Курсовая с практикой Экономические науки Теория организации

Курсовая с практикой на тему Экономическая интеграция в Европе. Проблемы и перспективы развития ЕС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6

1.1. Теоретические обоснования экономической интеграции 6

1.2 Образование единого рынка в контексте экономической интеграции 11

1.3 Экономический и валютный союз 13

1.4 Негативная и позитивная интеграция — пределы «социальной Европы» 17

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕС 21

2.1. План действий в области интеграции на 2021-2027 годы 21

2.2. Отношения между ЕС и Россией на современном этапе 25

2.3. Проблемы и перспективы евроинтеграции 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Несмотря на высокую степень интеграции между государствами-членами Европейского союза, международные отношения по-прежнему в значительной степени являются межправительственными, и 28 членов в значительной степени контролируют свои собственные отношения. Единый блок проявляет иногда «смутные» попытки говорить одним голосом, особенно по вопросам торговли и энергетики. Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности олицетворяет эту роль. Актуальность работы обусловлена значимостью рассматриваемой в ней проблематики для Европы в целом и для России как ее составной части, с одной стороны, а с другой — как государства, для которого Европа является одним из приоритетных участков проведения его внешнеполитического курса. Формирование общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) ЕС и ее оперативной составляющей — общей европейской политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО) производится с целью наделения ЕС способностью действовать на международной арене как полновесный актор в сфере внешней политики и безопасности, что способствовало бы повышению авторитета ЕС в мире, содействовало бы его консолидации в условиях расширения и одновременно привносило бы существенный элемент новизны в систему международных отношений в европейском и мировом формате.

Целью работы является изучение современной внешней политики Европейского Союза.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования европейской интеграции

2. Исследовать сущность и предпосылки европейской интеграции

3. Исследовать концепцию «единой Европы» и историю развития Европейского Союза

4. Проанализировать план действий в области интеграции на 2021-2027 годы

5. Проанализировать отношения между ЕС и Россией на современном этапе

6. Исследовать проблемы и перспективы евроинтеграции

Объект работы — Европейский Союз.

Предмет работы — особенности развития интеграционных процессов Европейского Союза.

Методологическая основа. В основу работы были положены принципы объективности, многофакторный подход к анализу внешнеполитических процессов и явлений.

Данная работа написана преимущественно на основании официальных документов Европейского союза. Некоторые из них переведены и опубликованы на русском языке. В частности, это важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз (Договоры устанавливающие Европейские сообщества, Единый Европейский акт, Договор о Европейском союзе, Амстердамский договор). Помимо перечисленного, существует сборник документов, касающийся сотрудничества между ЕС и Россией (до 1994 г.)

Следует отметить значение официальных публикаций ЕС и ООН, которые не относятся к документам, утверждаемым этими организациями в соответствии с существующими процедурами принятия решений, но тем не менее, отражают подходы ЕС и ООН к различным вопросам. Большинство из этих публикаций доступно через веб-сайты соответствующих отделов аппарата ЕС и ООН.

Определённый интерес представляет книга Ю.А. Борко «От европейской идеи — к единой Европе». Эта книга о прошлом, настоящем и будущем идеи единой Европы. Автор анализирует предпосылки и причины, побудившие Западную Европу встать в середине XX в. на путь объединения, определяет стратегию и этапы развития европейской интеграции, главные факторы её успеха .

Барановский В.Г. в ряде своих работ («Западная Европа: военно-политическая и интеграция», «Европейское сообщество в системе международных отношений») исследует отдельные периоды и специфические проблемы процесса европейской интеграции в сфере ОВПБ . Кроме того, процессы происходящие в рамках Европейских сообществ затрагивались в работах Давыдова Ю.П. («США — Западная Европа: партнёрство и сотрудничество) .

Последствия косовского кризиса для мирового сообщества рассматриваются Жирновым О.А. и Ивлевой Т.В. Авторы рассматривают международные последствия (в том числе и для ЕС) военной операции НАТО против Югославии. В работе анализируется масштабный проект Европейского союза по стабилизации остановки на Балканах, а также затрагивается вопрос о наращивании ЕС усилий по формированию общей внешней политики и политики безопасности.

Тем не менее, в отечественной историографии пока нет работы комплексно рассматривающей все аспекты Общей внешней политики, политики безопасности и обороны, включая её генезис, на современном этапе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе работы были раскрыто и показано нынешнее положение ЕС в мире, обозначены проблемы и тенденции развития Европейского Союза, рассмотрены отношения России с Европейским Союзом. Важно подчеркнуть, что Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет.

В данной работе была совершена попытка обозначить основной вектор современного этапа развития Европейского Союза как крупнейшей в мире экономической интеграции стран. Сейчас ЕС переживает завершающую стадию своего формирования: решаются вопросы сближения экономических политик государств, особенно тех, которые недавно вошли в состав конфедерации. Это активное, экспансионистское расширения ЕС на Восток вызывает негодование некоторых членов ЕС, а также многих граждан Союза, что и создает проблемы унификации все более разрастающегося и бюрократизирующегося Союза и указывает на начало кризиса всей системы. Безусловно, новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), заменившая действовавший с начала 1970-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики.

В начале двадцать первого века, вскоре после введения евро и незадолго до большого расширения ЕС в Центральной Европе, союз достиг вершины своей уверенности в себе. Это чувство достижения и оптимизма также сформировало его представление о его месте в мире.

ЕС считал себя авангардом формирующегося либерального международного порядка, в котором многосторонняя дипломатия создаст сложные основанные на правилах режимы, регулирующие все аспекты глобальных обменов и сотрудничества. Будучи системой транснационального сотрудничества с прочной правовой основой, ЕС рассматривал себя как модель для будущей организации международных отношений и был убежден, что другие части мира вскоре последуют его примеру. Именно этот дух пронизывал тогдашнего высокого представителя ЕС по иностранным делам первую стратегию безопасности ЕС Хавьера Соланы в 2003 году, а также Европейскую политику соседства, начатую в 2004 году.

Изменяющаяся международная обстановка и растущие внешние вызовы дали новый импульс дальнейшему развитию Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (CFSP). Продвижение европейских интересов и ценностей на мировой арене и повышение способности ЕС действовать автономно являются одними из главных приоритетов новой стратегической повестки дня Совета Европы на 2019–2024 годы. В нем Европейский Совет обязуется предоставлять больше ресурсов и лучше использовать те, которые ЕС уже имеет в своем распоряжении. Назначенный новый президент Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен также поддерживает «более сильную Европу в мире» и хочет повысить внимание Комиссии к внешним действиям. Важно, что за объявлениями следуют реальные дела, но условия остаются сложными.

В то время, когда, как никогда ранее, ЕС должен действовать как единый международный игрок, чтобы не стать пешкой в руках крупных держав, европейские государства-члены все больше пытаются найти энергию и политическую волю, чтобы отложить в сторону их разногласия и ориентация на общеевропейские интересы.

Оглядываясь на десять лет, прошедших с момента вступления в силу Лиссабонского договора, можно понять, как трудно найти необходимый консенсус и поддержку для совместных внешнеполитических действий в рамках ОВПБ. У ЕС часто не было адекватных ответов на внешнеполитические кризисы, и его влияние на международную систему в целом уменьшилось.

Причины, которые до сих пор препятствовали активной и последовательной европейской внешней политике, связаны с характером внешней политики как основного элемента национальной идентичности и суверенитета.

Сегодня количество внешнеполитических вызовов значительно возросло. Учитывая ограниченное влияние, которое даже крупнейшие европейские страны имеют по отношению к крупным державам, таким как США или Китай, ЕС является единственным инструментом, который европейские государства смогут использовать для достижения некоторых, если не всех, своих важнейших целей внешней политики.

Несмотря на определенные трудности в российско-европейских отношениях, Евросоюз по-прежнему остается главным торгово-экономическим партнером России, тогда как Россия также входит в пятерку ведущих торговых партнеров ЕС. Изучены позиции граждан Евросоюза по вопросу целесообразности антироссийских санкций. Исследование показывает, что жители стран-участниц ЕС считают, что с геополитической точки зрения санкции оправдывают себя как инструмент воздействия на РФ с целью изменения ее позиций по украинскому кризису. К тому же в работе указываются страны-члены ЕС с наибольшим и наименьшим процентом населения, поддерживающего санкции против России.

Данное направление дополняется рассмотрением позиций европейских политиков, недавно посетивших Россию. В настоящее время состояние отношений между Европейским союзом и Россией довольно сложное, однако, стороны продолжают вести диалог по ряду вопросов, касающихся двусторонних отношений и мирового развития. Россия и ЕС заинтересованы в укреплении сотрудничества, особенно в области образования, культуры, экологии, энергетики и бизнеса.

Пережив десятилетие кризисов, ЕС стремится двигаться в новых направлениях, в частности, ставя европейский зеленый курс и цифровизацию в центр не только своей стратегии экономического развития. Сага о Брексите, наконец, в значительной степени завершилась после вступления в силу Соглашения о торговле и сотрудничестве — хотя и с рядом незавершенных дел, которые еще предстоит решить — и свет в конце туннеля Covid-19 по мере развертывания вакцин, у ЕС есть возможность сбросить свою модель интеграции. Тем не менее, придется решать знакомые проблемы и вызовы, в том числе дальнейшее развитие управления еврозоной.

Еще неизвестно, как новая администрация Байдена будет взаимодействовать с остальным миром после неспокойных лет правления Трампа, но растет признание того, что Европа должна делать больше, чтобы укрепить свои позиции, открывая новые потребности в общественных благах. Азиатские конкуренты также развиваются. Соглашение на встрече АСЕАН в ноябре 2020 года о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), включающего пятнадцать стран Азиатско-Тихоокеанского региона, можно рассматривать как создание соперника ЕС. Включая Китай, наряду с Японией и Кореей, а также другие развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Австралию и Новую Зеландию, он имеет очевидные экономические возможности. Хотя он открывает новые горизонты, связывая три самые могущественные страны в регионе, они по-прежнему с подозрением относятся друг к другу, а недавняя напряженность между Китаем и Австралией иллюстрирует политические препятствия, с которыми сталкивается RCEP. Более того, хотя в нем есть положения о некоторых особенностях «единого рынка», в дополнение к более традиционной либерализации торговли, это будет медленный процесс, и вряд ли он увидит глубину интеграции ЕС.

Выражение sui generis — единственный в своем роде — часто использовалось для описания ЕС, который, пожалуй, лучше всего можно охарактеризовать как объединение конфедеративных и федеральных характеристик, хотя и зачастую в беспорядочной манере. Он, несомненно, преуспел в создании общественных благ в более широком спектре, чем все другие инициативы региональной интеграции, и в значительной степени сохранил свой импульс, несмотря на кризисы и неудачи. Брексит — это очевидный поворот вспять, в то время как нынешний спор о верховенстве закона, в котором Венгрия и Польша (с некоторой поддержкой в других странах) выступают против центральных институтов ЕС, может предвещать усиление разобщенности. Тем не менее, Союз неоднократно демонстрировал свою способность отступить от края пропасти и найти компромиссные решения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1. Теоретические обоснования экономической интеграции

Значение и направленность интеграции широко изучались в академической литературе, обычно с подтекстом попытки оптимизировать механизмы экономического управления, и часто с исходным предположением, что, поскольку глобальная свободная торговля была недостижимой. В 1954 году, когда большая часть Европы все еще оправлялась от разрушительных последствий Второй мировой войны, голландский экономист Ян Тинберген, лауреат Нобелевской премии, утверждал, что «интеграцию можно назвать созданием наиболее желательной структуры международной экономики, устранение искусственных препятствий для оптимальной работы и сознательное введение всех желаемых инструментов координации или объединения» . Он также подчеркнул необходимость надлежащего распределения политической компетенции между различными уровнями правительства.

Джейкоб Винер (1950) ввел концепции «создания торговли» и «отклонения торговли», показав, как страны, согласившиеся снизить торговые барьеры между собой, выиграют, если создаваемая новая торговля превысит объем торговли, отвлекаемой от стран, не входящих в соглашение. Точно так же аргументы в пользу объединения валют вытекают из основополагающей статьи Роберта Манделла об оптимальной валютной области. Как документально подтверждено во многих изданиях текста Поля де Грауве, денежная интеграция была одним из основных элементов европейской интеграции на протяжении десятилетий .

Теория интеграции, выдвинутая Белой Балассой (1962), постулировала пять форм экономической интеграции. Эти:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы