Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение предрасположенности к дислексии дошкольников с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава1. Современное состояние проблем дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Препосылки овладения навыкам чтения 5
1.2.Современные представления о дислексии 10
1.3. Общее недоразвитие речи – как одна из форм патологии речевой деятельности 14
Глава II.Цели, задачи, содержание и исследования особенностей чтение у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
2.1. Методы и методики организации исследования 25
2.2 Особенности предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность темы. Диагноз «Дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. С медицинской точки зрения, это специфическое избирательное нарушение процесса обучения чтению и письму при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слого-слиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые склады, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.
Следует понимать, что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения — все эти причины вызывают совсем другие заболевания. В основе дислексии лежат нейробиологические причины: у ребенка определенные зоны мозга функционально менее активны, чем это положено по норме.
Распознать дислексию, выделив ее на фоне других схожих нарушений чтения и письма, довольно сложно. Дислексия начинает проявляться у детей в возрасте 6-7 лет (когда начинается процесс обучения чтению) и наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек.
В последние годы наблюдается значительный рост количества детей с трудностями в овладении навыками чтения. В современной литературе нарушения чтения называется дислексия. Впервые об этой проблеме начали говорить в конце XIX— начале XX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, А.Беркан, Л.Гинельвунд, П.Рашбург и др. Проблемам изучения нарушений чтения у детей занимались также Г.Ткачева, С.Мухина, Н.Хватцев, Г.Левина, А.Корнев, Г.Лалаева и другие.
Наука о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и в настоящее время вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
По данным различных авторов, распространение нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом достаточно большая. В европейских странах насчитывается до 10 % детей с дислексиями: по данным И.Матейчука—2—4 %, по данным Б.Хальгрена—до 10 %. По данным Г.Беккера нарушения чтения наблюдается у 3 % детей начальных классов общеобразовательной школы, по данным А.Корнева— 4,8 %.
Следует отметить, что среди мальчиков чаще встречается нарушение чтения, чем среди девочек. На Западе в медицине принят термин «дислексия», ведь читают они там больше, чем пишут.
Осталось «превратить проблему дислексии из локальной в общекультурную» (цитата из одного доклада), пока она сама себя в такую не превратила.
Поскольку чтение и письмо являются навыками, которые появляются позже звуковой речи, функции лексии и графии находятся в тесной зависимости от функции понимания устной языка. Впечатление зоны Вернике приводит к нарушению правильности речи и нарушения чтения и письма. Сравнивая впечатления речевых функций, приводящие к поражению различных отделов мозга, Треумфов установил, что меньше всего поражается задний отдел второй лобной извилины. Сохраняется понимание языка и возможность общаться, но читать и писать трудно. Изолированная функция лексии, нарушается при локализации эпицентра в теменной зоне, угловой извилине. Через эту область происходит агнозия букв, которые являются символами звуков, а в определенном отношении слов и фраз. Лексия является одним из видов зрительной агнозии.
Как и процесс писания, процесс чтения связан с движением глаз по строчкам. Если поражен задний отдел средней (второй лобной) извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и движений рук в левой гемисфере (у праворуких) затрудняет овладение чтения.
Цель исследования: изучить психологические особенности детей с дислексией.
Объект исследования: процесс развития предрасположенности к дислексии дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: Экспериментальное изучение предрасположенности к дислексии дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
-рассмотреть препосылки овладения навыкам чтения ;
-изучить современные представления о дислексии;
-проанализировать общее недоразвитие речи – как одну из форм патологии речевой деятельности;
-эмпирически исследовать особенности предпосылок чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального образования, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла.
Современный уровень научных знаний о языке и речевой деятельности, нашли отражение в лингвистических, психолого-педагогических, психо — и нейролингвистических, лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и уточнение основных подходов, принципов и средств организации и проведения коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на современном этапе, исследования многих ученых основываются на различных подходах, которые имеют весомое значение и занимают определенное место в коррекционно-развивающем процессе. В частности, психолингвистический подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов речи и анализаторных структур.
Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины. Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.
Основные проявления: слабое понимание, неправильное написание букв; проблемы с образованием речи; снижение слуховой памяти; сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа); слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов; нарушения вербальной речи.
Фрагмент текста работы:
Глава1. Современное состояние проблем дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Препосылки овладения навыкам чтения
У детей, часто наблюдается задержка и недостатки в формировании навыков чтения. Этот дефект обозначается термином «дислексия». Некоторые из таких детей совсем не могут научиться читать, другие испытывают специфические трудности. Процесс чтения для них тяжелый и неинтересный. Часто трудности в чтении мешают ребенку учиться и других предметов.
Диагноз «Дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. С медицинской точки зрения, это специфическое избирательное нарушение процесса обучения чтению и письму при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слого-слиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые склады, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные [3,c.109].
Следует понимать, что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения — все эти причины вызывают совсем другие заболевания. В основе дислексии лежат нейробиологические причины: у ребенка определенные зоны мозга функционально менее активны, чем это положено по норме.
Распознать дислексию, выделив ее на фоне других схожих нарушений чтения и письма, довольно сложно. Дислексия начинает проявляться у детей в возрасте 6-7 лет (когда начинается процесс обучения чтению) и наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек.
В последние годы наблюдается значительный рост количества детей с трудностями в овладении навыками чтения. В современной литературе нарушения чтения называется дислексия. Впервые об этой проблеме начали говорить в конце XIX— начале XX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, А.Беркан, Л.Гинельвунд, П.Рашбург и др. Проблемам изучения нарушений чтения у детей занимались также Г.Ткачева, С.Мухина, Н.Хватцев, Г.Левина, А.Корнев, Г.Лалаева и другие.