Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая и экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Экспериментальное изучение характера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения характера……………………. 6
1.1 Общие понятия формирования характера…………………………….. 6
1.2 Формирование характера ребенка……………………………………. 13
1.3 Акцентуации характера……………………………………………………………………….22
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть……………………………………26
2.1Методы и методики исследования………………………………………….26
2.2 Результаты исследования……………………………………………………28
2.3 Рекомендации для развития характера…………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………………45
Приложения………………………………………………………………………47
Приложение А……………………………………………………………………47
Приложение Б……………………………………………………………………48
Приложение В……………………………………………………………………49

  

Введение:

 

В современной России актуальной остается проблема формирования личности, ее характера и способностей. Обществу нужны люди, которые имея высокой творческий потенциал и совершенные психологические, моральные и деловые качества, способные стать лидерами нации в ее стремлении к высокому уровню жизни, к построению экономически развитого государства.
Формирование человека всегда оставалось в центре внимания ученых. Особое место в этих исследованиях занимало изучение способностей индивида, от которых, в целом, зависит потенциал личности, ее значение в общественной жизни. В более современном контексте историко-психологического анализа проблемы заслуживают на внимание психологические подходы к исследованию характера человека, которые сложились в рамках творческого наследия крупнейших американских персонологов ХХ века (А. Адлер Е. Фромм, Г. Олпорт, А. Бандура, Е. Эриксон), теоретических концепций советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В.Ильенков, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).
На отечественной почве в советские и постсоветские времена психологическим исследованием характера активно занимались Т.И. Артемьева, Д.Б.Богоявленская, Е.М.Борисова, Л.А. Венгер Е.А. Голубева,.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, И.И.Калмыкова, В.В. Клименко, Е.А. Климов, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, С.Д. Максименко, А. Моляко, К.К. Платонов, В.А.Рыбалка, С.Л. Рубинштейн, В.А.Житель Ромен, Г.А.Семенова, Б.М.Теплов, Н.А.Холодная, В.Д. Шадриков, и др.
Большое количество работ посвящена типологизации характера, определению определенных его черт и особенностей. Вместе с тем недостаточно разработанными остаются вопросы формирования зависимости способностей человека от такой основной составляющей характера, как темперамент. Несомненным остается то, что характер личности подлежит действию определенных факторов и зависит от них, но спорным является определение того, какой из них считать решающим в формировании тот или иной черты характера или способности человека.
Работа ставит перед собой цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности характера в юношеском возрасте.
Объектом исследования выступают индивидуально-психологические свойства.
Предметом исследования – Экспериментальное изучение характера.
Для достижения цели исследования предусмотрено выполнение следующих задач:
− проанализировать содержание научной литературы относительно теоретических основ становления и развития человека, приобретение им определенных способностей;
− провести эмпирическое исследование по определению характера индивида и его «образа Я».
Гипотеза исследования: мы предположили, что разные типы характера по-разному поддаются обучению, и основной задачей преподавателя является найти тот самый правильный и подходящий для каждого учащегося подход, который послужит основным мотивом для успешного изучения материала.
Методами исследования работы стали: теоретический анализ научной литературы, а также обще психологические методы – наблюдение, беседы, контент-анализ сочинений, тестирование. 1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко (УЭС); 2.Опросник Айзенка. Для изучения особенностей характера применялась методика 3. «Опросник черт характера» (ОЧХ), разработанная О.Н.Маноловой, на основании теории формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова и концепции типов акцентуации личности К.Леонгарда.
База исследования: Данная работа проходила на базе Современной гуманитарной академии (СГА) г.Дмитров, ул.Профессиональная д.4. В нашем исследовании участвовали 20 студентов в возрасте 16-23 года.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Люди рождаются с различными особенностями функционирования головного мозга, что предопределяется типом нервной системы, но эти физиологические различия людей является лишь предпосылкой для формирования в процессе жизни различных морально-психологических качеств, в том числе и различий в характере. То, что в одной семье при похожих условиях вырастают дети с различными чертами характера, не может быть доказательством врожденности черт характера. Ведь одинаковых условий в воспитании детей не бывает. Многогранность общения, обстоятельств, в которые попадают дети, и их переживаний создает чрезвычайно разнообразные условия для жизни и воспитания личности. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, вызывает самые разнообразные индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребенка своими, присущими только ей привычными чертами характера.
Характер и способности человека формируются в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности и прежде всего труд как среда ее общественного бытия, общения.
Среди факторов, которые имеют для человека жизненное значение и влияют на формирование его характера и способностей, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности личности, которая формируется. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт ее поведения.
Темперамент осуществляет значительное влияние на характер человека, формирования его способности в течение психического развития.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения характера
1.1 Общие понятия формирования характера
Тема характера личности издавна обсуждается философами, политическими и религиозными деятелями и широким в целом. Существует множество представлений о характере: некоторые связанные с репутацией, другие апеллируют к уровню нравственности или сводят понятие характера к одной определенной черты, как честность и целостность.
Бытует мнение, что характер является чем-то постоянным и неизменным. Такое восприятие базируется на традиционных представлениях таких социальных институтов как школы, религиозные группы, спортивные организации и тому подобное.
Исследование характера не составляли предмета серьезной научной деятельности пока в начале 2000-х годов ученые начали исследовать характер основательно. Стартовал 3-летний проект с участием 55-ти выдающихся ученых, посвященный изучению черт характера во все времена. Результатом этого проекта стала разработка классификации сильных черт характера и добродетелей VIA Character (Peterson & Seligman, 2004). С тех пор сотни статей на эту тему было опубликовано во многих странах мира [6, c.90].
Один из ключевых выводов исследования характера заключается в том, что каждый человек имеет определенный набор черт характера. Согласно классификации VIA Character, было выделено 24 основные сильные черты характера. Каждая черта проявляется в разной степени, благодаря чему образуется уникальный профиль личности. Характер множественный, следовательно, нельзя сводить сильные черты характера человека к одному или нескольким признакам.
Результаты 3-летнего проекта во главе с Петерсоном и Селигманом были изложены в книге «Сильные черты характера и добродетели» (Character Strengths and Virtues), которая считается одним из важнейших вкладов в психологии за последние полвека. Эта работа охватывает труды величайших мыслителей и философов за последние 2 500 лет – от Аристотеля и Платона до крупнейших мировых религий – и представляет собой, пожалуй, величайшую попытку в истории посмотреть, собрать, исследовать и классифицировать положительные качества людей.
Научный труд » сильные черты характера и добродетели» считается основой науки позитивной психологии и остается одним из наиболее значимых работ в этой сфере. Эта работа привлекает интерес со стороны широкого круга профессий и дисциплин, среди которых: образование, управление, консалтинг, психология, коучинг и многие другие [15].
Сильные черты характера – это положительные составляющие личности, которые влияют на способ мышления, чувства и поведение. Они отражают «настоящего» человека-саму его суть. Знание собственных сильных черт характера может оказаться чем-то большим, чем просто интересной информацией, и сделать значительный позитивный вклад в вашу жизнь. Осведомленность о собственных черт характера и умение направлять свое поведение соответствующим образом помогают нам становиться лучшей версией себя.
Осознанное использование сильных черт характера помогает:
Эффективнее справляться с проблемными ситуациями
Углублять и совершенствовать отношения
Улучшать общее самочувствие
Классификация сильных черт характера по VIA состоит из 24 сильных черт. Они делятся на шесть категорий добродетелей: мудрость и знание, мужество, человечность, справедливость, умеренность и духовность. Эти черты характера соответствуют требованиям морали и охватывают наши способности помогать самим себе и другим людям.
1. Мудрость и знания – когнитивные качества, которые способствуют эффективному приобретению и использованию знаний.
Креативность (творческое мышление, оригинальность, изобретательность): способность мыслить концептуально и придумывать новые эффективные подходы к решению задач; включает художественные достижения, но не ограничивается этим.
Любознательность (любопытство, интерес и стремление к новизне, открытость к новому опыту): интерес как самоценность, которая проходит через весь опыт ребенка; способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию.
Критическое мышление: настрой на всестороннее и многосторонний анализ явлений без преждевременного перескакивание к выводам; умение справедливо взвешивать аргументы и менять мнение на основе доказательств.
Любовь к обучению: освоение новых умений, тем и областей знаний как самостоятельно, так и в учебном заведении; стремление к систематическому приумножения знаний. Эта черта безусловно связана с любознательностью, но выходит за ее пределы [7, c.175].
Мудрость: умение давать мудрые советы другим; способность видеть мир, наполненный смыслом как для себя, так и для других людей.
2. Отважность – эмоциональные качества, благодаря которым проявляется воля достигать цели в условиях внешнего или внутреннего противостояния.
Храбрость (доблесть): способность не отступать перед угрозами, вызовами, трудностями или болью; отстаивать справедливость даже в условиях простивостояния; действовать по убеждениям, даже если они являются непопулярными для других; эта черта включает физическую храбрость, но не ограничивается ею.
Настойчивость (усердие, трудолюбие): умение доводить до конца начатое дело и достигать результатов, не смотря на препятствия; способность получать удовольствие от завершения дел или задач.
Честность (искренность, целостность): привычка говорить правду в широком смысле – как способность выражать себя и действовать искренне и естественно; не изображать из себя кого-то другого; брать ответственность за свои чувства и действия.
Энергичность (жизнестойкость, энтузиазм, бодрость, энергичность): умение воспринимать жизнь радостно и энергично; вкладывать в свои дела всю душу и внимание; проживать жизнь как интересное приключение, быть жизнерадостным и заинтересованным.
3. Человечность-межличностные качества, включающие заботливое взаимодействие с другими и создание дружеских отношений.
Любовь: способность налаживать и ценить близкие отношения с другими людьми, умение сопереживать, делиться и заботиться о других; умение быть близким/-ой к людям.
Доброта (великодушие, забота, забота, сострадание, альтруистическая любовь, любезность): умение делать добрые поступки другим людям, помогать и заботиться о других.
Социальный и эмоциональный интеллект (эмоциональный интеллект, личностный интеллект): умение распознавать эмоции и чувства – как собственные, так и других людей; знания о том, как вести себя в различных социальных ситуациях и мотивировать других.
4. Справедливость — гражданские качества, лежащие в основе здоровой и продуктивной жизни сообщества
Способность к командной работе (осознание себя гражданином / гражданкой, социальная ответственность, преданность): способность работать в команде и быть преданным/-ой ей; готовность вносить свою долю в работу группы [18].
Справедливость: способность воспринимать всех людей одинаково, в соответствии с представлениями о честности и справедливости; не позволять личным чувствам формировать. предвзятое отношение к другим; предоставлять каждому одинаковые справедливые шансы
Лидерство: способность поощрять группу, к которой ты принадлежишь, достигать общих результатов, и при этом поддерживать с группой хорошие отношения. Организовывать групповые активности и принимать в них участие.
5. Умеренность – качества, которые предостерегают от чрезмерности.
Умение прощать, способность прощать тех, кто поступил неправильно; принимать недостатки других и давать им второй шанс; не быть мстительным/-ой.
Скромность: умение разрешать своим достижением говорить самим за себя; не воспринимать себя как более особенного, чем есть на самом деле.
Благоразумие: умеренное отношение к своим решениям, умение не идти на неоправданные риски; умение не говорить и не совершать таких вещей, о которых впоследствии можно пожалеть.
Самоконтроль (владение собой): способность контролировать свое чувство и действия; дисциплинированность; контроль собственных желаний и эмоций.
6. Духовность – качества, которые устанавливают связь со Вселенной, как чем-то большим, и придают смысл.
Ценность красоты и совершенства во всем (благоговение, удивление, возвышенность): способность замечать и ценить красоту, совершенство, и/или чье-то мастерство в различных сферах жизни: от природы до искусства, математики, науки и ежедневного опыта.
Благодарность: умение осознать и быть благодарным за все хорошее, что происходит в жизни; удаление времени для выражения благодарности.
Оптимизм (надежда, ориентация на будущее): Ожидание лучшего от будущего и готовность работать для достижения этого; вера в то, что успеха в будущем можно достичь благодаря собственным усилиям
Юмор (игривость): умение видеть светлую сторону жизни – замечать веселое и смешное, по –доброму шутить, смеяться и веселить других.
Духовность (вера, смысл жизни): целостное представление о высшую цель и смысл существования Вселенной; понимание своего места в глобальном контексте; наличие понимания о собственный смысл жизни, который диктует поведение и обеспечивает человеку психологический комфорт.
Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это означает, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”.
Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более подробно мы на них остановимся чуть позже.
Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четкие границы этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» разными чертами на протяжении всей жизни [12, c.77].
При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.
Еще одним важным условием формирования характера есть физиологические предпосылки. Трудно поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.
Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.
Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, что влияет на формирование характера на данном этапе, есть родители. Их отношения в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого в основном и вырастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок [6, c.90].
Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, или разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию формирование характера у ребенка коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.
Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, определяющих отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.
Примерно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.
До 20-ти лет происходит формирование мировоззрения и морального облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.
Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др [11, c.67].
Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).
После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.
По мнению профессора Г. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и мечтами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротвореной жизни [22, c.165].
Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» именно жизни, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это означает, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы