Курсовая с практикой на тему Экономико-математическая модель для прогноза объёма продаж
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Постановка
задачи. 3
Определение
тренда. 5
Определение сезонных
индексов. 13
Прогнозирование
ряда по тренду и сезонной составляющей. 21
Выбор
«наилучшей» модели. 24
Выводы.. 27
Список
использованной литературы.. 28
Введение:
Заключение:
В ходе выполнения
курсовой работы были получены прогнозы с использованием уравнения линейной
регрессии, построены аддитивная и мультипликативная модели.
Средняя
ошибка по мультипликативной модели больше значения по аддитивной модели.
Поэтому для прогнозирования объемов продаж следует выбрать именно аддитивную
модель в качестве основной модели.
Фрагмент текста работы:
Для любого
предпринимателя важен такой показатель как объем продаж. Ведь он является
главным показателем любого предприятия. Именно объемом продаж определяется
насколько компания успешна и каков был период, когда компания работала без
убытков. Он может выражаться как в количестве произведенной продукции, так и в
суммарном количестве средств, полученных с продажи продукции. Определять объем продаж
важно для корректировки цен и количества производимого товара.
Но немаловажным для
руководителя является умение планировать работу всего предприятия. Для этого он
должен иметь представление о том, сколько продукции компания сможет произвести
и продать. И для принятия решений, имеющих последствия в будущем, часто
прибегают к такому методу как прогнозирование. Прогнозирование – это расчёт
всех возможных исходов решений, предпринимаемых компанией, благодаря научным
методам.
Для прогноза объема
продаж используется создание экономико-математической модели. Под
экономико-математическим моделированием подразумевается процесс выражения экономических явлений с помощью
математических моделей. И благодаря таким моделям руководителям предприятий
становится намного проще следить за работой предприятия и создавать более
точные и верные прогнозы для регулировки ценников и количества производимого
товара.
Имеются данные об объеме продаж.
Содержание:
Введение. 3
1. Постановка
задачи. 5
2. Определение
тренда. 10
3. Определение
сезонных индексов. 15
4. Прогнозирование
ряда по тренду и сезонной составляющей. 23
5. Выбор
«наилучшей» модели. 26
Выводы.. 29
Список
литературы.. 32
Введение:
Рыночная экономика определяет конкретные требования к
системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на
изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового
состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с
изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров,
заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою
деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на
производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и
социального развития.
Объемы производства и реализованной продукции (выполненных
работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность
предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных
статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для
исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем
реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы
предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия
в удовлетворении потребностей рынка.
Для большинства предприятий в современных рыночных условиях
высококвалифицированное управление является важнейшим условием
конкурентоспособности и успешного функционирования. Обеспечение эффективности деятельности
предприятия требует умения предвидеть вероятное будущее состояние организации и
среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в
работе. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и
практической работы организации по всем направлениям его деятельности, и в
частности, в области прогнозирования реализации товаров, работ, услуг.
Целью написания курсовой работы является прогнозирование
объёма продаж продукции с использованием экономико-математической модели.
Из поставленной цели вытекают задачи, которые необходимо
решить в ходе написания работы:
– определить тренд на графике объемов продаж продукции;
– рассчитать сезонные индексы по мультипликативной и аддитивной
моделям;
– дать прогноз объёмов
продаж по тренду и сезонной составляющей;
– определить
точность прогноза объёма продаж по мультипликативной и аддитивной
моделям.
Объектом исследования в данной курсовой работе является
объём продаж продукции.
Предмет исследования – экономико-математическое
моделирование.
При написании курсовой работы целесообразно использовать
математические методы: сравнения, группировки, определение средних и
относительных величин, цепные подстановки, составление графиков, выравнивание
динамических рядов, индексов, корреляция и другие.
Курсовая работа была написана с использованием научной и
учебной литературы, периодических изданий в области экономического анализа и статистики.
Курсовая работа структурирована и состоит из введения, пяти
глав, выводов и списка использованной при написании курсовой работы литературы.
Заключение:
Прогнозирование – одна из самых востребованных задач бизнес-аналитики.
Продажи, поставки, заказы – это процессы, распределенные во времени,
следовательно, прогнозирование в области продаж, сбыта и спроса, управления материальными
запасами и потоками обычно связано именно с анализом временных рядов.
Временной ряд – последовательность наблюдений за изменениями
во времени значений параметров некоторого объекта или процесса.
Временные отсчеты – значения, зафиксированные в некоторые,
обычно равноотстоящие моменты времени. В задачах анализа временных рядов мы имеем
дело с дискретным временем, когда каждое наблюдение за параметром образует временной
отсчет. Все временные отсчеты нумеруются в порядке возрастания.
Планирование и управление экономической деятельностью любого
предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями
производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, организация
процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач,
мотивация персонала, оплата труда и т.д.
В их выполнении участвуют многие категории персонала –
руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры,
плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия
состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели
планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и
технологии разработки планов.
В курсовой работе на основе имеющихся данных об объёмах
продаж, представляющий собой ряд динамики, был определен линейный и полиномиальный
тренды. По результатам расчётов была определена положительная динамика объемов
продаж в фактическом и плановом периодах. Поскольку величина достоверности
аппроксимации линейного и полиномиального тренда близки друг к другу, для
дальнейшего анализа был выбран линейный тренд.
Одним из компонентов изменения уровней динамического ряда
является кратковременное систематическое движение. Чаще всего это сезонные
колебания, характеризующиеся постоянным повышением и понижением уровней ряда в
одни и те же периоды года (месяцы, кварталы). Сезонность свойственна многим
явлениям, особенно заметно она проявляется в сельском хозяйстве, туристическом
бизнесе, а также в торговле.
Для стабильности развития желательно снижение сезонных
колебаний, однако, это часто невозможно, поэтому задача сводится к тому, чтобы учитывать
эти колебания, а, следовательно, уметь их измерять. Поэтому выявление степени
колеблемости уровней ряда по сезонам с целью ее учета в практической
деятельности представляет собой актуальную задачу исследования временных
изменений.
Сезонные колебания – это периодически повторяющиеся
колебания социально-экономических параметров: выпуска продукции, ее спроса и
предложения, цены, занятости населения и т.д. Такие колебания чаще всего
происходят в добывающих и перерабатывающих отраслях, сельском хозяйстве и
некоторых других видах экономической деятельности. Сезонные колебания
характеризуются амплитудой и формой сезонной волны.
В случае устойчивого повторяющегося процесса прогнозирование
на основе сезонных коэффициентов сводится к их умножению на фактические
значения исследуемого показателя.
Выявление наличия сезонных колебаний начат с графического
представления исходных данных. Для этого был использован линейный график в
системе координат. По нему визуально сделано предположение о наличии
сезонности.
Далее были определены сезонные индексы продаж продукции по
двум моделям: мультипликативной и аддитивной. Построение мультипликативной и
аддитивной моделей сезонности позволили произвести прогнозирование ряда по тренду
и сезонной составляющей.
Временные ряды, описывающие достаточно большой временной
период, не могут резко меняться. Однако в деятельности отдельной организации
это возможно.
Графики сезонных колебаний часто воспроизводятся от года к
году без существенных изменений.
Циклические колебания ведут себя по-другому. Получение
краткосрочного прогноза спроса представляет собой одну из важнейших проблем
организаций: спрос на некоторые виды товаров определяет необходимый уровень
запасов.
При прогнозировании ряд экстраполируется вперед.
Предварительно выполняется его разложение на тренд и краткосрочные сезонные и
циклические колебания.
Прогноз объёмов продаж был сделан на два последних месяца
2019 года и на 2020 год и представлен на двух графиках. При этом, определив среднюю
абсолютную ошибку, было принято решение об использовании для прогнозирования
объёмов продаж мультипликативную модель как имеющую наименьшую ошибку.
Фрагмент текста работы:
1. Постановка задачи
Функция планирования служит основой для принятия управленческих
решений и представляет собой управленческую деятельность, которая
предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также
определение путей реализации планов для достижения поставленных целей [6].
Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно,
поэтому у любого предприятия существует потребность в систематическом
отслеживании конкурентных изменений на рынке. Для того, чтобы правильно оценить
свои собственные возможности, на предприятии должны проводиться регулярные
исследования и прогнозирование объёмов продаж [10, с. 329].
При прогнозировании объёмов продаж полученная по годовому
прогнозу целевая цифра – то, к чему предприятие должно прийти на следующий год,
тот план, который необходимо выполнить. Это часть бизнес-плана для предприятия
и реальная, четко просчитанная цель для отдела продаж, от которой можно
отталкиваться при начислении премий и бонусов. Для определения целевого объёма
продаж необходимо сначала сделать прогноз, а потом устанавливать цель. Если
цель выше прогноза, то нужно понимать, за счет каких изменений цель будет
выполнена.
На предприятиях при прогнозировании объёмов продаж
необходимо учитывать формирование базы трудовых и производственных ресурсов исходя
из прогнозного количества клиентов и объема продаж.
В каждый момент времени в распоряжении производства
находится складской остаток, достаточный для выполнения задач на определенном
этапе. Планирование объёмов продаж способствует качественному управлению
складскими запасами, что подразумевает отсутствие дефицита или избытка
материалов на складе и приводит к рациональному расходованию средств.
Качественное прогнозирование объёмов продаж продукции
(работ, услуг) приводит к повышению мобильности бизнеса, поскольку по
прогнозируемым данным можно заблаговременно увидеть моменты возможного
проседания объема продаж (например, из-за сезонности продукта) и своевременно предпринять
меры для корректировки ситуации еще до окончания периода. Кроме того,
повышаются шансы мгновенно отследить незапланированный спад продаж, оперативно
выявить причины снижения показателей и своевременно исправить ситуацию.
В итоге прогнозирование объёмов продаж повышает контроль и позволяет
оптимизировать расходы. Прогнозирование показывает, какие затраты в целом
понесет предприятие на производство и реализацию продукции.
Следовательно, прогнозирование объёмов продаж позволит разработать
бюджет и заблаговременно определить, какие издержки подлежат сокращению в
случае неисполнения прогноза по увеличению объема продаж.
Информационным обеспечением для проведения анализа продажи
продукции служат агрегированные данные, содержащиеся в формах бухгалтерской,
статистической отчетности, а также детальные сведения, формируемые в учетной
системе организации.
К ним относятся данные, учитываемые на счетах учета
реализации готовой продукции, данные складского учета по видам продукции,
данные о производстве продукции отдельными подразделениями, о поступлении на
склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана и
динамики продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию
можно получить из соответствующих бюджетов предприятия, планов и отчетов
отдельных центров продаж.
В современных конкурентных условиях практические вопросы
реализации продукции, решение которых признается определяющим моментом для
управления процессами производства, стоят на первом месте.
Экономический управленческий анализ в этих условиях
выполняет различные функции, способствующие изысканию резервов роста реализации
– главного источника благополучия предприятия, его собственников, персонала [15,
с. 454].
Показатели объемов производства и продажи продукции (работ,
услуг) за определенный период времени могут выражаться в натуральных,
условно-натуральных, трудовых (в нормо-часах) и стоимостных измерителях.
Стоимостное выражение показателя
объема продажи продукции, определяемого в соответствии с учетной политикой
компании, в условиях рыночной экономики приобретает первостепенное значение.
Важную роль в оценке выполнения производственной программы имеют и натуральные
показатели объемов производства и продажи продукции, которые
используются для анализа объемов производства и реализации по отдельным видам
однородной продукции.
Для реализации этапов методики анализа производства и
реализации продукции используется вся совокупность методов и приемов
экономического анализа.
Традиционным является использование аналитических таблиц для
проведения структурного и динамического анализа, выявления тренда, оценки
выполнения бюджетных заданий.
Особенности деятельности многих организаций связаны с
сезонностью производства и реализации продукции (товаров, услуг). Результат –
сезонные колебания значений не только выручки, но и денежных потоков,
потребности в оборотных средствах и т. д.
Содержание:
1. Постановка задачи 3
2. Основная часть 4
2.1 Определение тренда 4
2.2 Проверка значимости линейной модели 6
2.3 Проверка адекватности линейной модели 7
2.4 Анализ автокорреляционной функции 10
2.5 Построение мультипликативной модели 13
2.6 Построение аддитивной модели 18
3.Выводы 24
Список литературы 25