический жизни общества.
Две тенденции, которые несут в себе и социальный протест личности, и демократизм, могут находиться в сознании людей из различных слоев общества. Экзистенциализм является идеологическим итогом соединения этих тенденций. Философские теории получают развитие по методологическому принципу социального мышления. Разновидностью такого способа мышления и является экзистенциализм.