Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Экскурсия как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

I. Теоретическое обоснование процесса развития познавательных интересов младших школьников 5

1.1. Сущность понятия «познавательные интересы» младших школьников 5

1.2. Возрастные закономерности развития познавательных интересов младших школьников 12

II. Экскурсия как средство развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 18

2.1. Экскурсия как педагогический инструмент формирования познавательного интереса младших школьников 18

2.2. Виды экскурсий и методические рекомендации к их использованию в работе с младшими школьниками 25

Заключение 33

Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как результативный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения увлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые сумеют привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, беспокоиться и переживать, увлеченно трудиться над учебной задачей. Немецкий философ И. Ф. Гербарт говорил: «Смертный грех учителя – быть скучным». Данный афоризм зачастую определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет основные цели, среди которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и развитие умений учиться [21].

Перед современной школой, а в особенности начальной, встали задачи, направленные на воспитание у обучающихся новых ценностных ориентаций, во многом связанных с восприятием окружающей действительности, ее оценкой, с деятельностью и поведением человека в природной среде и в обществе.

Реализации этих задач способствуют различные учебные предметы, но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир», которая представлена в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальной школы. Эта образовательная область предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на окружающий мир, пониманию учащимися его материальности и познаваемости, способствуют развитию личности ребенка.

Экскурсия – форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных и искусственно созданных условиях. Благодаря экскурсии процесс обучения становится наиболее интересным для младшего школьника. Проводимая экскурсия должна быть связана с темой урока, органически сочетаться с учебным материалом и соответствовать дидактическим целям [8].

Несмотря на это в практике современных образовательных организаций существует противоречие между социальным заказом общества на личность, готовую к самообразованию посредством познавательных интересов, и недостаточным теоретическим и практическим обоснованием возможностей дисциплины окружающего мира для их формирования в условиях начальной школы.

В связи с этим проблема исследования определяется необходимостью развития познавательного интереса младших школьников с помощью экскурсий на уроках окружающего мира.

Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.

Предмет исследования – развитие познавательного интереса младших школьников через использование экскурсии на уроках окружающего мира.

Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение экскурсии как средства развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «познавательные интересы» младших школьников.

2. Изучить возрастные закономерности развития познавательных интересов младших школьников.

3. Обосновать экскурсию как педагогический инструмент формирования познавательного интереса младших школьников.

4. Охарактеризовать виды экскурсий и методические рекомендации к их использованию в работе с младшими школьниками.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме формирования познавательных интересов; теоретический анализ использования экскурсий в ходе уроков окружающего мира.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе рассмотрели такие понятия как познавательный интерес, который представляет собой избирательную направленность индивида на определенные предметы или явления из окружающей действительности, характеризующаяся наличием постоянного стремления к получению новых знаний.

При этом было определено, что познавательный интерес развивается в младшем школьном возрасте и способствует систематическому укреплению, развитию детей младшего школьного возраста, выступая, как основа формирования положительного отношения к процессу обучения. Познавательный интерес имеет поисковый характер. Под его влиянием, у обучающихся появляться вопросы, ответы на которые он старается получать самостоятельно, проявляя тем самым познавательную активность.

Такая поисковая деятельность обучающегося протекает с увлечением и характеризуется эмоциональной насыщенностью, а так же радостью от достижения цели. Тем самым появляется возможность оказывать влияние на процесс формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с целью развития у них необходимых учебных умений и навыков, которые выдвигаются государственными образовательными стандартами перед начальным образованием.

Помимо этого, было определено, что познавательный интерес оказывает положительное влияние не только на процесс и результат деятельности, но также способствует эффективному усвоению таких важных психических процессов младших школьников, как мышление, воображение, память и внимание, которые получают особую активность и направленность под его воздействием.

Изучая понятие экскурсии в рамках развития познавательного интереса, мы пришли к выводу, что воспитательная ценность экскурсий проявляется в том, что у школьников формируется положительное, нравственно-эстетическое и духовное отношение к природе в целом и ее составным компонентам в частности. Развивающая ценность экскурсий на проявляется прежде всего не только в умственном развитии школьников, в формировании у них научного мировоззрения о природе, но и в физическом развитии, развитии их физических сил, волевых качеств, которые проявляются в преодолении физических трудностей во время туристических поездок и экскурсий. Все это делает экскурсии на природу незаменимой формой организации обучения.


 

Фрагмент текста работы:

 

I. Теоретическое обоснование процесса развития познавательных интересов младших школьников

1.1. Сущность понятия «познавательные интересы» младших школьников

В младшем школьном возрасте, который выступает как время для накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательная активность выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в младшем школьном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в процессе обучения.

Психологи отмечают, что познавательный интерес появляется у ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту поступления в школу современный ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет информацией, которая может несколько превышать сведения, которые имеются в учебных пособиях. Однако знания, полученные детьми до обучения в школе, в основном характеризуются обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит перед педагогом задачу по их преобразованию в логичную и полную картину мира.

Необходимо отметить, что понятие интереса имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является избирательной направленностью индивида, определяет его внимание, мысли и предпочтения [19].

Н.Г. Морозова в своих исследованиях указывает, что интерес выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным отношением индивида к окружающей действительности. Что же касается познавательного интереса, то он является важной личностной характеристикой обучающегося, наряду с тем, что выступает как интегральная познавательно-эмоциональная позиция школьника к процессу обучения [16].

А.Н. Леонтьев, анализируя познавательный интерес в младшем школьном возрасте, указывает на то, что формирование познавательного интереса является сложным процессом, который включается в общую линию развития детей [25].

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес выступает естественным двигательным поведением ребенка, который проявляется в виде выраженного инстинктивного стремления к получению новых знаний об окружающей действительности [4].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что познавательный интерес является психическим процессом, который характеризуется проявлением интереса к объекту, который важно развивать в процессе обучения. При этом познавательный интерес является потребностью детей в получении знаний, которая ориентирует их жизнь, а также мотивом, который лежит в основе учебной деятельности [13].

Познавательный интерес проявляется как различные состояния, а именно, любознательность, познавательная активность, познавательная деятельность. Рассмотрим данные составляющие подробнее.

Любознательность является ценным состоянием личности, которая показывает наличие у индивида стремления проникнуть за пределы увиденного. Любознательность – любовь, тяга к знанию, проявление познавательного интереса. Любознательность свойственна детям как интенциональный способ познания окружающего мира, его спонтанное исследование. Новизна объектов, к которым стремится ребенок, новые способы действий, которые он реализует, новое пространство, в которое он желает попасть, – часто опасны, непредсказуемы, приводят к проблемам и сложностям. Это зачастую порождает доминирование ограничений, запретов со стороны взрослых на проявление собственной любознательности, познавательной активности, исследовательского поведения детей.

Любознательность превращается в любопытство – познавательный интерес к запретному, проявление пытливости в познании. Становление любопытства как личностного свойства, с одной стороны, выступает предпосылкой формирования интеллектуальной деятельности [1]. С другой стороны, постепенное осознание ограничений и запретов в отношении проявлений своей любознательности во многом связано со становлением морального сознания (выраженного в обретении способности осознанно соблюдать или нарушать социальные запреты и ограничения).

В психолого-педагогических исследованиях в структуре познавательной активности учеными выделяется разное количество компонентов.

В частности, в структуре рассматриваемого феномена А.М. Матюшкин выделяет три следующих компонента:

— мотивационный (реализующийся через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию);

— эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности);

— поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения) [15].

Ряд педагогов рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:

— самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности;

— самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [10].

Интересной является точка зрения Х. Ахриевой, использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы [2].

Такой исследователь как Г.Г. Игнатова предлагает обобщать понятия познавательной активности и познавательной деятельности, указывая на то, что активность проявляется посредством деятельности, а сама деятельность всегда обуславливает определенную степень активности. Тем самым исследователь говорит о том, что познавательная активность представляет собой цель деятельности, выступает вместе с тем средством ее достижения и ее результатом [10].

Определяя сущностные характеристики познавательной активности, многие педагоги называют ее таким личностным образованием, которое имеет следующее:

— выражает интеллектуальный отклик на процесс познания;

— определяет качественные составляющие познавательной деятельности;

— образуется посредством формирования в процессе деятельности личностных образований, который выражаются в стремлении индивида к самопознанию и саморазвитию, определяя притом качественную характеристику деятельности [6].

Такой исследователь как К.М. Трубинова при изучении особенностей познавательной активности как свойства личности обучающегося, предлагает понимать ее содержание в процессе учебной деятельности через отношение обучающегося к учению, наличие у него стремления овладевать новыми способами познания и мобилизации волевых усилий для достижения поставленных целей обучения [20].

Подобное видение познавательной активности как личностного качества встречается у таких педагогов-исследователей как О.П. Донченко, И.В. Щербакова и Г.И. Щукина, определяющие познавательную активность интегративным качеством личности, которое направлено на:

1. Обеспечение готовности обучающегося совершать самостоятельную деятельность по получению новой информации, выделению научных проблем и в процессе поиска путей решения поставленных задач.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы