Курсовая с практикой на тему Экспрессионизм в искусстве Германии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Развитие и идеи экспрессионизма в немецкой живописи 5
1.1. Предпосылки экспрессионизма в живописи 5
1.2.Основные черты экспрессионизма в Германии 9
1.3.Идеи эстетики немецкого экспрессионизма 13
ГЛАВА 2. Творческие методы в экспрессионизме и его изучении 19
2.1. Анализ пейзажного творчества немецкого объединения «Мост» 19
2.2. Послевоенные образы в немецком экспрессионизме 31
2.3. Организация внеклассного мероприятия для обучающихся старших классов на примере лекции «Лейтмотив группы «Мост» 36
Заключение 45
Список литературы 47
Введение:
Актуальность темы исследования. Экспрессионизм складывался на фоне мощного экономического развития Германии и экспансии ее в мир, что выразилось в росте примитивного национализма, милитаризма, демагогии в политике, монетизации всех сторон жизни, упадке общественной морали, торжестве филистерства и утилитаризма. Экспрессионизм противопоставлял двухмерной жизни дух, миф, тайну, веру, метафизику, трагедию и поэзию. Не пренебрегая, впрочем, и социальной критикой. Его идеология складывалась из средневековых легенд, немецкого романтизма, иррационализма Ницше, экзистенциализма Кьеркегора, теософии Штейнера, фрейдизма Фрейда.
В экспрессионизме сильно выражен социально-критический пафос, однако, в научных источниках очень мало исследователи, которые бы затрагивали специфику и особенности экспрессионизма. Его глубинная суть раскрыта недостаточно хорошо, тем не менее, те или иные аспекты развития экспрессионизма были изучены в трудах А.В. Бабичевой [1], В.В. Бычкова [2], О. Вальцеля [3], Т.Н. Васильчиковой [4] и другими исследователями.
Эти «пробелы» в изучении экспрессионизма обуславливают интерес к тому, чтобы провести анализ картин художников-экспрессионистов и адаптировать эту тему к проведению внеклассного занятия для старших классов, что важно для всестороннего формирования художественно-эстетического сознания и восприятия обучающихся.
Объект исследования – немецкий экспрессионизм.
Предмет исследования – эстетика и содержание мысли экспрессионизма в Германии.
Цель исследования – составить конспект внеклассного занятия для обучающихся старших классов по теме изучения экспрессионизма.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть предпосылки экспрессионизма в живописи;
— изучить основные черты экспрессионизма в Германии;
— определить идеи эстетики немецкого экспрессионизма;
— провести анализ пейзажного творчества немецкого объединения «Мост»;
— выявить послевоенные образы в немецком экспрессионизме;
— составить конспект внеклассного мероприятия для обучающихся старших классов на примере лекции «Лейтмотив группы «Мост».
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез научно-теоретической базы исследования);
— практические (искусствоведческий анализ, педагогическое проектирование).
Структура работы включает введение, основную часть из двух глав, заключение, список литературы.
Заключение:
В теоретической части представленного исследования решались задачи, касающиеся развития экспрессионизма и его идей. Было. Прежде всего, выяснено, что экспрессионизм очень обусловлен предвоенным и военным состоянием общества. То есть все то, что происходило в обществе, но тщательно скрывалось, о чем было не принято говорить и что заменялось красивой картинкой благополучия, представлено как нарыв в творчестве экспрессионистов.
Логика и экспрессионизм – это константы разных полярностей, кроме того, именно логика, по мнению художников, привела мир в ту критическую точку, в которой он непосредственно находится. Поэтому приоритетом в их живописи является эмоция.
Экспрессионизм появился в Германии, став компиляцией и результатом трансформации постимпрессионизма. Это, по сути, переломное течение, которое своей сутью содержит слом привычной системы, полный отказ от классических канонов.
Эстетика немецкого экспрессионизма – это презрительное отношение к детерминизму, дарвинизму и позитивизму. Он задавал общественные волнения, показывая неспокойную суть, казалось бы, стабильного мира. Основной целью экспрессионизма являлось коренное изменение традиционного подхода к искусству, причем, не только в живописи.
В практической части исследования было рассмотрено пейзажное творчество художников-экспрессионистов. Общая черта пейзажей – наличие драматического конфликта, игры добра и зла, света и тьмы. Очень часто на полотнах второй план является акцентным, вопреки традиционным канонам. Это достигается у художников за счет особого освещения, буквально небесного зарева, к которому стремиться весь ритм картины, усиливая эффект присутствия и вчувствование в атмосферу.
В образах города также все достаточно мрачно: это демонстрация послевоенной действительности, нравственного кризиса, катастрофичности, сильного чувства апатии, нежелания к жизни. Демонстрация образов социального неблагополучия в послевоенный период, тема катастрофы очень отчетливо прослеживается в ряде живописных работ немецких экспрессионистов. Это – отражение действительности, показанное через призму восприятия экспрессиониста.
Эстетика немецкого экспрессионизма понятна в том, что философски жизнь – это страдания. И, разрабатывая внеклассное мероприятие, очень важно не передавать обучающимся смыслы, которые они ее не в состоянии усвоить. Сама тема экспрессионизма достаточно обширна, поэтому обучающимся старших классов можно лишь приоткрыть завесу к этому противоречивому и, вместе с тем, потрясающему искусству.
Внеклассное занятие ориентировано на то, чтобы обучающиеся, через восприятие тяжелых образов, неоднозначных, смогли узнать другую, новую для них парадигму искусства и взгляда на мир, что расширит их кругозор, научит понимать прекрасное в образах.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие и идеи экспрессионизма в немецкой живописи
1.1. Предпосылки экспрессионизма в живописи
Эпоха экспрессионизма, которая охватила собой самые различные сферы творчества (живопись, скульптура, архитектура, театр, литература, кино, музыка, издательское дело), пришлась на первые десятилетия ХХ века (от середины 1900-х до начала 1930-х годов).
Она обусловила не только вступление немецкой культуры в новый век с громкой заявкой, но и также представила на обозрение всего мира талант В. Кандинского (русский художник работал в Мюнхене, активно принимал участие в развитии немецкого экспрессионизма), П. Клее, О. Кокошки, А. Кубина, Э. Нольде, Э. Шиле и других.
В общем смысле измерение экспрессионизма с западной точки зрения определенным образом сплетается с мифологией «переоценки ценностей», «переходности культуры», «гибели богов», «размыва контуров», «авангарда», «революции». Акцентом экспрессионизма являются образования, которые представлены особой поэтикой, описывающей разгар «кризиса культуры». Под лупой экспрессионизма эта проблема стала просматриваться гораздо глубже, объемнее, искусство перестало быть привязанным к жестким пространственным и формальным признакам.
То есть, экспрессионизм полноценно сложился как идея, которая ранее (например, во Франции конца XIX века) существовала только лишь как нечто разрозненное и не имеющее определенной формы.
Экспрессионизм – это полноценный инструмент описания «не классической» культуры и наиболее характерных для нее «больших стилей», не сосредоточенных на себе национальных языков творчества, а «не классичности», которая на рубеже ХIХ-ХХ столетий ассоциируется с неким переходом от одного к другому, разобщенностью и тяжестью [15, с. 115].
Так, В.М. Толмачев считал, что у художников экспрессионизма определенно есть склонность к гипертрофированному восприятию реальности, и этим обусловлен их максимализм мрачности и проблемного поля. Исследователь писал, что «референциальность его языка по самым разным причинам ослаблена, и он, не признавая внешнего по отношению к себе масштаба творчества (им в средневековой культуре был Бог, гарант целого мира и его онтологической безусловности), вынужден, смешивая «я» и мир, углубляться в свое сознание, дабы именно там интуитивно нащупать некую энергийную матрицу если не бессмертия, то абсолютной достоверности» [15, с. 114].
Это выносит на первую позицию какую-то долю эгоизма в самовыражении, без оглядки на то, как это будет принято и оценено, что об этом может кто-то подумать. Главное – показать то самое настоящее, которое должно быть очевидно каждому, но ввиду общественной «зашоренности», не видно никому.
Экспрессионистские мотивы в живописи и искусстве вообще вполне возможно рассматривать еще задолго до появления экспрессионизма как направления. В определенном смысле экспрессивные искажения художественных образов имеются в ряже полотен Эль Греко, на картинах Маттиаса Грюневальда ввиду того, что этим работам присуща предельная эмоциональность. Экспрессионисты впоследствии признали значительное влияние этих мастеров на свое творчество, считали их предшественниками своего стиля.
В произведениях большого числа постимпрессионистов отлично просматриваются созвучные относительно экспрессионизма принципы упрощения перспективы и чрезмерного выражения внутреннего мира и ощущений.
В частности, очень хорошо это видно на картинах Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Анри Матисса, Поля Гогена. Представители нового художественного течения очень умело использовали опыт перечисленных мастеров, однако же значительно увеличили объемы экспрессии в своих творческих работах, намеренно демонстрируя все «нутро».
Художники импрессионизма, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), также отказались от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов). Они стали стремиться изображать самые основные, «главные» элементы окружающего мира. Все время конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегли в том числе и к декоративной стилизации. В отличие от породившего их импрессионизма, они не ограничивались поиском способов взгляда на реальность, а неустанно шли дальше, выражая увиденное не тождественным реальности взглядом, постепенно отказываясь от реализма. После множества экспериментов и сформировались направления, сложившиеся впоследствии в постимпрессионизм [11].
Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации (П. Сезанн, Ван-Гог, П. Гоген). К постимпрессионизму относится творчество А. Тулуз-Лотрека, который изображал на своих полотнах жизнь актеров, циркачей, певиц, танцовщиц, завсегдатаев кафе и баров. Картины Ж. Сера, П. Синьяка, некоторые полотна К. Писсарро, написанные раздельными мазками — пуантилизм также причисляют к постимпрессионизму.
В книге «Импрессионизм и экспрессионизм» О. Вальцель попытался качественно измерить все развитие и перемену в искусстве на примере литературного творчества Гете, который стоит в то же время на почве идеалистической философии своего времени. Это очень хорошо перекликается с живописью.