Курсовая с практикой на тему Экскурсии, прогулки в природе как средство воспитания начальных форм экологической культуры у детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1
Особенности экологического воспитания учащихся младших классов 5
1.2
Экскурсия как форма экологического просвещения дошкольников. 9
Выводы
к первой главе. 13
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ
ЭКСКУРСИЙ.. 14
2.1
Изучение уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. 14
2.2 Реализация
экспериментальной работы по организации и методика проведения природоведческих
экскурсий с дошкольниками. 18
2.3 Анализ
результатов эксперимента. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Приложение. 29
Введение:
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи
человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее
время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и
приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей,
совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных
взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего
лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не
только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других
отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она
вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в
сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного
уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых
начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное
значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех
возрастов и профессий.
Идеи ознакомления
дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике
советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон,
А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е.
Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного
воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской,
рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику
С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и
методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как
основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения
достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М.
Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Целью исследования является выявить содержание, роль и
место природоведческих экскурсий, направленных формирование экологической
грамотности дошкольников.
Объект исследования: экологическая грамотность дошкольников.
Предмет исследования: экскурсия как средство формирования
экологической грамотности дошкольников.
Гипотеза исследования если усилить содержание экскурсий
и методику их проведения экологической направленностью, то это усилит
экологическую грамотность дошкольников.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой
гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить сущность понятий «экскурсия»,
«экологическая грамотность».
3. Выявить потенциал дошкольников к усвоению
экологической грамотности в ходе работы на экскурсии.
4. Разработать методику формирования экологической
грамотности дошкольников в процессе работы детей на экскурсии.
5. Провести педагогический эксперимент
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение в
практике процесса проведения экскурсий, опытно-экспериментальное исследование.
База исследований ДОУ №6.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из
введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В.А. Сухомлинский говорил, что во время походов на природу в
целом, каждый раз, когда дети соприкасаются с природой, необходимо показывать
им мир, думать о той истине, что природа — наш дом, природа.
— частичка нас самих и безразличие к природе есть
безразличие к собственной судьбе.
Успех экскурсии во многом определяется педагогом, его
мастерством, любовью к природе, чутким подходом к детям.
На экскурсиях учитель начальных классов должен работать над
уточнением и расширением представлений о природе, формированием
материалистического мировоззрения, развитием логического мышления, воспитанием
эстетических чувств, приобретением у детей способности наблюдать природу.
Научная экскурсия имеет богатые возможности привить школьникам
уважение к природе. Дети должны не только знать, что природу нужно защищать, но
и понимать, почему о ней необходимо заботиться.
Посещение научных музеев ребенку интересно и полезно.
Развивает у школьников любознательность, восприятие, пробуждает в ребенке
творческие способности. Сразу посмотреть музей не получится, его нужно посетить
несколько раз.
Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей расскажет вам
об удивительном происхождении жизни на Земле, существовании разных видов птиц и
животных и их эволюции. Дети услышат красивые птичьи голоса. Установленные в
залах компьютеры позволят получить интересную информацию о многих экспозициях
музея.
Экскурсии в зоопарк всегда сопровождаются хорошим
настроением, ожиданием встречи с любимыми животными.
На экскурсиях в аквариум дети узнают много интересного о
подводном мире. Крупные рыбы, черепахи, различные беспозвоночные подарят вам
массу приятных впечатлений.
Национальный парк «Лосиный остров» — это территория, богатая
хвойными лесами таежной зоны, березовыми лесами и другими древесными
растениями. Во время походов в национальный парк «Лосиный остров» вы можете
увидеть лосей в их естественной среде обитания.
Среди объектов для экскурсий — Центральный Московский
ипподром, Русский лесной музей, а также памятник В.Л. Дуров.
При подготовке к экскурсии педагог должен объяснить детям,
что они не могут ломать ветки на деревьях и кустарниках, вырывать цветущие
растения, срывать цветы, портить кору деревьев, копать грибы, даже если они
несъедобные, так как питаются животными, рассыпать стаи птиц, спустившихся на
землю в поисках пропитания, почему нельзя шуметь в период гнездования.
Поэтому научные экскурсии имеют большую познавательную и
образовательную ценность. Не только закрепляются экологические знания, но и
формируется умение вести себя на природе. Они расширяют и углубляют знания детей.
Это позволяет учащимся составить представление о природе в целом, в которой все
части тесно взаимосвязаны.
Поэтому отдельные термины, приобретенные на занятиях по
изучению естествознания, экскурсии объединены в более широкий термин —
«природа». Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека
практически на протяжении всей жизни и особенно в школьные годы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Особенности
экологического воспитания учащихся младших классов
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
— это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный,
планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний,
умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который
обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к
природе как к универсальной ценности [14].
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологическая
воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в
земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в
знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе
родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении
ухаживать за растениями в уголке природы. Показателем эффективности
экологической воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и
его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Художники, поэты,
философы всех народов посвящали много времени изучению взаимоотношений человека
и природы. На сегодняшний день, данная тема очень актуальна в наши дни,
поскольку, возможно, есть проблема экологического кризиса, которая нависла над
людьми. Существует острая проблема экоголизации духовной и практической
деятельности человечества, которая стала крайне необходимой, поскольку это
является одним из условий сохранения общего для всех. Основной целью
экологического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать формирование
базовых основ