Курсовая с практикой на тему «экспрессивно оценочные средства в художественной литературе по роману Ч. Диккенса «Большие надежды»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1 Категории экспрессивности и оценочности в лингвистике. 5
1.2 Экспрессивно-оценочные средства в языке. 9
ГЛАВА II.
ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ». 15
2.1 Сравнения. 15
2.2 Эпитеты.. 21
2.3 Синтаксические средства. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность темы. Лингвистические особенности
художественной литературы состоят в том, что писатели не ограничены в выборе
лингвистических средств: каждый имеет право писать так, как считает нужным,
кроме того, речь героев произведения может иметь любые особенности. Профессиональный
писатель даже обязан уметь передать в диалогах особенности речи людей во всем
многообразии. Поэтому текст художественного произведения может включать любые
возможности языка. Особое место в языке художественного текста занимают
категории экспрессивности и оценочности, поскольку они связаны с субъективным
началом и с личностью автора. Актуальность данной темы определяется
необходимостью рассмотрения средств выражения экспрессивности и оценочности в
художественном тексте, так как до сих пор в науке нет единой точки зрения на
эти категории.
Объектом работы являются экспрессивно-оценочные
средства в художественной литературе. Предметом работы являются экспрессивно-оценочные
средства в англоязычной художественной литературе (по роману Ч. Диккенса «Большие
надежды»).
Цель работы состоит в том, чтобы
проанализировать экспрессивно-оценочные средства в романе Ч. Диккенса «Большие
надежды».
Задачи работы:
1) изучить категории экспрессивности и оценочности в
лингвистике;
2) рассмотреть экспрессивно-оценочные средства в
языке;
3) проанализировать экспрессивно-оценочные средства в
романе Ч. Диккенса «Большие надежды».
Материалом
исследования послужил роман Чарльза Диккенса «Большие надежды».
Роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» впервые
увидел свет в 1860-м году. В нем английский прозаик поднял ряд важных
социальных проблем для своей эпохи. Диккенс не мог не использовать в своем произведении ряд
экспрессивно-оценочных средств. Теоретическая база. В научной литературе много и
подробно изучается стиль художественной литературы. Ученые выделяют в данном
стиле различные планы: эстетический, прагматический, оценочный, экспрессивный.
Экспрессия, как и оценка, являются субъективными, поэтому экспрессивно-оценочные
средства в художественной литературе связаны или с выражением писателем своей
точки зрения на события, или с выражением точек зрения персонажей. Эти средства
широко изучаются (И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, А.П. Сковородников и др.).
Теоретическая значимость
проведенного нами исследования заключается в уточнении понятий
«экспрессивность», «оценочность».
Практическая значимость
выполненной работы вытекает из возможности применения ее результатов в практике
обучения стилистике английского языка.
В качестве методов
исследования в настоящей работе были использованы:
изучение научно-теоретической литературы по теме исследования, стилистический
анализ, метод сплошной выборки.
Структура работы состоит из введения, двух глав,
заключение и списка использованной литературы.
Заключение:
Категории экспрессивности и оценочности давно стали
предметом изучения в лингвистике, тем не менее, до сих пор многие вопросы
остаются предметом споров. Прежде всего, ученые по-разному рассматривают вопрос
взаимосвязи таких понятий, как экспрессивность, эмоциональность, оценочность,
выразительность и стилистическая окрашенность. Но большинство ученых считают,
что экспрессивность связана с эмоциональность. Оценочность может быть связана с
эмоциональностью, но может и не иметь с ней связи. Экспрессивно-оценочные
средства в художественной литературе могут быть связаны или с выражением
писателем своей точки зрения на события, или с выражением точек зрения
персонажей.
В языке обычно есть целый ряд средств выразить
экспрессивность и оценочность. Эти средства широко изучаются учеными (И.В.
Арнольд, И.Р. Гальперин, В.П. Москвин, А.П. Сковородников и др.). Они выделяют
фонетические средства, лексические средства (эпитеты, сравнения, метафоры) и
синтаксические средства (повторы, инверсию, эллипсис, восклицания и др.). Таким
образом, категории экспрессивности и оценочности могут проявляться на всех
уровнях языка. Нет никаких жестких правил их употребления. Каждый писатель
может применять эмоционально-оценочные средства так, как считает необходимым.
Во второй части работы нами были проанализированы
экспрессивно-оценочные средства в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды». Роман
Чарльза Диккенса «Большие надежды» впервые увидел свет в 1860-м году. В нем
английский прозаик поднял ряд важных социальных проблем для своей эпохи. Диккенс не мог не использовать в своем произведении ряд
экспрессивно-оценочных средств. Диккенс использует сравнение для того, чтобы дать
экспрессивную отрицательную или ироническую оценку своим персонажам и их
поступкам. Сравнения могут быть как понятными, так и более сложными, когда для
понимания сравнения необходимо знать английскую культуру. Используя сравнения,
писатель подчеркивает негативные или смешные черты своих героев, и одновременно
дает оценку английскому обществу.
Большую роль играют эпитеты. Эпитет как стилистический прием позволяет сразу
дать оценку, так как оценочный аспект содержится уже в семантике любого
эпитета. Диккенс при помощи эпитетов умеет
передавать характер персонажей, их отношение друг к другу.
Синтаксические средства тоже могут быть
выразительными. Самые распространенные в
романе «Большие надежды» экспрессивно-оценочные средства – это полисиндетон, восклицательная форма предложения, повтор, в том числе
такой вид повтора, как плеоназм. Все эти средства усиливают выразительность
текста, привлекают внимание читателя к какой-либо идее. Можно отметить
ритмическую функцию повтора у Диккенса, который способствует четкой организации текста, за счет чего его проза приобретает четкий ритм.
Все эти средства весьма разнообразны
и дополняют друг друга. Автор прибегает к ним для того, чтобы подчеркнуть те
или иные характеристики персонажей. За счет использования экспрессивно-оценочных
средств, писателю удается передать свои взгляды, выразить свое отношение к современному
ему обществу, раскрыть характер персонажей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Категории экспрессивности и оценочности в лингвистике Одним
из основателей теории экспрессивности можно считать швейцарского лингвиста Ш.
Балли. Шарль Балли отмечал, что именно стилистика изучает экспрессивные факты
языковой системы с точки зрения их эмоционального содержания, то есть выражения
в речи явлений из области чувств и действие речевых фактов на чувства [3, с. 21].
Ш.
Балли называет экспрессивным любой факт речи или языка, так или иначе связанный
с эмоциями. При этом исследователь отмечает, что экспрессивная окраска добавляется в речь часто
неосознанно. Приемы, создающие экспрессивность, являются для людей бессознательными,
их экспрессивная окраска выявляется лишь в эмоциональном резонансе, сопровождающем
появление этих знаков [3, с. 57].
В
России также категория экспрессивности привлекала внимание исследователей, что
понятно, так как это важная часть языка. Одним из первых обратил внимание на
экспрессию М.М. Бахтин. В частности, Бахтин отмечал, что эмоция, оценка,
экспрессия чужды языку и рождаются только в процессе его живого употребления в
конкретном высказывании [4, с. 149].
Можно
отметить, что отечественных работах категория экспрессивности постоянно соотносится
с такими категориями, как эмоциональность, стилистическая окрашенность,
выразительность, образность, эстетичность, которые необходимо различать и не
употреблять как синонимы. По этому поводу И.В. Арнольд отмечает, что эмоциональные,
экспрессивные, оценочные и стилистические компоненты лексического значения действительно
нередко сопутствуют друг другу в речи, потому их часто смешивают, хотя это
неправильно [2, с. 109].
Экспрессия