Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1.
Особенности развития ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного
возраста. 5
1.2.
Анализ методов и приемов по изучению ориентировки в пространстве у детей
младшего дошкольного возраста. 12
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 18
2.1.
Цель, задачи, методы констатирующего исследования. 18
2.2.
Анализ результатов констатирующего исследования. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание
недостаточности знаний для удовлетворения образовавшейся познавательной
потребности. А это значит, что педагог должен не только сообщать знания
(преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и
способствовать развитию дошкольника, формировать у него необходимые личностные
качества. Цель ребенка в данном аспекте – приобретать знания и, путем
самовоспитания, стремиться к самосовершенствованию, развивая у себя ценные
черты характера и личности.
Развитие
пространственных ориентаций у младших дошкольников – сложная задача, от решения
которой зависит эффективность учебной деятельности младших дошкольников.
Цель
исследования – выявить эффективные условия развития пространственных ориентаций
у младших дошкольников.
Объектом
исследования является процесс
формирования пространственных ориентаций у младших дошкольников.
Предметом
исследования являются условия развития пространственных ориентаций у младших
дошкольников.
Гипотеза
исследования заключается в предложении о том, что развитие пространственных
ориентаций у младших дошкольников.будет эффективным, если:
1.
Создать благоприятный психологический климат для формирования пространственных
ориентаций у младших дошкольников..
2. Разработать и внедрить комплекс
занимательных заданий, способствующих формированию пространственных ориентаций
у младших дошкольников.
3.
Использовать методы, направленные на формирование пространственных ориентаций у
младших дошкольников.
Цель
и гипотеза исследования обусловили постановку таких его задач:
1.Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме развития пространственных
ориентаций у младших длшкольников.
2.Выявить
уровни и показатели развития пространственных ориентаций у младших
дошкольников.
3.
Разработать и внедрить такие формы работы на занятиях, использование которых
способствовало бы формированию пространственных ориентаций у младших
дошкольников.
Методы
исследования:
—
теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация); —
эмпирические: (тестирование,
анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный). Практическая
значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть
использованы в дальнейшей работе по формированию пространственных ориентаций у
младших дошкольников.
Структура
работы отвечает ее цели и задачам. Исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Пространственный
образ – сложное, многоуровневое структурное образование, в котором фиксируются
не только модальные характеристики объекта, такие как форма, размеры,
пространственные отношения, но и способы их преобразований. В рисунке
преобразование происходит с помощью условных линий построения, несущих в себе
основные характерные черты формы в пространстве. Умение представлять
несуществующие линии построения, видеть скрытые от глаза конструктивные
взаимосвязи, проникая в глубину предмета, являются необходимыми условиями для
пространственного видения.
От
трехмерного пространства до двумерного на листе бумаги лежит путь по созданию
образа непосредственно внутри объекта изучения путем преобразования основных
отличительных качеств в составляющие объекта. Эта деятельность по перекодировке
в воображении пространственных образов обеспечивает переход от
пространственного образа реального предмета к его условно графическому
изображению. Возникающие образы должны представлять собой единую систему,
связанную с пространством, что гарантирует логичное преобразование образов в
процессе решения изобразительных задач. Овладение специальной системой знаний
умений и навыков пространственных построений является важным условием для
развития пространственного видения.
Занятие
по формированию пространственных ориентаций становится той базовой цепью в
системе образования, которая позволяет повысить коэффициент полезного действия
учебной деятельности, тогда как процесс обучения доставляет удовольствие и
радость.
Специально
организованная деятельность при работе с натуры, направленная на раскрытие
искомых отношений, связей, базовых характерных черт предметов, как ни в каком
другом предмете, дает возможность развивать образное и пространственное
мышление школьников. Поэтапная языковая установка преподавателя способствует
пониманию задач данного вида деятельности. В зависимости от поставленной
задачи, структура образа значительно изменяется, несмотря на то, что образ,
который является объектом познания, может оставаться неизменным. Благодаря
этому формируется умение видеть различное содержание, воспроизводя свойства и
качества, необходимые для успешной
деятельности по превращению данного объекта.
Предметом
изучения и отображения может быть вообще не весь объект, а только некоторые существенные
его свойства. Это касается, прежде всего, кратковременных зарисовок, что
является заостренной интерпретацией образа, в котором нет места второстепенным
деталям. Совершенствуя восприятия объемно-конструктивных форм в пространстве,
развивая навыки их трактовки, возможно активно формировать пространственное
видение, а на его основе пространственное мышление. Правильно организованный
процесс восприятия обеспечивает соответствующий объем и уровень знаний,
получаемых дошкольниками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Особенности развития ориентировки в
пространстве у детей младшего дошкольного возраста
Физическое
воспитание – система социально-педагогических мероприятий, направленных на
укрепление здоровья и закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций
и возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и
умений. Это специфический вид социальной деятельности молодого человека, в
процессе которого происходит удовлетворение физических и духовных потребностей
[19].
Физическая
культура с помощью физических упражнений готовит молодых людей к жизни и труду,
используя естественные силы природы и весь комплекс факторов, определяющих
состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической
подготовки. Она не исчерпывается упражнениями, спортом, гимнастикой, играми и
туризмом: она включает общественную и личную гигиену труда, быта, использование
естественных сил для закаливания, правильный режим труда, отдыха и питания, это
мощное средство не только физического совершенствования и оздоровления, но
также и воспитания социальной, трудовой, творческой активности граждан [22].
Сложившаяся сегодня ситуация характеризуется ухудшением физического,
психического и духовного здоровья, особенно молодого поколения, и по мнению
ученых обусловлена образом жизни человека, связанным с отрывом от природы,
гиподинамией, курением, употреблением алкоголя и др. [12].
Подвижные
игры представляют собой важное средство, с помощью которого воспитываются дети.
Данное положение имеет существенное теоретическое и практическое обоснование
[3].
Именно
в детский период интенсивно развивается большинство движений, которые жизненно
необходимы человеку, и представленных бегом, прыжками, метанием и лазанием.
Детям очень нужно двигаться, и удовлетворению данной потребности чаще всего
служат их игры. Игра для ребенка, прежде всего, связана с действием, движением
[5].
Благодаря
подвижным играм более активно закрепляются двигательные навыки ребенка, у детей
развивается быстрота, становятся более ловкими движения, игры характеризуются
большей организованностью и дисциплинированностью, успешно формируются
дружеские взаимоотношения. Физическое воспитание предназначено для того, чтобы
после его проведения детям было присуще крепкое здоровье, бодрость,
жизнерадостность, закаленность, ловкость [14].
Для
организации игрового процесса необходимо наличие специальных условий, связанных
с открытием больших возможностей для того, чтобы благоприятно воздействовать на
то, в каком состоянии пребывает физическое развитие ребенка [24].
Благодаря
играм происходит развитие таких качеств ребенка, как активность, деятельность,
согласованность действий, нацеленность на успех, желание дружить, понимание
друг друга и взрослых [15].
Для
того, чтобы воспитать у детей выдержку, необходимо научить их преодолевать
препятствия, непременно выполнять правила, принятые в той или иной подвижной
игре [17].
Подвижные
игры, в ходе которых используется музыкальное сопровождение, способствуют
развитию у детей музыкального слуха, повышению у них выразительности ритма,
движений. Слово и его роль в ходе использования подвижных игр существенно
вырастают [23].
Во
время проведения игр педагог должен словесно подсказывать детям, какие движения
лучше выполнять. Таким образом, происходит формирование и закрепление этого
рода навыков у ребенка. Благодаря тому, что им говорят, у детей происходит
осмысление правил игры [1].
Дети
должны привлекаться к тому, чтобы обсуждать игру, которая была проведена. Это учит
их анализировать собственные поступки, побуждает более сознательно относиться к
игровой деятельности. Когда дети играют, они могут использовать короткие
стихотворения, маленькие песенки, считалочки. Все это способствует тому, что
развивается детская речь [8].
Особенно
положительное влияние на детское здоровье оказывают те подвижные игры, которые
проводятся под открытым небом. При этом не так важно, какое именно время года
на дворе. Когда дети долго проводят время на воздухе, это приводит к увеличению
у них аппетита, повышению сопротивляемости организма негативным влияниям,
укреплению нервной системы. Коллективные игры обычно способствуют возникновению
у детей веселого, радостного настроения, сближению детей, приводят к
образованию дружеских чувств [14].
Организационно
и методически подвижные игры должны пребывать в соответствии с возрастными
особенностями ребенка. Необходим также учет особенностей, которые имеет высшая
нервная деятельность ребенка. Для подвижных игр также характерно применение
различных предметов: бубнов, погремушек, флажков, цветных лент. Для подвижных
игр, имеющих правила, характерен установленный порядок эпизодов, действия в них
также должны быть последовательными [9].
Двигательный
анализатор получает информацию об уровне двигательной активности, затем
передает для анализа в центральную нервную систему. Полученная информация
является источником эмоционального влияния, источником положительных и
отрицательных эмоций, источником удовольствия. Также двигательная активность
положительно влияет на формирование психофизического статуса ребенка, так как
стимулирует перцептивные, интеллектуальные процессы, ритмичные движения [22].