Курсовая с практикой на тему Экзистенциальная проблематика свободы в романе Стендаля «Красное и чёрное»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 5
1.1.Происхождение экзистенциализма и его основные представители 5
1.2. Экзистенциализм как особое направление в философии ХХ века 9
ГЛАВА 2. РОМАН СТЕНДАЛЯ «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ» В КОНТЕКСТЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 14
2.1.Особенности творчества Стендаля 14
2.2.Тема свободы в романе Стендаля «Красное и черное» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
«Все большие писатели – «гусары свободы», они сражаются с ее врагами» [15] – говорил Стендаль. Он считал, что настоящий писатель должен опережать современников, только тогда он сможет обновить литературу.
В своем ответе историку Минье, поздравлявшему его с изданием второго памфлета «Шекспир и Расин» в 1825 году, Стендаль писал: «Надо думать о критиках еще меньше, чем молодой драгунский офицер, который ведет в атаку своих солдат, думает о госпитале и ранах. Всем нашим беднягам-поэтам, безусловно, не хватает этой смелости, вот почему они обречены на посредственность» [15]. Он в своих книгах рассуждал о загадках человеческой природы и, очень близко подходил к экзистенциальным вопросам, т.к. в основе этого философского направления лежит понятие экзистенции – внутреннего ядра человеческой личности. По мнению философов-экзистенциалистов настоящие человеческие качества могут проявиться только тогда, когда человек вынуждено теряет все свои общественные определения и функции. Это положение в экзистенциализме носит название «пограничная ситуация».
Актуальность исследования. Несмотря на то, что Стендаль жил и творил более чем на век раньше писателей-экзистенциалистов, на наш взгляд в его произведениях, а особенно в романе «Красное и черное» можно обнаружить экзистенциалистские проблемы.
Сегодня внимание к творчеству писателя резко возросло. Своим предтечей его называют такие современные французские авторы, как М. Барбери, А. Макин, Ж. Руо, М. Уэльбек и др. Стендаль связывает их с многовековой традицией, берущей истоки в античной литературе и культуре Средневековья, искусстве классицизма, в творчестве Руссо и романтиков. Для современных авторов Стендаль – новатор, определивший специфику жанра психологического романа и психологической прозы в целом, наметивший пути их дальнейшего развития.
Новизна исследования заключается в стремлении рассмотреть творчество Стендаля в контексте философии экзистенциализма, чего раньше никогда не предпринималось никем из исследователей.
Цель нашей работы – раскрытие проблемы экзистенциализма свободы в романе Стендаля «Красное и черное»
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проследить происхождение философии экзистенциализма, ее сущности как мировоззрения ХХ века.
2.Исследовать связь философии экзистенциализма и проблематики творчества Стендаля.
3.Определить основные художественные особенности творчества Стендаля.
4. Раскрыть проблемы философии свободы в романе Стендаля «Красное и черное»
Объект исследования – творчество Стендаля
Предмет исследования – роман Стендаля «Красное и черное»
Методы исследования: В работе используются историко-литературный, сравнительно-типологический методы исследования. Целостный и фрагментарный анализ привлекаются автором в зависимости от целей и задач исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Наследие Фредерика Стендаля является не только отдельным фактом истории мировой литературы, но продолжает оказывать мощное влияние на современную прозу. Вместе с тем, новые знания о творчестве автора «Красного и черного» позволяют дать более глубокий анализ его произведений, определить его место в мировой культуре, а конкретные тексты или эпизоды – поместить в контекст в соотнесении с биографией автора. Современные авторы считают Стендаля новатором, который определил специфику жанра психологического романа, наметил пути его дальнейшего развития.
Творчество Стендаля привлекало внимание критиков и за рубежом, и в нашей стране в разные времена. Многие пытались определить место писателя в мировой литературе, понять особенности его художественных или документально-художественных текстов. Однако, никем еще не был сделан анализ его текстов с позиции проблематики философов-экзистенциалистов, что на наш взгляд, представляется весьма интересным в качестве исследования.
Стендаля не случайно называют «отцом жанров» современной психологической прозы, комментирующей душевные движения героя и читателя. Он не только синтезировал опыт предшествующих эпох: с него же начинается и обратный отсчет, когда парадигма психологического романа начинает размываться, и биография превращается в автобиографию, а психологический роман – в роман автопсихологический.
В своем романе «Красное и черное» Стендаль предвосхитил искания философов и писателей-экзистенциалистов, сосредоточив внимание на истинной природе человека, которая только и может даровать ему настоящую свободу, не имеющую ничего общего ни с противопоставлением себя обществу, ни с эгоизмом. Это открытие герой Стендаля делает перед смертью, находясь в том пограничном состоянии, о котором напишут экзистенциалисты.
В своих книгах Стендаль рассуждал о загадках человеческой природы и, очень близко подходил к экзистенциальным вопросам, т.к. в основе этого философского направления лежит понятие экзистенции – внутреннего ядра человеческой личности. Острота чувства жизни и чувства свободы наиболее сильно воспринимаются только под угрозой их потери – это одна из центральных идей философии экзистенциализма, и это же можно назвать краткой фабулой романа Стендаля «Красное и черное».
Большое значение в романе имеет цветовая символика. Начиная с названия произведения, в нем происходит конфликт двух цветов – красного и черного, символизирующий, по нашему мнению, конфликт свободы и смерти, происходящий внутри человека, приводящей его к той свободе, которая только и есть свобода настоящая, природная.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
1.1.Происхождение экзистенциализма и его основные представители
Говоря о каком-либо философском учении, очень важно знать историю его зарождения и развития. Экзистенциализм как философское направление возник после первой мировой войны. Пережив сильнейшие потрясения, люди задались вопросом, в чем смысл жизни человека, многие жили в постоянном страхе, не были уверены в завтрашнем дне. Философия экзистенциализма сосредоточивала свое внимание именно на этих моментах: существовании человека, его судьбе, при этом, экзистенциалисты не призывали бороться с волнениями и страхом, а наоборот, превозносили их.
Первенство разработки антропоморфной модели общества принадлежит Томасу Гоббсу. Рассматривая человека в «естественном состоянии», философ Томас Гоббс утверждал, что жизнь такого человека была бы «одинокой, бедной, неприятной и жестокой» [3, c. 73]. «Естественное состояние» по Гоббсу – это такое состояние, в котором отсутствует личный интерес, права и соглашения – все это мешало обществу развиваться. Жизнь строилась по принципам анархии, люди в «естественном состоянии» были аполитичны и асоциальны.
Если бы человек жил в естественном состоянии, где у каждого есть «право на все», как утверждает Гоббс, его жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой», если бы над человеком не стояла политическая власть.
Сравнив общество с человеком, в своем «Левиафане» Гоббс пишет: «Что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не те же нити, а суставы – как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так,