Курсовая с практикой Экономические науки Мировая экономика

Курсовая с практикой на тему Экономические преимущества и недостатки свободы международной торговли и национального протекционизма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы регулирования международной торговли 6
1.1 Сущность международной торговли 6
1.2 Методы регулирования международной торговли 9
Глава 2. Анализ таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России и в мире 13
2.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в странах мира 13
2.2 Основные инструменты и направления развития политики протекционизма в Российской Федерации 20
2.3 Перспективы развития торговой политики ЕАЭС 27
Заключение 33
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Разнонаправленность интересов является одной из современных особенностей международной торговли, влияющей на ее регулирование.
Либерализация торговли и открытие мировых рынков в течение последних двух десятилетий были бесспорной тенденцией, оказавшей значительное влияние на мировую экономику. По статистике ВТО, количество соглашений о свободной торговле увеличилось с 64 в 1998 году до 287 в первой половине 2018 года. В то же время рост мировых производственных мощностей, объемов торговли и глобальной конкуренции, которая больше всего ощущается на сырьевых рынках, принуждает правительства задумываться над тем, как сохранить и поддержать отечественного производителя, а с ним – и рабочие места и налоговые начисления.
Таможенный тариф является важным инструментом регулирования внешней торговли. Размер его ставок позволяет определить направленность внешнеторговой политики и сделать вывод об уровне свободы торговли. Таможенный тариф состоит из двух частей – экспортный таможенный тариф и импортный таможенный тариф [11, с. 82]. Экспортный тариф имеет второстепенное значение в регулировании внешней торговли, и чаще всего направлен на реализацию фискальной функции. Он имеет наибольшее значение для развивающихся стран с экспортоориентированной ресурсодобывающей экономикой. В развитых странах экспортный таможенный тариф имеет ограниченное применение и в некоторых странах полностью упразднён. Импортный таможенный тариф регулирует объёмы внешнеторговых поставок, пополняет бюджет, а также стимулирует национальное производство. В зависимости от размера применяемых ставок импортного тарифа определяют направление внешнеторговой политики, протекционизм или фритредерство [5, 66]. Экономическая политика, направленная на поддержку внутреннего производства, увеличение занятости и валового национального дохода путём ограничения импорта, получила название протекционизма. Политика фритредерства, напротив, предполагает полную свободу торговли и невмешательство государства во все товарообменные операции.
Выбор внешнеторговой политики определяется целями, которые ставятся перед государством. Протекционизм способствует увеличению валового внутреннего продукта, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, а также обеспечивает дополнительные денежные потоки в бюджет государства. Излишний протекционизм приводит к дефициту товаров, росту цен, снижению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, ликвидации конкуренции внутри страны, а, кроме того, политика жёсткого протекционизма может привести к ответным мерам со стороны внешнеторговых партнёров [13, с. 14]. Положительными сторонами фритредерства являются снижение цен на внутреннем рынке, стимулирование конкуренции, открытые рынки стран-партнёров и т. д. Основным недостатком фритредерства является то, что он наиболее выгоден для развитых государств, обладающих конкурентоспособными высокоэффективными производствами. Реализация политики фритредерства слаборазвитыми и развивающимися государствами приводит к «консервации» их текущего уровня развития, т. е. бедности [4, с. 61]. Данная ситуация определяется низкой конкурентоспособностью товаров, производимых в слаборазвитых и развивающихся странах, и они специализируются на добыче природных ресурсов и производстве продовольствия [5]. Таким образом, вопрос выбора внешнеторговой политики определяется стратегическими целями экономического развития государства, и, в условиях значительной дифференциации стран мира по уровню экономического развития, имеет высокую актуальность.
Цель курсовой работы – провести анализ преимуществ и недостатков свободы международной торговли и национального протекционизма.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие международной торговли;
— рассмотреть основные меры таможенно-тарифного регулирования внешней торговли;
— проанализировать регулирование внешней торговли в странах мира;
— провести анализ регулирования международной торговли России;
— определить пути совершенствования регулирования внешней торговли России
Объект исследования – международная торговля.
Предмет исследования – анализ экономических преимуществ и недостатков свободы международной торговли и национального протекционизма.
Теоретической и методической основой исследования послужили теоретические положения, методические подходы и концепции, результаты исследований отечественных и зарубежных учёных в области международной торговли и её регулирования.
В исследовании использован комплекс методов: абстрактно-логический, группировок, монографический, системного анализа, экономико-статистический и компаративный анализ. С целью наглядного представления, систематизации и научно обоснованной интерпретации эмпирической информации использована табличная и графическая форма представления материала.
Информационно-эмпирическую базу составили научные публикации по изучаемой проблеме, материалы Всемирной торговой организации (ВТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной таможенной организации (ВТамО), Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Федеральной таможенной службы России, результаты исследований научных учреждений России, данные монографических и коллективных исследований, материалы периодической печати и сети Интернет.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Применение государствами различных инструментов регулирования оказывает влияние на все сферы экономики и торговли. Считается, что к росту экономического благосостояния и экспортеров, и импортеров, приводит свободная торговля, хотя на практике международная торговля почти нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и развитие либерализма, и совершенствование протекционизма. При этом в ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются различные экономические интересы, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт [13].
В современной экономической литературе, протекционизм рассматривается, прежде всего, как экономико-политическая система, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции ради создания благоприятных условий для развития отечественных секторов и отраслей.
В настоящее время для России первостепенной становится задача повышения конкурентоспособности страны с опорой на эффективность деятельности отечественных производителей и усиление государственного регулирования. Такие важные имеющиеся у России конкурентные преимущества как географическое положение, наличие богатой ресурсной базы, сохранение научного потенциала, наличие определенного задела в некоторых высокотехнологических отраслях позволяют ей войти в первую половину или даже в треть рейтинга мировой конкурентоспособности по отдельным показателям. Основные причины низкой конкурентоспособности нашей страны обусловлены особенностями российской рыночной системы и политики, проводимой государством и предприятиями.
Повышение конкурентоспособности в настоящее время связано с формированием адекватной среды (конкурентоспособность условий функционирования бизнеса) и выбором приоритетов в поддержке потенциально перспективных направлений экономического развития. В этом отношении для России, безусловно, необходима более активная интеграция в мирохозяйственные связи и обеспечение «свободы» международной торговли для продвижения российских товаров на мировые рынки.
На мой взгляд, отказ от определенного числа протекционистских мер не приведет к консервированию положения России как производителя и экспортера исключительно минерального сырья и других продуктов природного происхождения, а лишь создаст дополнительные стимулы для обновления технологической базы собственного производства за счет притока новых товаров и услуг. Примером может служить развитие автомобильного производства в России за счет либерализации торговли в рамках сборочных производств. Мало обоснованными выглядят и опасения того, что российское производство будет сокращаться вследствие либерализации доступа иностранных товаров на российский рынок. Российский потребительский рынок очень емкий и для всех товаров находится свой потребительский сегмент. Кроме того, отсутствие конкуренции не стимулирует российских производителей совершенствовать и расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, что негативно сказывается на интересах потребителей.
С другой стороны, в каждой стране есть отрасли, являющиеся основой экономической безопасности страны: стратегические добывающие отрасли, оборонно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и некоторые другие. В отношении этих отраслей должна проводиться крайне осторожная и продуманная политика. Прежде всего, это относится к поддержке национальных производителей на внутреннем рынке и обеспечению лучших условий для выхода на внешние рынки. В этом отношении существует огромный арсенал средств и методов, эффективное применение которых не ущемляет и не нарушает базовые принципы ВТО и позволяет сочетать либерализацию доступа иностранных товаров на российский рынок и защиту национальных интересов.
Большую позитивную роль может сыграть поддержка национальных производителей в рамках так называемой «зеленой корзины» субсидий, ориентированных на государственную поддержку инновационного процесса, улучшение социальных условий и выравнивания уровня регионального развития, использование нефинансовых методов организации экспортной деятельности предприятий

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы регулирования международной торговли
1.1 Сущность международной торговли
В широком смысле международная торговля представляет совокупный объем торговли всех стран, в узком — внешняя торговля промышленных развитых стран, стран континента региона.
Международная торговля — это торговля между странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Национальное богатство страны формирует базовые условия стратегии развития страны и создает основу для гармонизации стратегических приоритетов с новыми закономерностями экономического роста и задачами формирования сбалансированных социально и экологически ориентированных хозяйственных систем.
Новые подходы к использованию национального богатства, в основе которых лежат гуманизация и социальная переориентация общественного производства, могут быть реализованы в полной мере, если наряду с традиционными вещественными благами рассматриваются природно-ресурсный и человеческий потенциал, а также финансовый капитал, давая возможность комплексно оценить возможности долгосрочного экономического развития.
Главным вопросом реализации любой альтернативной модели будущего развития, принятой для РФ, остается решение не новой, а скорее, традиционной проблемы повышения эффективности национальной экономики. Согласно современным представлениям, эффективным считается такое состояние экономики, при котором наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов общества при имеющихся ограниченных ресурсах. При этом приоритет предоставляется не материальном, а в социальном результате [14].
При таком понимании эффективности направления ее роста в современных условиях можно выделить, конкретизируя понятие «ресурсы» и «результаты».
Во-первых, если под ресурсами понимать структурные составляющие национального богатства, то сохранение, а также абсолютное и относительное увеличение количества имеющихся экономических ресурсов будет способствовать росту эффективности. В таком случае следует исходить из необходимости приумножения ресурсных составляющих национального богатства: человеческого капитала, природного капитала и материально-воспроизводимого капитала.
Финансовыми ресурсами для сохранения и приумножения всех названных элементов есть сбережения в целом и национальные сбережения в частности, которые являются источником инвестиций в них.
Во-вторых, обеспечение количественной и качественной сбалансированности этих структурных составляющих национального богатства является необходимым условием эффективности. Перекосы в приоритетных направлениях формирования человеческого, или физического, или природного капитала приведут к дисбалансу между ними и неспособности их оптимального использования.
Поэтому чрезвычайно важной проблемой развития является не только формирование достаточных объемов сбережений как основы инвестиционных ресурсов, но и определения оптимальных пропорций распределения этих инвестиций между указанными структурными составляющими.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы