Курсовая с практикой на тему Экономические основы национальной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретический аспект обеспечения национальной безопасности 5
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности 5
1.2 Роль экономической безопасности в аспекте обеспечения национальной безопасности 7
1.3 Угрозы национальной безопасности 15
1.4 Методы обеспечения национальной безопасности 17
2 Оценка уровня экономической безопасности Российской Федерации 20
2.1 Показатели, используемые для оценки экономической безопасности Российской Федерации 20
2.2 Выявление опасностей и угроз национальной безопасности 23
2.3 Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности 29
Заключение 35
Список использованных источников 37
Введение:
Стабильный и динамичный процесс развития экономики страны, а также её продуктивность на внутреннем и конкурентоспособность на мировых рынках тесно связаны с понятием «экономическая безопасность». Проблема её обеспечения привлекает к себе всё более пристальное внимание экономистов, политиков, учёных, а также различных слоёв населения. В условиях растущего масштаба угроз и урона, наносимых экономике страны, невозможно не обращать внимания на данную проблематику.
Экономическая безопасность – приоритетный вид национальной безопасности любой страны, поскольку играет определяющую роль в ее обеспечении. Кроме того, экономическая безопасность – материальная основа национальной безопасности, гарантирующая стабильное развитие и независимость страны.
Это обусловлено тесной взаимосвязью экономической безопасности с системой национальных интересов государства. С помощью именно этой категории интересов переплетаются проблемы экономического потенциала государства и его экономической мощи.
Текущее состояние системы экономической безопасности можно оценить с помощью ряда критериев и индикаторов, которые определяют пороговые параметры функционирования экономической системы государства. Как показывает опыт многих других стран, выходя за рамки этих значений, система утрачивает способность к постоянному развитию и, соответственно, конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, становится объектом распространения монополий, а также внутри нее разрастается коррупция и криминалитет.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Целью исследования являются теоретические и практические аспекты экономической безопасности страны и ее обеспечение на современном этапе.
Поставленная цель требует решение таких задач, как:
— изучить понятие экономической безопасности и дать характеристику ее основных показателей;
— рассмотреть модели и показатели экономической безопасности;
— проанализировать концепцию экономической безопасности национальной экономики;
— провести анализ процесса обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе;
— изучить основные направления развития экономической безопасности страны;
— дать оценку последствий внешних угроз и управления экономической безопасностью Российской Федерации;
— определить пути совершенст¬¬¬вования управления экономичес¬¬¬кой безопаснос¬¬тью.
Объект исследования – экономическая безопасность.
Предмет исследования – экономическая безопасность Российской Федерации.
Информационную и статистическую основу исследования составили научные публикации по вопросам экономической безопасности, а также приведенные в зарубежной и отечественной научной литературе, статистические данные, материалы, используемые финансово-кредитными институтами и органами государственного управления, электронные ресурсы сети Интернет.
Методологической основой исследования стали диалектический, системный и исторический подходы.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Российская наука отличается наиболее углубленной разработкой проблем экономической безопасности. На исследование данной темы, было потрачено большое количество денежных средств, а также интеллектуальных усилий.
Экономическую безопасность можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле определение этого понятия дано выше, имеется в виду, что в узком смысле экономическая безопасность страны отвечает за внутреннее благосостояние страны. В широком же смысле, как нам представляется, экономическую безопасность можно рассмотреть как соблюдение государством-членом интеграционного объединения общих для всех стран-участников этого объединения принципов политики экономической безопасности установленных в этом интеграционном объединении, которая позволяет защитить всех членов объединения от угроз мирового рынка. В данном случае объектом выступает не отдельная страна, а целый союз стран, такой, например, как Евразийский экономический союз.
Другими словами, экономическая безопасность в широком смысле – это политика страны (или группы стран) по защите ее (их) национальных, в том числе экономических, интересов на международной арене от посягательств других стран, а также от финансовых рисков, угроза которых всегда присутствует при взаимной зависимости и взаимном проникновении экономик, наблюдающимся сегодня, когда процессы глобализации уже необратимы.
Изменение структуры экономики и сокращение роли ее сырьевой составляющей является долгосрочной перспективой и предполагает поддержку стратегических отраслей и предприятий.
В целом преодоление дисбалансов в экономике возможно лишь за счет мониторинга экономики и выработки пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей.
Приоритетным направлением для экономики РФ является формирование институтов, стимулирующих инвестиции в новые отрасли и направления разработок, а также развитие частно-государственного партнерства, обеспечивающего работу предприятий в новых секторах на российском и глобальном рынках.
Важнейшим направлением для российской экономики является поддержка экспорта российской продукции с учетом обязательств, принятых в рамках ВТО, запрещающих прямое стимулирование экспорта. При этом необходимо учитывать, что российская продукция в настоящий период времени неконкурентоспособна на мировых рынках, а российские компании при выходе на мировые рынки, сталкиваются не с отдельными предприятиями-конкурентами, а с монополистическими рыночными структурами.
Для обеспечения экономической безопасности необходимо чётко определить национальные интересы России, рассмотреть мировой опыт реализации внешнеэкономических интересов стран-лидеров, обозначить угрозы и систему показателей экономической безопасности, а также проанализировать современное состояние данной категории. Главным образом, нужно предложить новые подходы к разработке стратегии интеграции российской экономики в мировую с учётом новых угроз и современных условий.
Поставленная цель требует решение таких задач, как:
— изучить понятие экономической безопасности и дать характеристику ее основных показателей;
— рассмотреть модели и показатели экономической безопасности;
— проанализировать концепцию экономической безопасности национальной экономики;
— провести анализ процесса обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе;
— изучить основные направления развития экономической безопасности страны;
— дать оценку последствий внешних угроз и управления экономической безопасностью Российской Федерации;
— определить пути совершенст¬¬¬вования управления экономичес¬¬¬кой безопаснос¬¬тью.
Объект исследования – экономическая безопасность.
Предмет исследования – экономическая безопасность Российской Федерации.
Информационную и статистическую основу исследования составили научные публикации по вопросам экономической безопасности, а также приведенные в зарубежной и отечественной научной литературе, статистические данные, материалы, используемые финансово-кредитными институтами и органами государственного управления, электронные ресурсы сети Интернет.
Методологической основой исследования стали диалектический, системный и исторический подходы.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности
Для того чтобы полностью раскрыть понятие «экономическая безопасность», необходимо разобраться, что представляет собой исходный термин «безопасность» [11].
Во все времена предпосылкой любой человеческой деятельности (в том числе и экономической) являлась безопасность. Это понятие применялось ко всем процессам, происходившим с человеком, поскольку обеспечение безопасности являлось одной из важнейших человеческих потребностей. По мере развития общественных отношений это понятие дополнялось новыми трактовками и развивалось.
Необходимо отметить, что в каждом отдельном периоде исторического развития и в каждой отдельной стране проблематика экономической безопасности выдвигала на первый план те или иные цели и задачи.
Во времена глубокой древности безопасность воспринимали как способность противостояния опасностям для жизни (для самосохранения, выживания). Во времена Античности понятие безопасности рассматривали с философской точки зрения и давали трактовку, близкую к исходному общежитейскому значению.
Например, Платон понимал под безопасностью отсутствие для человека опасности или зла и связывал её с категорией блага.
Во времена Средневековья безопасность трактовали как спокойное состояние духа человека, который при этом считал бы себя защищённым от любых опасностей.
Рост интереса в политических и научных кругах стран Западной Европы к понятию “безопасность” происходит благодаря философским воззрениям Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей XVII–XVIII вв. В то время безопасность понималась как состояние спокойствия, появляющееся в результате отсутствия реальной опасности.
Именно в этот период учёные впервые попытались теоретически проработать понятие “безопасность”. И в то же время безопасность начинает серьёзно оцениваться на высшем уровне. Доказательством данного факта могут служить принятые официальные документы того периода: английский Билль о правах 1689 г., Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В этот период безопасность начинает рассматриваться в рамках правовых отношений [31].
Произошедшие события XX в. (войны, революции, гражданские войны и др.), а также резко возросшие опасности экологических и техногенных катастроф выдвинули проблему безопасности общества в политике, экономике и науке на первый план. В начале двадцатого столетия безопасность трактовалась как взаимосвязь политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства.
Определение национальной безопасности приведено в Стратегии национальной безопасности.
В соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности содержание определения понятия «национальная безопасность» составляет определяющее понятие «состояние защищенности».
Достаточно распространено представление о понятии «состояние» как пребывание, положение, при котором существенные качества, признаки, переменные параметры объекта являются относительно устойчивыми, а под понятием «защищённость» часто понимается обеспеченность средствами поддержания необходимого уровня функционирования объектов. На основании вышесказанного представляется возможным определить понятие «состояние защищенности» как способность объекта защиты противостоять внутренним и внешним угрозам в целях сохранения своих существенных признаков.
Исходя из п. 6 Стратегии национальной безопасности к существенным признакам, нуждающимся в защите, относятся несколько параметров, и среди них – достойные качество и уровень жизни. Однако уже только в одном этом мы видим очередную проблему для становления общей теории национальной безопасности. Дело в том, что ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации даёт перечень признаков достойной жизни: «гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, система социальных служб, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». По нашему мнению, это не может гарантировать устойчивого роста уровня материального благосостояния такого объекта защиты, как личность. В то же время п. 115 Стратегии национальной безопасности в качестве одного из основных показателей, оценки состояния национальной безопасности определяет децильный коэффициент. Однако понятно, что приведение его показателей до социально оправданных возможно или посредством увеличения уровня материального благосостояния граждан или введением прогрессивного подоходного налога. Отсутствие ответа на этот основополагающий вопрос однозначно вносит неопределённость в общую теорию национальной безопасности [26].
Ещё одна проблема заключается в том, что само понятие «безопасность» надо рассматривать с двух сторон: 1) наличие угрозы. При этом угроза может выступать в качестве события – объективного явления природного или техногенного характера, или действия – субъективной деятельности человека. В этом смысле одно и то же явление может быть вызвано к жизни как объективными причинами, так и сознательной (бессознательной) деятельностью (бездеятельностью) человека; 2) наличие защищённого объекта угрозы. Таким образом, национальная безопасность должна рассматриваться как характеристика взаимоотношений системы и среды.