Общая и экспериментальная психологи Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение свойств внимания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие внимание 6
1.2 Свойства внимания 11
1.3 Психологическая диагностика свойств внимания 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Методика исследования 25
2.2 Результаты исследования 32
2.3 Обсуждение результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

  

Введение:

 

Внимание играет значительную роль в регуляции познавательной деятельности и психических процессов на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания ребенка, так как оно является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Внимание всегда включено в деятельность, является главным условием её продуктивности и выступает в совокупности с психическими процессами – познавательными, волевыми, эмоциональными.
Проблемой изучения внимания занимались известные зарубежные и отечественные психологи, педагоги. В советской психологии проблемы внимания исследовали в пределах теоретических подходов: Л.С. Выготский [6 с. 10], П.Я. Гальперин [8 с. 52], М.Ф. Добрынин [11 с. 101], С.Л. Рубинштейн [31 с. 703], А.Н. Леонтьев [20 с. 250] и др.
В настоящее время изучение гендерных особенностей внимания у детей дошкольного возраста является достаточно актуальным как в связи с их подготовкой к школьному обучению, так и потому, что именно дошкольный возраст – наиболее интенсивный этап формирования полоролевого поведения, сензитивный период становления представлений у ребенка о половой принадлежности [2 с. 5].
В соответствии с имеющимися источниками, в период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2–3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и определяют себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость – детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу впредь не изменится.
Так, И.А. Сергеева выявила, что у девочек старшего дошкольного возраста произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков. Вместе с тем автор не анализирует показатели, по которым судят об эффективности управления вниманием: быстроту – время выполнения задания, требующего проявления внимания, а также точность – количество допускаемых ошибок. В связи с этим одни дети ориентируются при выполнении заданий больше на скорость, а другие – на точность.
И.А. Криволапчук, рассматривая гендерные аспекты готовности детей 6 лет к школе, указал на фактор «селективность произвольного внимания», связанный с возможностью успешной настройки на восприятие и анализ значимой информации, а также подавление нерелевантных сигналов.
Анализ структуры готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6 лет показал, что вклад этого фактора в обобщенную дисперсию выборки и его место в структуре готовности к обучению у мальчиков занимал первую, а у девочек – третью позицию. Другими словами, в дошкольном возрасте избирательность произвольного внимания у мальчиков выше, чем у девочек.
Проблема изучения различных аспектов феномена внимания остается одной из важных проблем в области психологических наук, в целом, и педагогической психологии, в частности, несмотря на наличие массива исследований в данной области.
Психолог С.Л. Рубинштейн дает следующее определение понятия: «Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, которая выражает связь психологической деятельности с определенным объектом, на котором человек сосредотачивается [32 с. 703].
В своих исследованиях психолог Л.С. Выготский придавал существенное значение речи для развития внимания, так как посредством слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Ученый проследил историю развития внимания. Он считал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [7 с. 10].
Особенную актуальность и практическую значимость изучение процесса внимания приобретает в дошкольном возрасте, как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий дошкольного обучения.
Внимание детей данного возраста имеет ряд специфических особенностей, приобретает определённые качества в зависимости от той деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта деятельность [33 с. 230].
Целью данной работы является изучение свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачами данной работы являются:
 определение сущности, свойств и значения феномена внимания;
 изучение диагностики свойств внимания;
 проведение экспериментальной работы по исследованию свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: своевременное исследование внимания, организация коррекционных мероприятий способствует качественному развитию внимания детей младшего дошкольного возраста.
В ходе исследования была использована комплексная методика, включающая в себя: метод формирующего эксперимента, тестирование, наблюдение, методы статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Целью данной работы являлось изучение свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Стоит отметить, что внимание играет значительную роль в регуляции познавательной деятельности и психических процессов на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания ребенка, так как оно является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста [32 с. 230].
Поэтому целью практической части данной работы являлось проведение исследования в части коррекции и развития произвольного внимания посредством игры, что будет положительно влиять на повышение уровня сосредоточенности и концентрации внимания, его продуктивности, устойчивости, объема и распределения.
Анализ результатов свойств внимания, после проведения данной программы показал, что работа по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста, с использованием игровых приемов и упражнений была эффективной.
Об этом свидетельствует то, что по сравнению с исходным уровнем у старших дошкольников произошли существенные изменения: они научились удерживать внимание на определенном объекте длительное время, у них повысились уровни устойчивости, распределения, концентрации и объем внимания. В результате проведенного исследования представлены результаты влияния психолого-педагогических коррекционных мероприятий на развитие свойств внимания у детей дошкольного возраста.
Высокий уровень развития свойств внимания очень важен для учебно-воспитательного процесса, следовательно, в будущей учебной деятельности, высокий уровень развития внимания позволит в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности, возникающие у детей в процессе учебы.
Для реализации коррекционно-воспитательной работы по развитию внимания необходимо проведение технологий, направленных на развитие внимания у старших дошкольников. В технологиях есть необходимость применения познавательно-игрового способа, позволяющего скорректировать внимание и деятельность.
Также для закрепления полученного результата необходимо использовать занятие с организованной деятельностью дошкольников с применением анализа текста на внимание, которое в итоге даст возможность увидеть положительную динамику в развитии внимания у старших дошкольников.
Становление внимания — это сложный и длительный процесс развития от непроизвольной к произвольной форме. Думается, что именно к школьному возрасту оно должно сформироваться. Степень развития произвольного внимания будет определять успешность обучения ребенка в школе, поэтому выявить специфику формирования внимания на разных возрастных этапах необходимо, поскольку это позволит урегулировать многие проблемы ребенка в процессе дальнейшего обучения.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что коррекция и развитие произвольного внимания посредством игры, может эффективно осуществляться уже с детьми старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень развития свойств внимания очень важен для учебно-воспитательного процесса, следовательно, в будущей учебной деятельности, высокий уровень развития внимания позволит в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности, возникающие у детей в процессе учебы.
Исходя из проведенного исследования можно сделать акцент на том, что для старших дошкольников чрезвычайно важное значение приобретает формирование способности к переключению и распределению внимания, поэтому технологию эксперимента для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать в массовую практику дошкольной организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие внимание
Понятие «внимание» отождествляют с особым свойством человеческой психики, которое не может существовать самостоятельно вне мышления, восприятия, работы памяти, движения [6 с. 15].
По мнению многих ученых, невозможно просто быть внимательным, это можно делать, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности работы органов чувств на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Но только произвольное внимание связывают с волевым усилием, с сознательно поставленной целью, поскольку именно оно, выполняя основную функцию активно регулирует протекания психических процессов.
Изучение качественных характеристик внимания старшего дошкольника также остается актуальным вопросом, т.к. позволяет определить степень готовности ребенка к обучению в целом, и в школе, в частности.
Гипотеза данного исследования состоит в предположении ο том, что дети старшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития внимания. На этом этапе жизни они впервые начинают управлять своим вниманием.
Нужно сказать, что на протяжении всей истории изучения внимания всегда возникало огромное количество мнений относительно его природы. Рассмотрение проблем внимания следует, прежде всего, начинать с физиологических основ внимания.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывают у него различные реакции. Особенно значительная роль в исследовании феномена внимания принадлежит русским физиологам И.М. Сеченову, И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому [1 с. 3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы