Проектирование и экспертиза образовательных систем Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Экспертиза педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы экспертизы педагогической системы в сфере образования 6
1.1 Экспертиза в сфере образования, сущность, функции, цели и задачи 6
1.2 Профессиональная и личностная позиция эксперта, квалификационные характеристики 11
1.3 Особенности экспертизы педагогической системы в дошкольном учреждении 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное работа, направленная на изучение педагогической системы дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Родничок», г. Котельнич 19
2.1 Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Родничок», г. Котельнич 19
2.2 Анализ профессиональной деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Родничок», г. Котельнич 23
2.3 Повышение результативности профессиональной деятельности дошкольного учреждения 27
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложения 36

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Экспертная деятельность педагогической системы в сфере общего и профессионального образования является одним из ключевых механизмов регулирования всей педагогической системы в целом и отдельных ее компонентов. В связи с переходом системы образования в непрерывный цикличный процесс развития, появляется необходимость создания и внедрения эффективных экспертных механизмов, способных обеспечить реальную оценку эффективности и перспективности предполагаемых траекторий развития тех или иных компонентов системы и потенциальных рисков.
Экспертиза педагогической системы в отличие от привычной для образовательной системы практики инспекторской оценки направлена на выполнение иных задач, среди которых ключевыми является решение задач всестороннего анализа и исследование отдельных компонентов образовательной системы, а также дальнейшая разработка перспективных методов развития.
В связи с вариативностью и разносторонностью педагогической практики, данная система требует постоянного анализа процессов, происходящих в сфере образования, а также результативности образовательной и педагогической деятельности в целом, что обуславливает необходимость особого изучения проблемы экспертизы педагогической системы как одной из ключевых факторов эффективного функционирования сферы общего и профессионального образования.
Таким образом, актуальным представляется исследование экспертизы педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
Тема исследования «Экспертиза педагогической системы в сфере общего и профессионального образования».
Цель исследования – выявить влияние экспертизы педагогической системы на повышение квалификации педагога.
Объект исследования – педагогическая система.
Предмет исследования – экспертиза педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экспертиза деятельности педагогической системы оказывает влияние на повышение квалификации педагога, если она основана на комплексной диагностике (экспертизы).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и специфику экспертизы педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
2. Выявить содержание и процедуру комплексной диагностики профессиональной компетенции педагога в рамках экспертизы педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
3. Выявить особенности экспертизы педагогической системы в дошкольном учреждении.
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение педагогической системы дошкольного образовательного учреждения.
Теоретической основой исследования являются философские, психолого-педагогические теории. Анализ научной литературы позволяет выявить теоретические подходы экспертизы педагогической системы. Исследованию экспертизы как процесса выявления индивидуальных экспертных оценок, а также сути экспертного метода посвящены работы таких ученых, как Е.Л. Евланова, В.А. Кутузова, Р.М. Хвастунова и др. Критерии подбора экспертов рассматриваются в работах Н.А. Китаева, В.С. Черепанова. Проблемы определения критериев оценки профессиональной деятельности посвящены работы таких ученых как Б.П. Битинаса, Г.В. Воробьева, В.В. Завьялова и др. Взаимосвязь процесса педагогической экспертизы и повышения квалификации педагога рассматривается в работах Ю.Н. Кулюткина, Е.А. Марона, Е.Р. Шерайзиной и др.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы.
Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлено влияние экспертизы педагогической системы на повышение квалификации педагога.
Практическая значимость исследования состоит в том, выявлено влияние экспертизы педагогической системы на повышение квалификации педагога.
База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Родничок», Кировская область, г. Котельнич, ул. Ленина, д. 7.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В настоящее время вошли в противоречие усложнение общественной жизни и повышение требований к результатам образования, с одной стороны, недостаточная профессиональная подготовка, а с другой стороны, моральное устаревание приобретенных когда-то компетенций. В силу этого проблема педагогической экспертизы выступает в качестве одной из важнейших, так как разнообразная педагогическая практика требует особого анализа происходящих процессов в образовательной системе.
В качестве особого вида экспертно-аналитической деятельности в сфере образования является экспертная деятельность, которая требует специальных знаний о предмете и объекте экспертизы. В качестве результата проведения экспертной деятельности является получение экспертного заключения.
В первом разделе курсовой работы рассмотрены теоретико-методологические основы педагогической системы в сфере образования. В ходе исследования раскрыта сущность экспертизы в сфере образования, цели, функции и задачи, охарактеризованы необходимые квалификационные характеристики эксперта, а также выделены особенности экспертизы педагогической системы в дошкольном образовании..
Экспертиза педагогической системы в учреждениях дошкольного образования является одним из методов государственного контроля в сфере образования. В результате проведения экспертизы дошкольному учреждению выносится заключение, содержащее оценку уровня реализации образовательным учреждением дошкольного образования требованиям государственного образовательного стандарта.
Осуществление экспертизы дошкольного образования позволяет получить достоверную информацию как о состоянии образовательного процесса в дошкольном учреждении, так и позволяет сформировать конкретные методические рекомендации по повышению качества предоставления образовательных услуг.
Во втором разделе курсовой работы проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение педагогической системы дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследования проведен анализ профессиональной деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения, а также рассмотрены пути повышения результативности профессиональной деятельности дошкольного учреждения.
В ходе опытно-поисковой работы применялось комплексное исследование, которое состояло из трех анкет.
По окончании мониторинга был выявлен уровень профессиональной деятельности каждого педагога низкий, средний, высокий. Так, 45% педагогов имеют уровень профессиональной деятельности, оцениваемый как «средний», 30% «выше среднего», 10% «высокий» уровень профессиональной деятельности и 10% «ниже среднего»
Для повышения уровня профессиональной деятельности были применены различные формы работы с педагогами, ч позволило повысить уровень профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что высокий и выше среднего уровни увеличились на 15% каждый.
В ходе исследования было выявлено, что экспертиза является одним из способов повышения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Повышения квалификации сотрудников опирается, в первую очередь, на развитии основных составляющих профессиональной деятельности, то есть педагогических знаний, умений, способности к саморазвитию, взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Как показал анализ, после проведенной работы у педагогов повысился уровень профессиональных знаний, умений и навыков, то есть повысился уровень профессиональных компетенций

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Экспертная деятельность педагогической системы в сфере общего и профессионального образования является одним из ключевых механизмов регулирования всей педагогической системы в целом и отдельных ее компонентов. В связи с переходом системы образования в непрерывный цикличный процесс развития, появляется необходимость создания и внедрения эффективных экспертных механизмов, способных обеспечить реальную оценку эффективности и перспективности предполагаемых траекторий развития тех или иных компонентов системы и потенциальных рисков.
Экспертиза педагогической системы в отличие от привычной для образовательной системы практики инспекторской оценки направлена на выполнение иных задач, среди которых ключевыми является решение задач всестороннего анализа и исследование отдельных компонентов образовательной системы, а также дальнейшая разработка перспективных методов развития.
В связи с вариативностью и разносторонностью педагогической практики, данная система требует постоянного анализа процессов, происходящих в сфере образования, а также результативности образовательной и педагогической деятельности в целом, что обуславливает необходимость особого изучения проблемы экспертизы педагогической системы как одной из ключевых факторов эффективного функционирования сферы общего и профессионального образования.
Таким образом, актуальным представляется исследование экспертизы педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
Тема исследования «Экспертиза педагогической системы в сфере общего и профессионального образования».
Цель исследования – выявить влияние экспертизы педагогической системы на повышение квалификации педагога.
Объект исследования – педагогическая система.
Предмет исследования – экспертиза педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экспертиза деятельности педагогической системы оказывает влияние на повышение квалификации педагога, если она основана на комплексной диагностике (экспертизы).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и специфику экспертизы педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
2. Выявить содержание и процедуру комплексной диагностики профессиональной компетенции педагога в рамках экспертизы педагогической системы в сфере общего и профессионального образования.
3. Выявить особенности экспертизы педагогической системы в дошкольном учреждении.
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение педагогической системы дошкольного образовательного учреждения.
Теоретической основой исследования являются философские, психолого-педагогические теории. Анализ научной литературы позволяет выявить теоретические подходы экспертизы педагогической системы. Исследованию экспертизы как процесса выявления индивидуальных экспертных оценок, а также сути экспертного метода посвящены работы таких ученых, как Е.Л. Евланова, В.А. Кутузова, Р.М. Хвастунова и др. Критерии подбора экспертов рассматриваются в работах Н.А. Китаева, В.С. Черепанова. Проблемы определения критериев оценки профессиональной деятельности посвящены работы таких ученых как Б.П. Битинаса, Г.В. Воробьева, В.В. Завьялова и др. Взаимосвязь процесса педагогической экспертизы и повышения квалификации педагога рассматривается в работах Ю.Н. Кулюткина, Е.А. Марона, Е.Р. Шерайзиной и др.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы.
Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлено влияние экспертизы педагогической системы на повышение квалификации педагога.
Практическая значимость исследования состоит в том, выявлено влияние экспертизы педагогической системы на повышение квалификации педагога.
База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Родничок», Кировская область, г. Котельнич, ул. Ленина, д. 7.

 

Список литературы:

 

1 Теоретико-методологические основы экспертизы педагогической системы в сфере образования

1.1 Экспертиза в сфере образования, сущность, функции, цели и задачи

Экспертиза представляет собой важнейший инструмент высоких технологий в образовании и является одним из наиболее эффективных механизмов воздействия на практику обучения, воспитания и развития личности. Стоит отметить, что традиционно система оценки педагогической системы ориентировалась на такой показатель, как успешность обучения. Однако, на современном этапе развития системы образования на первый план выходят не только и не столько показатели обучения, сколько развития и воспитания. То есть, в психологическом плане данное изменение целей смещает акцент с преимущественного развития предметно-обусловленных познавательных способностей на формирование условий и создание образовательной среды, необходимой для полифункционального развития как познавательной, так и личностной сферы. Таким образом, на передний план выходит развитие такие способностей, как способность к рефлексивному и ответственному поведению, произвольной регуляции своей познавательной и социальной активности и т.д.
Понятие экспертиза достаточно прочно вошло в понятийный аппарат современного образования. При этом, на сегодняшний день существует множество трактовок данного понятия. История возникновения экспертизы как способа познания уходит в глубокую древность. В качестве первых форм экспертной оценки можно рассматривать советы старейшие, военные и государственные советы, коллегии, сенаты и т.д. При этом развития экспертных процедур происходило стихийно, однако на сегодняшний день экспертиза становится предметом научных исследований. Стоит отметить, что становление экспертологии как научной дисциплины, цель которой заключается в изучении закономерности, методологии, процессов организации и развития научных основ педагогической экспертизы, напрямую связано с развитием инновационных процессов в образовательной среде.
Экспертология как особый вид человеческой деятельности относится по своим сущностным особенностям к аналитическому и исследовательскому типу деятельности, где в качестве объекта исследования выступает развивающая и развивающаяся практика, а в качестве продукта заключение в виде оценки уровня рассматриваемого объекта.
Так, экспертная деятельность представляет собой особый вид экспертно-аналитической деятельности, которая требует специальных знаний о предмете и объекте экспертизы и профессиональных компетенций, результатом которого является представление мотивированного заключения.
Таким образом, в общем виде цель экспертной деятельности можно представить как изучение и оценку объекта исследования, при этом, важным представляется то, что в зависимости от предмета экспертной деятельности цель экспертной деятельности может корректироваться. Так, например, в качестве предмета педагогической экспертизы как виду экспертной деятельности может выступать образовательный процесс учреждений общего образования, профессионального, дошкольного и т.д.
Как особый вид исследования экспертная деятельность имеет такие структурные компоненты, как сбор и анализ информации, определение проблематики исследования и их ранжирование, формулировка гипотезы, цели исследования, определение инструмента и критериев исследования, контроль, оценку и корректировку.
Экспертиза педагогической системы в современном мире активности исследуется и находит применение в сфере образования. Среди исследователей экспертизы педагогической системы, в частности, методов экспертизы, необходимо отметить, таких ученых, как Г.Г. Азгальдова, С.Л. Братченко, В.А. Гуружапова, Г.А. Сатарова, В.С. Черепанова и др. Исследованием решения проблем педагогической квалиметрии, в которой рассматриваются общие проблемы измерений в педагогике, занимались Г.В. Воробьев, В.С. Карабанов, Н.А. Кулемин и др.
Так, в своих научных исследованиях, Т.В. Сидорина рассматривает вопрос о выделении в самостоятельное направление в педагогике педагогической экспертизы [15]. Автор в своих научных трудах доказывает, что педагогическая экспертиза выступает в качестве самостоятельного научного направления в педагогике, удовлетворяя всем требованиям науковедения. В качестве объекта педагогической экспертной деятельности выступают явления образовательной действительности, а предметом педагогической экспертизы является экспертиза образовательных процессов образовательных систем. В общем виде педагогическая экспертиза изучает закономерности, методологию и процесс формирования и развития основ экспертиз. Необходимо отметить, что изучение осуществляется на основе исследования базовых наук, среди которых теория воспитания, обучения, развития, управления, познания которых трансформируются в систему научных принципов, методов, средств, а также методик решения различных экспертных педагогических задач.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, существуют различные подходы к определению сущности педагогической экспертизы. Так, педагогическая экспертиза рассматривается через следующие аспекты:
критерии подбора экспертов (Н.А. Китаев, В.С. Черепанов и др.);
обоснование оценки учреждений и работников образования (В.И. Зверева, Я.Г. Плинер и др.);
этику экспертной деятельности (М.В. Кларин, А.И. Суббето);
характеристику методов (Г.Г. Азгальдов, Н.А. Кулемин);.
Необходимо отметить, что в некоторых исследованиях понятие «экспертиза» рассматривается или же отождествляется с понятием оценка/мониторинг. Рассмотрим данные понятия более подробно. Так, согласно толковому словарю С.И. Ожегова под экспертизой понимается рассмотрение какого-либо вопроса экспертами с целью формирования экспертного заключения, а под оценкой понимается установление качества, степени или уровня чего-либо.
Согласно же так им авторам, как В.А. Гуружапов, Т.Г. Новикова, оценка рассматривается как сущностная характеристика экспертизы [3, 4, 16]. Так, Т.Г. Новикова понимает под экспертизой оценку, состояние, выявляющую общественную значимость инициативы, ее реализованный потенциал и т.д [16]. Целью экспертизы же является оценка какого-либо действия, процесса, который уже состоялся, состоится на текущий момент или планируется в будущем. В.А. Гуружапова отмечает, что экспертиза это оценка авторитетными специалистами, то есть экспертами, состояния объекта или процесса, причин возникновения тех или иных причин возникновения событий и/или возможных его последствий или перспектив использования тех или иных ресурсов или принятия определенных решений [3,4].
С другой точки зрении, понятия «экспертиза» и «оценка» не являются тождественными и экспертную деятельность не стоит сводить к оценке (С.Л. Братченко, В.А. Бухвалова, М.В. Крулехт, Я.Г. Плинера, В.А. Ясвина и др.). Согласно В.А. Бухвалову и Я.Г. Плинер, педагогическая экспертиза представляет собой анализ и оценку функциональной эффективности образовательной системы в целом и ее структурных элементов в частности, а также составление плана развития и внедрения новых инноваций в педагогическую систему [2, 17]. При этом авторы указывают на то, что анализ и оценка являются лишь первой половиной экспертной деятельности (вторая представляет собой проектирование и является, тем самым, более сложным процессом, требующим высокой квалификации экспертов.
Так, В.А. Левина отмечает, что несмотря на то, что оценка является неотъемлемой частью экспертной деятельности, оценка и экспертиза это далеко не одно и тоже, так как экспертиза, в первую очередь, ориентирована на компетентность и опыт эксперта, личность и профессионализм которого являются главным инструментом исследования, в то время как оценка по отношению к экспертизе выступает как один из возможных методов изучения педагогической проблемы [13].
М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк в своих работах рассматривают оценку в качестве результата педагогической экспертизы [9]. По их мнению, экспертиза представляет собой исследование при помощи специалистов какого-либо вопроса, который требует особых знаний, в то время как экспертная оценка является результатом педагогической экспертизы, представляет собой заключение специалиста о качестве исследуемого предмета экспертной деятельности.
Анализ понятий «экспертиза» и «оценка» выявил различные подходы к их соотношению. Схему соотношений понятий «экспертиза» и «оценка» можно представить в следующем виде (рис. 1).

 

Рисунок 1 Схема соотношения понятий «экспертиза» и «оценка» [1]

Таким образом, педагогическая экспертиза представляет собой особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый высокопрофессиональными специалистами, то есть экспертами, заключение которых позволит получить комплексную оценку и направление развития данного объекта исследования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы