Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение особенности нарушения письменной речи у леворуких детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенности нарушения письменной речи 5
1.1 Основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушений речи 5
1.2 Онтогенез становления письменной речи 10
1.3 Особенности формирования письменной речи 13
1.4 Методики коррекции нарушений письменной речи 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей нарушения письменной речи у леворуких детей 23
2.1 Организация эксперимента и характеристика испытуемых 23
2.2 Методика экспериментального исследования 23
2.3 Интерпретация полученных данных 31
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. На сегодня ситуация образования в России непрерывно находится в развитии. Ежегодно вносятся коррективы в учебные планы и средства обучения, главным образом в рабочие учебники. Появляются новые подходы и методы работы с детьми, которые необходимо уметь правильно и эффективно использовать.
Современной стратегической целью языкового образования в начальных классах является формирование коммуникативной компетентности. Эта цель обусловлена как социальным запросом общества по языковому образованию, так и реальностью ее достижения учащимися в конкретных условиях обучения. Коммуникативная компетентность предполагает обучение письму. Умение писать – это способность учащихся начальной школы письменно передавать информацию.
Проблема формирования навыков письменной речи младших школьников всегда актуальна. В первом классе их необходимо сформировать, а в следующих совершенствовать. На начальном этапе учитель может столкнуться с различными трудностями: развитием мелкой моторики рук, особенностью письма леворуких детей и др.
Итак, формированию навыков письма и письменной речи нужно посвящать не меньше внимания, чем другим навыкам остальных видов речевой деятельности. Чем и обусловлена актуальность данной темы.
Проблемы развития письменной речи у детей издавна привлекали внимание психологов и педагогов. Так, известный психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном и младшем школьном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о будущем действии и условии его осуществления.
Роль обучения в усвоении ребенком родного языка подчеркивали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. А. Пеньевская.
Отдельные аспекты вышеупомянутой проблемы освещены в работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Г.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Л.Е. Журовой, Г.М. Лямина и других.
Целью нашего исследования является экспериментальное изучение особенности нарушения письменной речи у леворуких детей.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушений речи.
2. Дать характеристику онтогенезу письменной речи.
3. Описать особенности формирования письменной речи.
4. Рассмотреть
Объект исследования: письменная речь у младших школьников.
Предмет исследования: нарушения письменной речи у леворуких детей.
Методами исследования являются следующие:
метод анализа литературных источников, посвященных изучению данной проблемы;
диагностический метод.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранный теоретический и практический материал можно использовать в дальнейшей разработке данного вопроса, а также в работе образовательного учреждения в направлении развития письменной речи детей младшего школьного возраста, в частности, леворуких детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Овладение письменной речью – это важный этап в развитии каждого ребенка, который в последствии влияет на учебный процесс, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо выявить предпосылки к нарушению письменной речи и начать подготовку к письму.
Изучением вопросов овладения письменной речью занимались многие ученые. Они говорили o том, что процесс становления письменной речи – многоуровневый, сложный, требующий больших усилий не только от ребенка, но и от взрослых, помогающих усвоить ему этот важный процесс. Для успешного овладения фонетическим принципом орфографии ребенок должен иметь хорошее фонематическое восприятие и сформированный фонематический анализ; четкие звукобуквенные ассоциации, которые, в свою очередь, основываются на хорошем фонематическом и зрительном восприятии, ориентировке в пространстве, буквенном мнезисе.
Исследование нарушений письменной речи у леворуких и праворуких детей показало, что у леворуких младших школьников есть существеные предпосылки дисграфии. С этой группой детей необходимо осуществлять целенаправленную и систематическую коррекционно-логопедическую работу.
Проведенное исследование может служить основой для разработки и апробации проекта логопедической работы по коррекции нарушений письменной у леворуких младших школьников.
Дальнейшей перспективой исследования считаем изучение особенностей сформированности звуко-слоговой структуры слова у леворуких младших школьников и ее влияние на формирование умений письменной речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения особенности нарушения письменной речи
1.1 Основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушений речи
Проблему формирования навыка письма на основе восприятия устной речи, пространственных представлений, умственных и сенсомоторных компонентов учебной деятельности исследовали известные психологи и физиологи (Ш. Амонашвили, Б. Ананьев, Б. Баев, М. Безруких, Р. Боскис, Л. Выготский, А. Запорожец, В. Зинченко, О. Корнев, Б. Ломов, О. Лурия, С. Рубинштейн, О. Скрипченко и др.). Проблема формирования графических навыков у учащихся начальных классов находилась в центре внимания российских лингводидактов (Н. Агаркова, Л. Желтовская, К. Соколова, Н. Федосова и др.), а также учителей-практиков (В. Илюхин, В. Лукьяненко, О. Потапова и др.).
Начальному образованию свойственны собственные особенности, которые значительно отличают его от последующих этапов образования в школе. В данный период закладывается формирование базиса учебной деятельности, познавательных интересов учащихся и их познавательной мотивации. Существенными критериями воспитания младшего ученика являются отношения школа – семья – ребенок. Порой отец с матерью считают, что с приходом ребенка в среднее учебное заведение уменьшается значимость семьи в его воспитании, так как основное время сейчас ребята проводят в стенах школы. Тем не менее, собственно, в это время, влияние семьи не только лишь никак не уменьшается, но и увеличивается.
Основным периодом освоения языка в первом классе является обучение грамоте, цель которого – научить детей читать и писать, развивать устную и письменную речь. Письмо – это знаковая система закрепления речи. Письмо считается сложным видом речевой деятельности, ведь по определению Л.С. Выготского, «письменная речь требует для своего минимального развития высокой степени абстракции …» [Выготский 2011, с 237]. Оно состоит из многих структурных компонентов, правил и умений, овладение которыми – сложный и длительный процесс для учащихся. Основные группы навыков (технические, гигиенические, графические, орфографические) должен сформировать у школьников именно учитель начальных классов. Выполняя эту первоочередную задачу, учитель ставит перед собой цель: научить каждого ученика писать, сохраняя графическую правильность. Овладение этими навыками является основой грамотного письма и хорошего почерка.
Обратимся к фундаментальным исследованиям в данной области, что позволит нам глубже проникнуть в суть изучаемой проблемы.
Р.Е. Левиной было произведено одно из самых первых и значимых исследований, которые посвящены проблеме обучения детей, изучению устной и письменной речи с применением к анализу речевых нарушений системного подхода. Основываясь на концепции об общих и частных закономерностях дефекта, которая было развита НИИ дефектологии АПН СССР, Р.Е. Левина обосновала учение о том, что общее недоразвитие речи –это отклонение в формировании всех его сторон [Левина 2004].
Р.Е. Левина руководила группой педагогов-энтузиастов, которые активно участвовали в экспериментальной работе в специализированных московских школах. Это способствовало созданию в 50–70 годах первых авторских разработок методов и содержания преподавания специфических «речевых» предметов, также с учетом индивидуальных особенностей психо-речевого развития учащихся с разными формами речевых нарушений – алалией, ринолалией, заиканием – были адаптированы учебно-методические пособия. Экспериментально было доказано, что низкий уровень сформированности устной речи и особенности невербальной психической сферы, которые характерны детям, определяют затруднения на разных этапах овладения письмом. Таким образом, были выработаны новые научные подходы к преодолению дисграфии и дислексии, которые и сегодня являются актуальными.