Методика обучения и воспитания дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Экскурсии, прогулки в природе как средство воспитания начальных форм экологической культуры у детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1
Особенности экологического воспитания учащихся младших классов  5

1.2
Экскурсия как форма экологического просвещения дошкольников. 9

Выводы
к первой главе. 13

ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ
ЭКСКУРСИЙ.. 14

2.1
Изучение уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. 14

2.2 Реализация
экспериментальной работы по организации и методика проведения природоведческих
экскурсий с дошкольниками. 18

2.3 Анализ
результатов эксперимента. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

Приложение. 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи
человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее
время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и
приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей,
совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных
взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего
лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не
только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других
отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она
вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в
сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного
уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых
начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное
значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех
возрастов и профессий.

 Идеи ознакомления
дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике
советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон,
А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е.
Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного
воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской,
рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику
С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и
методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как
основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения
достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М.
Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Целью исследования является выявить содержание, роль и
место природоведческих экскурсий, направленных формирование экологической
грамотности дошкольников.

Объект исследования: экологическая грамотность дошкольников.

Предмет исследования: экскурсия как средство формирования
экологической грамотности дошкольников.

Гипотеза исследования если усилить содержание экскурсий
и методику их проведения экологической направленностью, то это усилит
экологическую грамотность дошкольников.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой
гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Выявить сущность понятий «экскурсия»,
«экологическая грамотность».

3. Выявить потенциал дошкольников к усвоению
экологической грамотности в ходе работы на экскурсии.

4. Разработать методику формирования экологической
грамотности дошкольников в процессе работы детей на экскурсии.

5. Провести педагогический эксперимент

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение в
практике процесса проведения экскурсий, опытно-экспериментальное исследование.

База исследований ДОУ №6.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из
введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В.А. Сухомлинский говорил, что во время походов на природу в
целом, каждый раз, когда дети соприкасаются с природой, необходимо показывать
им мир, думать о той истине, что природа — наш дом, природа.

— частичка нас самих и безразличие к природе есть
безразличие к собственной судьбе.

Успех экскурсии во многом определяется педагогом, его
мастерством, любовью к природе, чутким подходом к детям.

На экскурсиях учитель начальных классов должен работать над
уточнением и расширением представлений о природе, формированием
материалистического мировоззрения, развитием логического мышления, воспитанием
эстетических чувств, приобретением у детей способности наблюдать природу.

Научная экскурсия имеет богатые возможности привить школьникам
уважение к природе. Дети должны не только знать, что природу нужно защищать, но
и понимать, почему о ней необходимо заботиться.

Посещение научных музеев ребенку интересно и полезно.
Развивает у школьников любознательность, восприятие, пробуждает в ребенке
творческие способности. Сразу посмотреть музей не получится, его нужно посетить
несколько раз.

Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей расскажет вам
об удивительном происхождении жизни на Земле, существовании разных видов птиц и
животных и их эволюции. Дети услышат красивые птичьи голоса. Установленные в
залах компьютеры позволят получить интересную информацию о многих экспозициях
музея.

Экскурсии в зоопарк всегда сопровождаются хорошим
настроением, ожиданием встречи с любимыми животными.

На экскурсиях в аквариум дети узнают много интересного о
подводном мире. Крупные рыбы, черепахи, различные беспозвоночные подарят вам
массу приятных впечатлений.

Национальный парк «Лосиный остров» — это территория, богатая
хвойными лесами таежной зоны, березовыми лесами и другими древесными
растениями. Во время походов в национальный парк «Лосиный остров» вы можете
увидеть лосей в их естественной среде обитания.

Среди объектов для экскурсий — Центральный Московский
ипподром, Русский лесной музей, а также памятник В.Л. Дуров.

При подготовке к экскурсии педагог должен объяснить детям,
что они не могут ломать ветки на деревьях и кустарниках, вырывать цветущие
растения, срывать цветы, портить кору деревьев, копать грибы, даже если они
несъедобные, так как питаются животными, рассыпать стаи птиц, спустившихся на
землю в поисках пропитания, почему нельзя шуметь в период гнездования.

Поэтому научные экскурсии имеют большую познавательную и
образовательную ценность. Не только закрепляются экологические знания, но и
формируется умение вести себя на природе. Они расширяют и углубляют знания детей.
Это позволяет учащимся составить представление о природе в целом, в которой все
части тесно взаимосвязаны.

Поэтому отдельные термины, приобретенные на занятиях по
изучению естествознания, экскурсии объединены в более широкий термин —
«природа». Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека
практически на протяжении всей жизни и особенно в школьные годы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Особенности
экологического воспитания учащихся младших классов

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
— это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный,
планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний,
умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который
обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к
природе как к универсальной ценности [14].

Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологическая
воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в
земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в
знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе
родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении
ухаживать за растениями в уголке природы. Показателем эффективности
экологической воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и
его участие в улучшении природного окружения своей местности.

Художники, поэты,
философы всех народов посвящали много времени изучению взаимоотношений человека
и природы. На сегодняшний день, данная тема очень актуальна в наши дни,
поскольку, возможно, есть проблема экологического кризиса, которая нависла над
людьми. Существует острая проблема экоголизации духовной и практической
деятельности человечества, которая стала крайне необходимой, поскольку это
является одним из условий сохранения общего для всех. Основной целью
экологического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать формирование
базовых основ

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы