Курсовая с практикой на тему Экономическая отношения между Ираном и России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
1. Основные факторы, определяющие развитие российско-иранских отношений 1
1.1 Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений 1
1.2 Объективные основания и препятствия российско-иранских связей и сотрудничества в 2000-е годы 1
1.3 Роль иранской ядерной проблемы в развитии двусторонних отношений 1
2. Направления российско-иранского сотрудничества 1
2.1 Российско-иранский политический диалог 1
2.2 Российско-иранское промышленное и военно-техническое сотрудничество 1
Заключение 1
Список использованных источников 1
Введение:
Иран всегда занимал особое положение на мировой арене, являясь важной в военно-стратегическом отношении страной что обуславливает его положение как средневосточное, кавказское, центральноазиатское и прикаспийское государство. При этом наличие всех болевых точек в этих регионах тем или иным образом завязаны с Ираном. Исходя из этого для практической реализации проблемных или спорных вопросов, даже внутриполитического характера может решить только Исламская Республика Иран. Таковыми проблемами зачастую являются: конфликты на этнической и религиозной почве, наличие военного и экономического противостояния, состояние и положение беженцев, также негативное воздействие на экономику наркобизнеса, терроризма и сепаратизма.
Не стоит забывать про значительное воздействие Ирана на экономическое развитие стран Юго-Западной Азии, а также на соседние регионы, поскольку он является основным поставщиком и транзитером нефти и нефтепродуктов в данные мировые регионы. Опираясь на различные источники ее численность, составляет от 540 до 900 тыс. человек. Наличие таких факторов способствуют тому, чтобы Иран мог обеспечивать региональную безопасность. Кроме того Исламская Республика Иран контролирует Ормузский пролив, который несет особую стратегическую важность поскольку это транспортный коридор для многих государств. Порядка 40% от мировой поставки нефти и нефтепродуктов морским путем происходит посредством него [1].
Дипломатическим отношениям наших государств чуть меньше ста лет, поэтому РФ достаточно просто найти диалог с ИРИ как во взаимном доверии, так и на уровне взаимодействия в целях формирования мира и безопасности на континенте, кроме того сложившееся долгими годами добрососедство и развитие обуславливает взаимоотношения нашего государства и Ирана. На сегодняшний день в свете последних экономических и политических событий данные взаимоотношения становятся более актуальными, поскольку происходит постоянное изменение международной ситуации на ближневосточной территории (в том числе и на Среднем Востоке) а также ее развитие очень значимы для отношений РФ и Ирана.
Для российской стороны Иран выступает важным региональным партнером, в частности взаимное противодействие в вопросах проникновения США в центрально азиатский регион, на Кавказ, на Средний и Ближний Восток, в том числе и страны Персидского залива. Если изначально между Россией и Ираном было явное соперничество в сфере политико-культурного влияния на Центральную Азию и Кавказ, то на данном этапе отношений появились общие интересы в борьбе против вновь появляющихся на мировой арене лидеров и пытающихся утвердиться в данных регионах. Примером появления таких попыток столь недавно это процессы инспирирования «оранжевых революций». Никто не исключает такой возможности, что возможен повтор таких действий. Но Иран как уже проявивший себя союзник в данном вопросе, в частности можно судить по достаточно взвешенной позиции ИРИ (что нельзя сказать о иных мусульманских государствах) относительно событий которыми была охвачена Чечня, Таджикистан, Южная Осетия, остается непреклонен. У иранского руководства, как и у российского очень много точек соприкосновения в вопросах борьбы с международным терроризмом, включая террористические организации которые распространились на афганской территории. Поэтому в этих вопросах произошло полное совпадение позиций и интересов.
Исходя из вышесказанного, на актуальности данного вопроса можно не акцентировать внимание, поскольку и так очевидно, что изучение экономических отношений нашего государства и Исламской Республики Иран будет значимо как сегодня, так и в будущем.
Целью работы является изучение экономических отношений между Ираном и Россией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить основные факторы, определяющие развитие российско-иранских отношений.
2. Рассмотреть исторический аспект российско-иранских отношений
3. Выявить основные направления российско-иранского сотрудничества
Предметом исследования выступают российско-иранское сотрудничество
Объектом исследования является российско-иранские отношения на экономическом уровне.
Заключение:
Многие годы Иран оставался для России второстепенным направлением во внешней политике. В 1990-е и даже 2000-е годы Москва считала свои связи с Тегераном не более чем полезным подспорьем для сближения с Западом. Подход стал меняться только с возвращением Владимира Путина на пост президента в 2012 году, когда прорывы на западном фронте стали неактуальными, и особенно быстро — с осени 2015 года, когда Россия начала военную операцию в Сирии. Считается, что именно иранцы убедили Кремль принять участие в военных действиях, чтобы спасти режим Башара Асада. С этого момента Москва и Тегеран оказались в одной сирийской лодке, а количество контактов на высшем уровне выросло в разы [12].
В двусторонней торговле дела обстоят немногим лучше. Иран остается одним из немногих рынков сбыта для российской промышленности, хотя две трети российского экспорта все равно составляет сельскохозяйственная продукция и продовольствие. Еще около 20% — это транспортные средства, включая железнодорожные локомотивы и вагоны, оборудование, металлы и продукцию химической промышленности. Но в целом цифры весьма скромные. В 2018 году объем торговли России с Ираном достиг $1,7 млрд, то есть был на уровне Ирландии и составлял менее 1% в российском внешнеторговом обороте.
Главная проблема на этом направлении в том, что Москва и Тегеран не так много могут предложить друг другу. Обе страны экспортируют углеводороды и нуждаются в иностранных технологиях и промышленной продукции. Работа совместных межправительственных комиссий, делового совета и прочих отраслевых подразделений остается во многом формальной.
Несмотря на политическую поддержку со стороны Москвы, российский бизнес не горит желанием работать с Ираном в обход американских санкций. В результате в ноябре 2018 года «Зарубежнефть» вышла из перспективных проектов в Иране, опасаясь санкций со стороны США.
Проекты по отказу от доллара во взаимных расчетах или программа «нефть в обмен на товары» также скорее обозначают политическую позицию Кремля, но принципиально ситуацию не меняют. Обходить санкции Ирану помогают в первую очередь Китай и Турция, но никак не Россия.
Стимулирующим фактором могло бы стать создание зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом, которая должна заработать уже в этом году. Перечисленные в соглашении товары представляют серьезный интерес для участников — на них приходится около половины товарооборота между ЕАЭС и Ираном. Тем не менее предоставление новых возможностей еще не означает их реализацию на практике — санкции, логистические сложности и неприспособленность бизнеса двух стран к совместной работе никуда не исчезнут. Поэтому не приходится ожидать, что зона свободной торговли в разы увеличит даже нынешние скромные объемы российско-иранской торговли.
Еще более сложная ситуация в нефтегазовой сфере. Россия и Иран — конкуренты на мировом рынке нефти и потенциальные соперники на газовом направлении. Тегеран всерьез обеспокоен контактами Москвы и Эр-Рияда и их попытками совместно влиять на нефтяные цены. Более того, иранцы опасаются, что Россия может попытаться воспользоваться санкциями против Ирана, чтобы занять его место на нефтяном рынке.
В результате российско-иранское сотрудничество в экономике ограничено, и эта ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем. Определенную выгоду эта сфера приносит обеим сторонам, но этого явно недостаточно для наращивания полноценного партнерства.
Фрагмент текста работы:
1. Основные факторы, определяющие развитие российско-иранских отношений
1.1 Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений
Персия (Иран) издавна являлась торгово-экономическим партнером России на Востоке.
Первым «русским туристом» в Иране, о котором повествуют письменные источники, стал в 1468 — 1474 г. Афанасий Никитин. Через Дербент и Баку он попал в Персию и пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива. Весну 1468 г. русский купец встретил в Мазендеране, а затем отправился дальше на юг, минуя Рей (недалеко от современного Тегерана), Кашан, Йезд, Керман, Тарун и Бендер. На обратном пути из Индии, до Черного моря, Афанасий Никитин также добирался через Иран и Турцию. О своем путешествии в «Хожении за три моря» он, правда, написал достаточно скупо – Персия в те времена была разорена войной [2].
Регулярные дипломатические отношения России и Ирана были налажены при Аббасе I, в 1592 г. (в России в это время правили Рюриковичи). Обе страны, в основном, думали о взаимной торговле – но были и попытки установления военно-политического альянса. Например, Россия стремилась заключить союз, направленный против Турции (XVI – XVII вв.). И даже Персидский поход Петра I (1722) формально совершался с целью помочь правящей династии в Иране справиться с внутренними мятежами.
В начале XIX в. в Европе обострился так называемый «Восточный вопрос», связанный с борьбой за сферы влияния и рынки сбыта европейских держав. Увы, это вызвало значительное ухудшение российско-иранских отношений (причем тут не последнюю роль сыграла политика Великобритании и Франции). Что в итоге? Две русско-иранские (русско-персидские) войны 1804–1813 и 1826–1828 гг. – страница нашей истории, достойная сожаления (Рисунок 1).