Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение навыка словообразования существительных дошкольниками с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие проблемы с позиции разных наук 6
1.2 Развитие словообразования в онтогенезе 11
1.3 Особенности процесса формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи 17
1.4 Обзор методик по коррекции навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1 Организация эксперимента и характеристика испытуемых 26
2.2 Методика экспериментального исследования 26
2.3 Интерпретация полученных данных 27
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 38
Введение:
Существует тесная взаимосвязь между усвоением навыков словообразования связано с процессом когнитивного развития дошкольника, так как работа мышления включена в процесс формирования языковых обобщений в речи. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений [Лалаева 1999, с. 88-89].
Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в усвоении грамматического строя речи, особенно средств и способов образования слов в целом и существительных в частности.
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 01.09.2014 года, дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [Украиская 2014, с. 666].
В психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается роль формирования процессов словообразования в развитии устной связной речи дошкольников. Успешность овладения дошкольниками словообразованием оказывает положительное влияние также и на развитие лексической стороны речи, развитие языковой компетенции ребенка, что, в свою очередь, обусловливает развитие речевой коммуникации ребенка в целом. Становление навыка словообразования у детей носит онтогенетический характер и происходит поэтапно [Жукова 1998], однако у детей с общим недоразвитием речи формирование словообразовательной системы затруднено в силу речевых нарушений.
Общее недоразвитие речи у детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, является формой речевой аномалии, предполагающей нарушение формирования во всех компонентах речи, в частности, в звуковой и смысловой сторонах речи [Основы теории и практики логопедии 1968].
В работах, посвященных изучению общего недоразвития речи, отмечается неполноценное протекание у детей операций словообразования.
Детям, имеющим недоразвитие речи, свойственно более позднее овладение навыками образования, в частности, и существительных, что сопровождается значительными трудностями и в значительной степени ограничивает дошкольников в использовании ими языковых средств.
Помимо всего сказанного выше, от уровня развития речи в дошкольном возрасте зависит и психическое развитие детей. Речи отводится роль средства регуляции высших психических функций. При нормальном онтогенезе речи ее регулирующая функция формируется в конце дошкольного возраста и во многом определяет переход дошкольника к младшему школьному возрасту. Недоразвитие регулирующей функции речи – это общая закономерность при аномальном развитии [Детская логопсихология 2008].
Исходя из этого делаем вывод, что детям с ОНР свойственна пониженная способность к восприятию различий в физических характеристиках элементов языка, к различению значений, заключенных в лексико-грамматических единицах языка. Все это в совокупности представляет собой факторы ограничения комбинаторных способностей детей, которые необходимы им для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевых высказываний.
Способность детей к словообразованию существительных при поступлении в школу в значительной степени влияет на их способность в к выполнению письменных и устных заданий. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы данного исследования.
Цель исследования – изучить навыки словообразования существительных у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – словообразование существительных у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – формирование навыков словообразования существительных у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
2. Подобрать методики исследования навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
3. Провести диагностику навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
Структура выпускной курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Формирование навыков словообразования существительных у дошкольников при нормальном онтогенезе происходит поэтапно. Старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития и закрепления грамматических навыков, усложнения грамматической стороны речи. Однако, в силу специфики речевого недоразвития, у детей с ОНР, несформированности лексико-грамматического строя речи, несформированность навыков словообразовании оказывает негативное влияние и на процесс формирования личности, что снижает адаптацию детей старшего дошкольного возраста с ОНР в среде сверстников.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что работа по формированию навыков словообразования существительных у дошкольников с ОНР должна строится с учетом использования различных игровых упражнений, поскольку игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. На основе данного теоретического положения и базировалась разработка экспериментальной работы и коррекционно-логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В результате проведения диагностики было установлено, что преобладающим уровнем сформированности процессов словообразования существительных у дошкольников с ОНР является низкий уровень в то время, как у дошкольников с нормативным речевым развитием – это средний уровень.
Перспективой дальнейшего исследования считаем выявление взаимосвязи между недоразвитием уровня слоговой структуры слова и уровнем сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие проблемы с позиции разных наук
Формирование в широком смысле этого слова представляет собой процесс, результатом которого является придание чему-либо следующих характеристик: законченность, устойчивость; с точки зрения педагогики формирование – это целенаправленный и организованный процесс, нацеленный на овладение социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, которые им необходимы для жизнедеятельности [Формирование, эл. ресурс].
Развитие является процессом становления личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [Исмаилова 2015, с. 937].
В период дошкольного детства развитие речи наряду с овладением родным языком представляет собой многоаспектный процесс. Сформированность речи у дошкольников является необходимой базой для дальнейшего формирования и развития мышления, в частности, словесно-логического, основу формирования которого составляет преобразование начальных форм мышления в дошкольном возрасте – наглядно-действенного и наглядно-образного. Отметим, что в результате формирования словесно-логического мышления наглядно-действенный и наглядно-образный типы мышления не исчезают. Они продолжают функционировать и взаимодействовать со словесно-логическим типом мышления, которое постепенно становится ведущей формой мышления человека. Основой осуществления словесно-логического мышления являются лексические, грамматические и прочие языковые средства [Сохин 1988, с. 42].
На основе изложенного делаем вывод, что взаимосвязь между речевым, умственным и познавательным развитием реализуется в ключевом значении речи в развитии мышления. Овладение языком выполняет интеллектуальную функцию. Формирование и функционирование понятий невозможно вне семантики слов, словосочетаний, формирование и функционирование суждений, умозаключений и т.п. – вне структуры и семантики синтаксических конструкций, развернутых высказываний (текста) [Сохин 1988, с. 42].
В овладении речью ребенок последовательно идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений [Эльконин 1995, с. 367-368].
В данной работе исследуется специфика овладения ребенком словообразованием глаголов, которое относится к грамматической стороной речи, поэтому необходимо кратко остановиться на том, что представляет собой грамматика. Анализ литературных источников показывает, что под грамматикой (от греч. gramma – письменный знак, черта, линия) в современной науке понимается:
1. Система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения.
2. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах словоизменения и словообразования, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений [Щукин 2017, с. 65].
Грамматика, таким образом, является разделом лингвистики (языкознания), в котором изучаются закономерности образования, изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.
При изучении грамматики выделяют морфологию и синтаксис. В морфологии изучаются различные части речи, словообразование и т.д. Синтаксис рассматривает вопросы построения простых и сложных предложений, пунктуацию, прямую и косвенную речь и многое другое. Также важными понятиями для методики обучения родному языку являются «грамматическая форма» и «грамматические единицы».
Грамматическая форма – это соотношение грамматического содержания с грамматическим выражением. Грамматические формы определяют лицо, число, время глаголов, падежи, род, число существительных или прилагательных и др.
Грамматические единицы включают в себя такие явления, как слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, предложение), являющиеся носителями обобщенных грамматических свойств, а также средства выражения грамматических значений − служебные морфемы, служебные слова (предлоги, союзы, частицы [Щукин 2017, с.67].
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что человек хочет сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения и залогом успеха ребенка при дальнейшем школьном обучении. Формирование грамматического строя речи, как указывает Н.А. Стародубова, играет ключевую роль в процессе развития мышления ребенка дошкольного возраста, что обусловлено характеристикой грамматических форм родного языка как материальной основы для мышления. Своеобразным «зеркалом» интеллектуального развития дошкольника является грамматический строй речи [Стародубова 2006, с. 144].