Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Экспериментирование в математическом развитии детей(дошкольников)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Математическая компетентность дошкольников как педагогическая проблема 6
1.2. Методические приемы, направленные на обучение математике в старшей группе детского сада 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Диагностика сформированности математических знаний дошкольников 18
2.2. Практические задания по математике с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Различные аспекты формирования у детей элементарных математических представлений освещены в работах Н. Баглаева, Ф. Блехер, Л. Глаголевой, В. Кемниц, С. Лебедевой, Т. Степановой, К. Щербаковой и других ученых. Созданы эффективные методики формирования у дошкольников операций счета (Г. Леушина, М. Макляк, Н. Менчинская, Н. Непомнящая, С. Пигулевская, Г. Усова), особенностей восприятия геометрических фигур и форм (С. Богуславская, А. Запорожец, Г . Кислюк, Е. Корзакова, В. Сохина), обоснованно методическое обеспечение игровой деятельности детей по математике (В. Изгаршев, Л. Островская), исследованы особенности взаимодействия детей в процессе игровой деятельности с математическим содержанием (С. Богуславская, Л. Венгер, М. Касабуцкий, В. Колечко, А. Смирнова, Г. Соболев, А. Столяр, Т. Чеботаренко), определена преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой по обучению детей математике (А. Гришко, Т. Маслова, С. Скворцова). Ученые подчеркивают о необходимости специальной подготовки к формированию у детей элементарных математических представлений (А. Белошиста, Л. Гайдаржийская, Т. Жаровцев, С. Скворцова, Т. Степанова). Обоснованы дидактические основы формирования математических знаний в процессе подготовки будущих педагогов (А. Грибанова, А. Столяр).
Среди задач математического развития и математической подготовки детей дошкольного возраста отмечается потребность в формировании не только определенных математических понятий и представлений, но и умения их проверки экспериментальным путем. В научных исследованиях сущность этого феномена, особенности его достижения, учитывая возраст детей, педагогические условия, не рассматривались. Это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие возможность использования элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике в ДОУ и апробировать их эффективность.
Объект исследования – процесс обучения математике детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию их математической компетентности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру феномена «математическая компетентность дошкольника».
2. Проанализировать методические приемы, направленные на обучение математике в старшей группе детского сада.
3. Разработать критерии оценки математической компетентности и показатели их проявления у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить и апробировать педагогические условия и экспериментальную методику формирования математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для выявления состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, дачи определения сущности феномена «дробь», выявления особенностей осознания математических понятий детьми дошкольного возраста использованы теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных научно-методических, справочных источников, педагогической документации.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса на базе МДОУ детского сада №6 комбинированного вида г. Томск.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учебных заведений, в содержании лекционных и практических занятий по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений», что входит в обязательный цикл учебных дисциплин по подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в вузах, в процессе педагогической практики студентов по специальности «Дошкольное воспитание», на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Стpуктуpa исследoвaния определяется избpaннoй для paссмoтpения в нём темaтикoй. Paбoтa сoстoит из введения, двух глав, зaключения и спискa испoльзoвaннoй литеpaтуpы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под логико-математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Логико- математическое развитие – важный компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Одним из наиболее важных заданий воспитателей и родителей является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Вовлечение в процесс математической деятельности в игровой занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В условиях личностно ориентированного обучения дошкольников проблема усиления развивающей направленности учебно-воспитательного процесса является особенно актуальной. Ведущее место в решении этой задачи принадлежит занятиям по математике, в частности, деятельности по решению задач.
Функция развития математического мышления является важнейшим среди функций текстовых арифметических задач. От того, какую методику обработки задач выберет воспитатель, зависит степень продуктивности мышления дошкольников, степень развития приемов умственных действий.
Важнейшим итогом логико-математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания. Поэтому ребенок, овладевший способами логического мышления и математическими умениями, будет способен осознанно применять их в процессе своей жизнедеятельности в различных сферах не только в период дошкольного возраста, но и в течение всей жизни.
Среди задач математического развития и математической подготовки детей дошкольного возраста отмечается потребность в формировании не только определенных математических понятий и представлений, но и умений практического применения полученных знаний. Для этого считаем целесообразным использование элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике.
Общая оценка умения дошкольников решать арифметические задачи свидетельствует о необходимости работы с детьми старшего дошкольного возраста не только по обогащению их словаря новыми математическими понятиями, но и по адекватному пониманию ими этих понятий, формированию умения целесообразно применять их во время самостоятельной игровой деятельности и в повседневной жизни.

   

Фрагмент текста работы:

 

<p>Различные аспекты формирования у детей элементарных математических представлений освещены в работах Н. Баглаева, Ф. Блехер, Л. Глаголевой, В. Кемниц, С. Лебедевой, Т. Степановой, К. Щербаковой и других ученых. Созданы эффективные методики формирования у дошкольников операций счета (Г. Леушина, М. Макляк, Н. Менчинская, Н. Непомнящая, С. Пигулевская, Г. Усова), особенностей восприятия геометрических фигур и форм (С. Богуславская, А. Запорожец, Г . Кислюк, Е. Корзакова, В. Сохина), обоснованно методическое обеспечение игровой деятельности детей по математике (В. Изгаршев, Л. Островская), исследованы особенности взаимодействия детей в процессе игровой деятельности с математическим содержанием (С. Богуславская, Л. Венгер, М. Касабуцкий, В. Колечко, А. Смирнова, Г. Соболев, А. Столяр, Т. Чеботаренко), определена преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой по обучению детей математике (А. Гришко, Т. Маслова, С. Скворцова). Ученые подчеркивают о необходимости специальной подготовки к формированию у детей элементарных математических представлений (А. Белошиста, Л. Гайдаржийская, Т. Жаровцев, С. Скворцова, Т. Степанова). Обоснованы дидактические основы формирования математических знаний в процессе подготовки будущих педагогов (А. Грибанова, А. Столяр).<br />Среди задач математического развития и математической подготовки детей дошкольного возраста отмечается потребность в формировании не только определенных математических понятий и представлений, но и умения их проверки экспериментальным путем. В научных исследованиях сущность этого феномена, особенности его достижения, учитывая возраст детей, педагогические условия, не рассматривались. Это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.<br />Цель исследования &ndash; теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие возможность использования элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике в ДОУ и апробировать их эффективность.<br />Объект исследования &ndash; процесс обучения математике детей старшего дошкольного возраста.<br />Предмет исследования &ndash; использование элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста.<br />Гипотеза исследования: использование элементов экспериментальной деятельности на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию их математической компетентности.<br />Задачи исследования:<br />1. Раскрыть сущность и структуру феномена &laquo;математическая компетентность дошкольника&raquo;.<br />2. Проанализировать методические приемы, направленные на обучение математике в старшей группе детского сада.<br />3. Разработать критерии оценки математической компетентности и показатели их проявления у детей старшего дошкольного возраста.<br />4. Определить и апробировать педагогические условия и экспериментальную методику формирования математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.<br />Методы исследования. Для выявления состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, дачи определения сущности феномена &laquo;дробь&raquo;, выявления особенностей осознания математических понятий детьми дошкольного возраста использованы теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных научно-методических, справочных источников, педагогической документации. <br />Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса на базе МДОУ детского сада №6 комбинированного вида г. Томск. <br />Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учебных заведений, в содержании лекционных и практических занятий по курсу &laquo;Методика формирования элементарных математических представлений&raquo;, что входит в обязательный цикл учебных дисциплин по подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в вузах, в процессе педагогической практики студентов по специальности &laquo;Дошкольное воспитание&raquo;, на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования.<br />Стpуктуpa исследoвaния определяется избpaннoй для paссмoтpения в нём темaтикoй. Paбoтa сoстoит из введения, двух глав, зaключения и спискa испoльзoвaннoй литеpaтуpы.</p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы