Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение состояния атрибутивного словаря младших (старших) дошкольников с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста 6
1.2 Специфика речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3 Особенности формирования компонентов речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С ОНР 31
2.1. Характеристика исследуемой группы. Методы исследования. 31
2.2 Особенности речевого развития дошкольников 4-5 лет с ОНР 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Объяснение механизмов возникновения, поиски путей преодоления общего недоразвития речи с современных психолингвистических позиций возможны только в условиях осознанного четкого понимания сущности речевой деятельности, ее структуры, особенностей формирования в онтогенезе. Приоритетность речи в становлении личности дошкольника является бесспорной. Ребенок дошкольного возраста естественно активно усваивает речь, поскольку это обусловлено его потребностями в познании, коммуникации, самореализации. Речь способствует формированию ее интеллектуального потенциала, увеличивает познавательную активность, качественно расширяет кругозор, стимулирует и обогащает коммуникативные навыки.
Речь — это продукт речевой деятельности личности. Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических действий организма человека, которые направляются на восприятие и понимание речи или порождение ее в устной или письменной форме. Она является сложнофункциональным двусторонним процессом (Т. Ахутина , М. Жинкин , А. Леонтьев , А. Лурия , Е. Соботович , Т. Ушакова , Л. Цветкова и др.), который характеризует многозначность, многоуровневая структура, мобильность и связь со всеми другими психическими функциями. Ее структура включает в себя совокупность умений, операций, навыков, которые постепенно формируются в процессе развития и положительно влияют на процесс усвоения речи, способствуют ее использованию в целях общения.
Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций (Л. Выготский , А. Леонтьев , С. Рубинштейн и др.). По мнению известных ученых (А. Гвоздев , М. Жинкин , И. Зимняя , А. Леонтьев , Ф. Сохин , Л. Щерба и др.), она должно рассматриваться с точки зрения лингвистического функционирования.
Ученые области специального образования (Е. Данилавичюте , В. Тарасун ) рассматривают речи с позиций многоаспектности, а именно с точки зрения сочетания лингвистического, психологического и психолингвистических аспектов.
Потребности в познании, коммуникации и самореализации дошкольника побуждают его к активному усвоению речи. Именно речевая деятельность в дошкольном возрасте является основой формирования интеллектуального потенциала, повышения познавательной активности, качественного расширения кругозора, стимулирования и обогащения коммуникативных навыков. Важность коммуникативных навыков заключается в налаживании продуктивного диалогового взаимодействия с целью адаптации к полноценной социокультурной жизни.
У детей пятого года жизни фиксируется потенциальная сформированность основных лингвистических и коммуникативных парадигм, максимально возрастает потребность в коммуникативном взаимодействии, что обуславливает интенсивность формирования составляющих коммуникативного компонента речевой деятельности. Однако, у детей с нарушениями речевого развития речевая деятельность в этот возрастной период испытывает деформирующее воздействие неблагоприятных факторов, вызывая вторичные отклонения в коммуникативной деятельности.
Цель исследования: определить особенности состояния атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
Согласно цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научных источников по проблеме развития атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
2. Составить комплекс психологически обоснованных методов и методик исследования атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
3. Провести исследование формирования атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования — речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования — состояние атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ; методы эмпирического исследования: методика обследования речи дошкольников, наблюдение, анализ документов; качественная и количественная обработка эмпирических данных.
База исследования – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок».
Текст работы:
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Изучение учеными проблемы возникновения, протекания и четкой дифференциации уровней речевого развития остается открытым из-за мобильности его признаков у детей дошкольного возраста.
Констатация взаимообусловленности нарушений основных психологических функций и нарушений речи определяет новые пути пропедевтики и коррекции речевого развития дошкольников.
Выбранная методика дает возможность исследовать в речи:
• объем словаря и связи между лексическими единицами;
• сформированность словообразовательного умения;
• уровень развития фонематических процессов;
• понимание и самостоятельное продуцирование текста.
Поэтому выбранная методика соответствует нашим целям.
Из результатов видно, что у детей с ОНР средний объем словаря 20%, а у детей с нормой 60%; у детей с ОНР средний уровень сформированности словообразовательного умения 20%, а у детей с нормой 40%; у детей с ОНР средний уровень развития фонематических процессов 20%, а у детей с нормой 80%; у детей с ОНР средний уровень понимания и самостоятельного продуцирования текста 20%, а у детей с нормой 80%.
Таким образом, ни один из испытуемых дошкольников с ОНР не продемонстрировал высокого уровня развития речевых функций, а у детей с нормой из контрольной группы уровень всех изученных параметров развития колеблется от средних до высоких показателей.
Ни один из испытуемых дошкольников с ОНР не продемонстрировал высокого уровня развития речевых функций, а у детей с нормой из контрольной группы уровень всех изученных параметров развития колеблется от средних до высоких показателей.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Объяснение механизмов возникновения, поиски путей преодоления общего недоразвития речи с современных психолингвистических позиций возможны только в условиях осознанного четкого понимания сущности речевой деятельности, ее структуры, особенностей формирования в онтогенезе. Приоритетность речи в становлении личности дошкольника является бесспорной. Ребенок дошкольного возраста естественно активно усваивает речь, поскольку это обусловлено его потребностями в познании, коммуникации, самореализации. Речь способствует формированию ее интеллектуального потенциала, увеличивает познавательную активность, качественно расширяет кругозор, стимулирует и обогащает коммуникативные навыки.
Речь — это продукт речевой деятельности личности. Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических действий организма человека, которые направляются на восприятие и понимание речи или порождение ее в устной или письменной форме. Она является сложнофункциональным двусторонним процессом (Т. Ахутина , М. Жинкин , А. Леонтьев , А. Лурия , Е. Соботович , Т. Ушакова , Л. Цветкова и др.), который характеризует многозначность, многоуровневая структура, мобильность и связь со всеми другими психическими функциями. Ее структура включает в себя совокупность умений, операций, навыков, которые постепенно формируются в процессе развития и положительно влияют на процесс усвоения речи, способствуют ее использованию в целях общения.
Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций (Л. Выготский , А. Леонтьев , С. Рубинштейн и др.). По мнению известных ученых (А. Гвоздев , М. Жинкин , И. Зимняя , А. Леонтьев , Ф. Сохин , Л. Щерба и др.), она должно рассматриваться с точки зрения лингвистического функционирования.
Ученые области специального образования (Е. Данилавичюте , В. Тарасун ) рассматривают речи с позиций многоаспектности, а именно с точки зрения сочетания лингвистического, психологического и психолингвистических аспектов.
Потребности в познании, коммуникации и самореализации дошкольника побуждают его к активному усвоению речи. Именно речевая деятельность в дошкольном возрасте является основой формирования интеллектуального потенциала, повышения познавательной активности, качественного расширения кругозора, стимулирования и обогащения коммуникативных навыков. Важность коммуникативных навыков заключается в налаживании продуктивного диалогового взаимодействия с целью адаптации к полноценной социокультурной жизни.
У детей пятого года жизни фиксируется потенциальная сформированность основных лингвистических и коммуникативных парадигм, максимально возрастает потребность в коммуникативном взаимодействии, что обуславливает интенсивность формирования составляющих коммуникативного компонента речевой деятельности. Однако, у детей с нарушениями речевого развития речевая деятельность в этот возрастной период испытывает деформирующее воздействие неблагоприятных факторов, вызывая вторичные отклонения в коммуникативной деятельности.
Цель исследования: определить особенности состояния атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
Согласно цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научных источников по проблеме развития атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
2. Составить комплекс психологически обоснованных методов и методик исследования атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
3. Провести исследование формирования атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования — речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования — состояние атрибутивного словаря старших дошкольников с ОНР.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ; методы эмпирического исследования: методика обследования речи дошкольников, наблюдение, анализ документов; качественная и количественная обработка эмпирических данных.
База исследования – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок».
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста
Изучение детской речи в лингвистическом плане предполагает анализ усвоения возрастных норм словаря, грамматики, фонетики и тому подобное. В психологическом контексте речь изучается во взаимосвязи различных сторон психической деятельности и рассматривается как психический процесс, который связан со всеми познавательными процессами. В психолингвистике речь рассматривается как психическая деятельность человека, в которой различают следующие основные этапы, как восприятие, понимание и порождение речи.
Речь ребенка развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием, что является показателем общего психофизического развития. Дж. Брунер отмечает, что усвоение ребенком родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, присущих для всех детей .
Анализ научных источников показал, что вопросам развития речи у детей дошкольного возраста уделяли внимание многочисленные ученые (В. Бельтюков , А. Гвоздев , А. Розенгард-Пупко , Н. Швачкин и др.), которые с разных, в основном психологических и лингвистических позиций, рассматривали и определяли этапы речевого развития, подробно описали становления речи у детей.
В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет (Н. Липская , С. Цейтлин , А. Шахнарович ).
Решающий вклад в развитие собственно лингвистических аспектов изучения детской речи сделал А. Гвоздев . В частности, процесс усвоения частей речи детьми ученый разделял на следующие возрастные периоды:
— от 3 лет до 3 лет 3 месяцев: расширяются смысловые функции падежей, прилагательные и глаголы правильно согласуются в речи;
— от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 6 месяцев: развиваются смысловые функции падежей существительных и конструкции предложений;
— от 3 лет 6 месяцев до 3 лет 9 месяцев: образуются новые слова по аналогии из разных частей речи;
— от 3 лет 9 месяцев до 4 лет: широко используются собственные словообразования;
— от 4 лет до 4 лет 4 месяцев: грамматические категории преимущественно сформированы.
Г. Розенгарт-Пупко в своих исследованиях определяет два основных этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи .
Но наиболее объективной и научно обоснованной концепцией о закономерностях формирования речевой деятельности в процессе онтогенеза, по мнению ученых (В. Глухов, В. Ковшиков, А. Маркова, Т. Ушакова, Ф. Фрадкина и др.), является теоретическая модель, разработанная А. Леонтьевым .
Согласно с этой концепцией, процесс формирования речевой деятельности детей в онтогенезе имеет несколько периодов:
1-й — подготовительный (с момента рождения до 1 года);
2-й — преддошкольный (от 1 до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
А.Леонтьев отмечал, что указанные возрастные рамки являются динамическими в связи с акселерацией развития детей на начальных этапах онтогенеза .
Весомым теоретическим основанием многих научных разработок стало рассмотрение с психолингвистических позиций понятия речевой деятельности и психологических механизмов, лежащих в основе его формирования, предложенный Е. Соботович .
Согласно ему, формирование и функционирование речевой системы ребенка на всех ее уровнях основывается на взаимодействии двух групп механизмов:
— общефункциональных и специфически речевых. Первую группу механизмов представляют:
— мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии;
— произвольная память зрительной и слуховой модальности;
— процессы произвольного внимания (объем, устойчивость, распределение, переключение, производительность).
В состав второй группы механизмов входят сукцессивный и симультанный анализ и синтез.
Такой подход раскрывает психологические механизмы развития речи ребенка (в фонологическом, лексическом, грамматическом звеньях) в условиях нормального и нарушенного онтогенеза. Это позволило не только определить структуру речевых нарушений, но и по-новому подойти к решению проблем поиска эффективных и рациональных путей коррекции и предотвращения нарушений речевого развития детей.
Период дошкольного детства характеризуется сознательной коммуникативной потребностью и активностью. Речь ребенка третьего года начинает приобретать связный характер, совершенствуется понимание речи окружающих, значительно активизируется и обогащается собственное. В последующий период (четвертый год жизни) происходит переход от ситуативной к контекстной речи. Это этап зарождения монологической речи.
В развитии речевой деятельности детей пятого года жизни происходят качественные позитивные изменения. Потребность в познании окружающего мира с помощью подсказок и объяснений взрослых стимулирует развитие у детей пояснительной речи. Интенсивно обогащаются активный и пассивный словари, в частности, за счет слов — конкретных названий, функциональных признаков и свойств, обобщающих слов, глаголов, что передают состояния и переживания человека и т. д. Дети начинают осваивать разные типы лексических явлений (синонимия, антонимия, паронимия, производные слова).
Происходит совершенствование грамматической составляющей речи, хотя аграмматизмы все еще имеют место. В условиях нормального развития пятилетние дети учатся различать все звуки родного языка, сравнивать их по высоте, звонкости и глухости. На пятом-шестом году жизни дошкольник демонстрирует значительные успехи в обогащении и расширении диапазона речевой деятельности. Растет интерес к речи окружающих, ребенок может до конца выслушать собеседника. Формируется умение формулировать вопросы .
Продолжается сознательное овладение монологической речью, происходит становление таких форм как рассказ, описание, рассуждение с опорой на наглядность. Заканчивается усвоение грамматических форм слов. Однако детям еще сложно самостоятельно и точно передать содержание прочитанной сказки, рассказы.
Глухов В. П. отмечает, что в речи дошкольников появляются элементы детского речевого творчества — дети фантазируют, придумывают события и персонажей, с которыми не встречались в реальности .
Ребенок на шестом году жизни обладает связной монологической речью, может описать события, передать содержание мультфильма или рассказа. Однако полноценное овладение навыками монологической речи возможно лишь в условиях целенаправленного обучения, формирования коммуникативной мотивации к его использованию.
Показатель эффективности применения основных форм связной речи детей пятого года жизни зависит от уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Ученые считают, что усвоение грамматических законов построения речевого высказывания малышом происходит естественно в процессе познавательного развития — во время игры, манипулятивных предметных действий, труда и других видов детской деятельности. В частности, Figueroa-Sanchez М. в своей работе указывает на то, что все это косвенно обусловлено общением со взрослыми и сверстниками, в процессе которого и происходит непосредственное подражание и усвоение грамматических норм и правил .
Базовым новшеством в процессе коммуникации ребенка на третьем году жизни является словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми. В исследованиях Т. Ушаковой аргументировано доказывается, что в это время в высказываниях ребенка систематизируются грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах .
На четвертом году жизни у детей зарождается словообразование. Подражания речевых выражений, воспроизведение по образцу уже не имеет доминирующего влияния. Ребенок начинает чувствовать «вкус речи» — самостоятельно подбирает слова для своей коммуникации, обыгрывает их, испытывает в разных речевых конфигурациях, экспериментирует с их звучанием и употреблением.
К пяти годам усваиваются все типы склонения существительных, основные формы согласования слов. В речи появляются сложные предлоги (спустя, из-под). После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и собственным признакам, усваивают свойства предметов, в словаре появляются слова, обозначающие абстрактные понятия.
В шесть лет дошкольники практически владеют всеми способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, при произвольном построении монолога руководствуются основными синтаксическими правилами. Речь характеризуется фонетическим и грамматическим совершенством.
Таким образом, дети к началу школьного обучения практически усваивают всю систему грамматических конструкций речевого высказывания, что позволяет безошибочно осуществлять коммуникативные процессы со сверстниками и взрослыми.
Следующим важным звеном, которое обязательно должно сложиться в процессе речевой деятельности, является лексический компонент. Особенностям развития лексики ребенка дошкольного возраста посвящено большое количество исследований представителей различных отраслей — лингвистики, психолингвистики, психофизиологии, психологии, дефектологии. Все они подчеркивают сложность и многоаспектность процесса овладения лексикой детьми в раннем и дошкольном возрасте.
Третий год жизни является чрезвычайно активным в качественном росте показателей речевого развития. Потребность в общении является мощным стимулом для развития коммуникативной деятельности. Словарный запас к концу года увеличивается в 3-4 раза, шире используются глаголы, достигая до трех лет 800-1300 слов.
На четвертом и пятом годах жизни стремительно развивается речевая деятельность и, соответственно, словарь детей. Понимание значения слов становится стабильным и внеситуативным. В этот период проявляется особая заинтересованность и чувствительность к слову — ребенок внимательно прислушивается к новым словам, осознает звуковой состав речи, стремится правильно произносить слова.
В речи появляются новые элементы — прозвища, дразнящие слова. Дошкольники начинают совмещать знакомое слово с незнакомым, появляется осознанное стремление к вопросам. Если нет собеседника — ребенок разговаривает сам с собой. Это свидетельствует о сознательном характере речевой деятельности.
Словарь старшего дошкольника насчитывает 2-3 тысячи слов и может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. В возрасте 5-6 лет, когда ребенок уже хорошо владеет языком и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение.
Neumann М. отмечает, что развитие словаря детей обусловлен необходимостью использования определенных лексических единиц в процессе коммуникации . В пятилетнем возрасте происходит активное формирование ориентаций относительно смысла слова, что является необходимым условием полноценного речевого развития и усвоения ребенком значения многозначных слов, смысловых оттенков. В этот же период у детей формируется сознательное отношение к словам с переносными значениями — метафорам, фразеологизмам, другим образным словам и словосочетаниям .
Таким образом, словарь ребенка пятого года жизни в количественном и качественном аспектах формируется по мере развития основных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, представлений), расширения взаимодействия с окружающим миром, совершенствования коммуникационных процессов, обобщения сенсорного опыта, качественного изменения ведущей деятельности. Овладение детьми пятого года жизни лексическими единицами языка невозможно без полноценного развития фонетико-фонематической составляющей речи. К этому звену речевой деятельности относятся развитие фонематических, фонологических и фонетических процессов. Основой фонематической составляющей являются фонематическое процессы. Анализ научных исследований позволяет проследить последовательность и взаимообусловленность в формировании фонематических процессов у детей в онтогенезе. Установлено, что у детей фонематическое процессы формируются последовательно — от простого к сложному: фонематическое восприятие, фонемное внимание, слуховой (фонематический) контроль, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез .
Итак, анализ механизмов развития речевой деятельности детей дошкольного возраста показал сложность, поэтапность, взаимообусловленность всех его составляющих. В частности, установлено, что у детей пятого года жизни в условиях нормального развития сформированы основные составляющие речевой деятельности.