Курсовая с практикой на тему Экзистенциальные проблемы человека на протяжении жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Понятие экзистенциального кризиса. 6
1.2.Понятие «механизм развития личности» в трудах
отечественных и зарубежных психологов. 9
1.3.Онтогенез и основные стадии механизмов развития человека. 16
Глава 2. Анализ развития механизмов развития
личности и экзистенциальные проблемы
человека на протяжении жизни. 21
2.1 Анализ развития
механизмов развития личности. 21
2.2 Структурные компоненты механизмов развития личности. 26
2.3. Характеристика методик эмпирического исследования. 31
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Введение:
Актуальность темы и
постановка проблемы.
В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная
направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и
жизненный опыт, можно объединить в понятии «механизм развития взрослеющего
человека». Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими.
Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. «Человек лишь
постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю»,— писал С.Л.
Рубинштейн [16].
Развитие
личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием
и самосознанием. Комплексные исследования, которые были проведены под руководством
Б.Г. Ананьева, заложили основу психологии развития личности. Особое внимание в
данных исследованиях уделялось психологии развития личности взрослого человека.
Обусловлено это тем, что, по мнению Б.Г. Ананьева, именно процесс развития
личности взрослого человека является одной из наименее изученных и
разработанных проблем современной психологии. Период взросления представляет
собой основной и наиболее продолжительный период жизни человека. Однако,
несмотря на значимость данного периода, в психологии до сих пор нет единого и
однозначного представления об особенностях развития личности взрослого
человека. Зачастую вопросы развития личности в период взрослости попросту
игнорируются и даже ставятся под сомнение их значимость. Иногда эти вопросы
ограничиваются или подменяются проблемами профессиональной деятельности
человека.
В советской психологии к
теме механизмов развития личности первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л.
Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть
исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б.Г. Ананьева
проблема механизмов развития личности стала актуальной в начале 30-х гг. в
связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом
институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание
психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы
самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты механизмов
развития личности, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах
советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
Механизм развития
личности — «это история формирования и развития личности в определенном
обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения»
[12].
Историческая природа личности требует от
психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В
психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о
личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.
«Положение о том, что
развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее
индивидуального сценария, выдвигает перед психологией в качестве одной из
наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического
исследования целостного механизмов развития личности личности» [11]. Соотношение
биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида;
фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные
особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции
социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности;
общая производительность механизмов развития личности; удовлетворенность жизнью
и т.д.
Исследование механизмов
развития личности и творчества исторической личности – предмет исторической
психологии. Эта проблема активно разрабатывалась в западной психологии (И.
Мейерсон, Л. де Моз, 3. Фрейд, Э. Эриксон). В отечественной психологии
исследования по исторической психологии и психоистории относятся к недавнему и
настоящему времени (И.Г. Белявский).
Цель исследования: анализ экзистенциальных проблем человека на протяжении жизни.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «механизм развития
личности» в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Выделить особенности онтогенеза и основных
стадий механизмов развития взрослеющего человека. 3. Проанализировать
возрастные кризисы как критические периоды механизмов развития человека. 4. Охарактеризовать механизмы
развития личности.
5. Выделить структурные
компоненты механизмов развития личности.
Объектом исследования являются экзистенциальные проблемы.
Предмет исследования: анализ экзистенциальных проблем человека на протяжении жизни.
Методы исследования: в теоретической части работы был
использован метод классификации позиций различных авторов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В каждом возрастном периоде выделяется ведущая деятельность, например, в
младенческом — эмоциональное общение со взрослыми, в возрасте малыша —
предметная деятельность, в дошкольном возрасте — все предыдущее плюс ролевая
игра, в младшем школьном возрасте — ко всему предыдущему плюс учение, в
подростковом возрасте добавляется общественно- полезная деятельность, в
юношеском — учебно-профессиональная.
Основы теории сценариев разработал Эрик Берн в середине 60-х годов.
Весомый вклад в разработку концепции внес также коллега и друг Берна К.
Стайнер. Сценарный анализ и анализ личностных моделей, строящиеся на концепции
Я-состояний – столпы теории трансактного анализа (ТА).
Согласно Эрику Берну сценарий, это : «… План жизни,
который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается
последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого
начала ». Ясно, что ни о каком осмысленном и сознательном выборе в
возрасте 2-3 лет речь идти не может. Имеется ввиду тот выбор, который совершает
ребенок под влиянием чувств, на основании первого опыта общения с окружением и
внешней реальностью до того момента, как он начал говорить. Согласно ТА наши
детские впечатления не просто влияют на весь ход нашей взрослой жизни, они
определяют события, которые в ней происходят – «В первые годы жизни каждый
решает для себя как он проживет свою жизнь и как умрет… Такой план, всегда
присутствует в сознании человека и называется жизненным сценарием».
Когда ребенок планирует сценарий, он обязательно прописывает и
заключительный финальный акт. Остальную сюжетную линию, включая пролог, вводную
часть и кульминацию он строит так, чтобы привести к финальной развязке,
именуемой в теории ТА сценарной расплатой. Поэтому бессознательная реакция
взрослого человека на внешние раздражители также жестко встроена в его
жизненный план и неотвратимо приближает к уже выбранному в детстве финалу.
Берн подчеркивает, что сценарный жизненный план – результат родительского
программирования, генетической предрасположенности и влияния социума. Но,
прежде всего, это результат выбора, совершаемого человеком в его детстве. Это
значит, что воспитываясь в одной семье при изначально равных «стартовых»
условиях дети могут составлять и далее реализовывать разные жизненные сценарии.
«Ты кончишь в психушке!» – любила повторять мать своим малолетним сыновьям
близнецам когда была не в духе. Спустя десятилетия один из них стал
завсегдатаем психиатрической лечебницы, другой – известным врачом психиатром.
Исследования современных трансактных аналитиков показали, что помимо
общего сценария, жизнь человека в ее отдельных аспектах протекает в рамках дополнительных
«подсценариев» – для здоровья, секса, работы, для каждой семьи. Сценарии есть у
групп по интересам и организаций, есть такие сценарные планы и у стран. Если
понимание того, что свои сценарные паттерны можно и нужно корректировать
отсутствует, то любые попытки менять сценарий без согласия человека
бессознательно воспринимаются им не иначе как угроза личной безопасности,
покушение на его свободу. И не важно, действуете ли вы искренне и ему на благо,
или пытаетесь использовать в корыстных целях. Эрик Берн различал понятия
жизненных сценариев и курса жизни. Согласно Берну «Сценарий – есть конкретный
жизненный план, создаваемый человеком в первые годы жизни, а жизненный курс –
то, что происходит с ним в реальности». На формирование курса жизни влияет
собственно сценарий, ряд внешних факторов, особенности наследственности, и
автономные решения. Любой сценарий включает в свой состав содержание и процесс.
Причем содержание, заложенное в жизненном сценарии у каждого из нас уникально,
как рисунок линий жизни на руке или отпечаток пальца. Иное – сценарные
процессы. Их можно объединить в пределах нескольких характерных паттернов,
узнаваемых в ежедневном общении.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования 1.1. Понятие экзистенциального кризиса
Экзистенциальный кризис –
это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности
вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в
странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека
может зародиться в юности либо зрелости (в момент оценивания прожитых лет), при
созревании личности. Такое переживание может быть довольно мучительным,
поскольку возможность отыскать нужные ответы отсутствует. Справиться с
экзистенциальным кризисом возможно несколькими путями. Часть индивидов решает
прекратить задаваться этими вопросами, поскольку множество различных проблем
требуют участия и решения. Другие – отыскивают выход в осознании того, что лишь
настоящее имеет смысл, поэтому необходимо прожить полноценно его, дабы потом,
не сожалеть об прозеванных мгновениях.
Рассматриваемый
феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от
необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких
индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле
собственного существования жизни. Чаще подобные размышления приводят к
безрадостным выводам.
Иррационалистическое
направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования
бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного
метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал
колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом
экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления
философии не существовал.
Человеческий
субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако
одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он
внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным
смыслом, ни заданным предназначением.