Курсовая с практикой на тему Экономическая безопасность и состояние экономики регионов Российской Федерации на примере регионов ДФО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обеспечения региональной экономической безопасности 6
1.1. Сущность экономической безопасности в контексте обеспечения региональной экономики 6
1.2 Индикаторы мониторинга экономической безопасности регионов 11
Глава 2. Анализ экономической безопасности в системе обеспечения региональной экономической безопасности на примере ДФО 17
2.1. Анализ экономической безопасности ДФО 17
2.2. Анализ индикаторов экономической безопасности ДФО 26
Глава 3.Обеспечение экономической безопасности ДФО 31
3.1. Проблемы экономической безопасности ДФО и приоритетные стратегии 31
3.2. Направления развития ДФО 35
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 44
Введение:
Актуальность темы. Социально-экономическое и общественно-политическое положение РФ на современном этапе предопределяет научное исследование проблем национальной безопасности, в том числе и экономической безопасности регионов РФ. Объективными факторами, которые также актуализируют необходимость исследования проблем институционального обеспечения экономической безопасности регионов РФ, являются рост ее роли и значение в системе национальной безопасности страны. Разработка концептуальных положений, методических и практических рекомендаций институционального обеспечения экономической безопасности регионов РФ выражает не только запрос экономической теории, но и потребности хозяйственной практики. Обеспечение экономической безопасности регионов является основой гарантирования экономической безопасности государства, фундаментом государственной независимости, условием прогрессивного развития, основой повышения уровня жизни населения.
Проблемы обеспечения экономической безопасности глобальны для нашей страны. Мировой финансовый кризис заставляет задуматься о формировании новой концепции экономической безопасности, что гарантирует независимость страны, ее стабильность, повышение качества жизни людей, развитие науки и технологий.ю
Экономическая безопасность государства является признанным объектом научного внимания, как в России, так и за рубежом. Проблемы экономической безопасности изучали такие зарубежные ученые, как К. Вудруфф, С.Джонсон, С. Гудвин, Р. Кейли, Д.Кауфман, J1. Олви, Д. Макмиллан, Э.де Сото, Т. Уоткинс, Ф. Шнайдер и других.
Отечественной экономической наукой теоретические аспекты проблем экономической безопасности наиболее активно начали разрабатываться с середины 1990-х годов. Вопросы обеспечения экономической безопасности государства содержатся в исследованиях Л.И. Абалкина, И.Я. Богданова, В.А. Богомолова, С.Ю. Глазьева, Е.М. Бухвальда, Н.П. Ващекина, Ю.В. Латова, A.B. Колосова, A.B. Молчанова, Е.А. Олейникова, В.В. Наумова, В.К. Сенчагова, В.Л. Тамбовцева, Л.П. Гончаренко, A.A. Прохожева, В.Л. Иноземцева и других. В работах этих ученых подробно исследованы угрозы экономической безопасности в период трансформации и раскрыты механизмы выявления, предотвращения и нейтрализации данных угроз.
Взаимообусловленность и взаимосвязь экономической безопасности с проблемами устойчивого развития исследованы также в трудах Д.Львова, Л.Воронцовой, А. Куклина, А.Колосова, А. Татаркина.
Сегодня является очевидным, что экономическая безопасность – одна из важнейших составляющих системы обеспечения национальной безопасности. Основные положения Российской Федерации, которые относят к национальной безопасности, изложены в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537] и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р .
Цель исследования – исследование экономической безопасности и состояния экономики регионов Российской Федерации на примере регионов ДФО. Задачи работы:
— рассмотреть сущность экономической безопасности в контексте обеспечения региональной экономики;
— изучить индикаторы мониторинга экономической безопасности регионов ;
— проанализировать экономическую безопасность в системе обеспечения региональной экономической безопасности на примере ДФО;
— разработать комплекс мер, необходимых для обеспечения экономической безопасности ДФО.
Изучение научной литературы свидетельствует, что идеи для исследования экономической безопасности содержатся в трудах экономистов, таких Д. Рикардо, А. Смит, М. Браунриг, С. Вайнтрауб, Х. Джонсон, О. Экстайн, Дж. Кейнс, А. Лаффер, А. Лернер, Р. Масгрейв, М. Фридман и другие. Среди русских ученых стоит заметить труды: М.Б. Богачевского, Б. Г. Болдирева, Г. Б. Поляка, Л. О. Дробозиной и других.
Объектоисследования — регионы Российской Федерации на примере ДФО.
Предмет исследования — показатели экономической безопасности и состояния экономики регионов ДФО.
Методы исследования. Во время решения поставленных заданий использовались общетеоретические и экономико-статистические методы. Как методический подход применен системный анализ.
Методологической базой работы являются теории экономического роста, рыночной экономики, макроэкономики, рыночной трансформации, публикации отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономической безопасности.
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Повышение экономической безопасности личности является и условием и результатом снижения угроз экономической безопасности региона. В условиях повышения экономической безопасности личности снижается уровень теневой экономики, повышается рождаемость и про-должительность жизни, уменьшается отток высококвалифицированных специалистов в другие регионы, повышается мотивация и производи-тельность труда, а также уровень инвестиций в экономику. Таким об¬разом, только на основе объективной оценки уровня экономической без¬опасности личности, можно дать оценку качества и разработать меры по повышению экономической безопасности отдельного региона.
2.Анализ результатов свидетельствует, что благополучным по уров-ню экономической безопасности личности не является ни один регион ДФО, т.к. по одному или нескольким блокам во всех регионах рассчи-танные индикаторы хотя бы по одной составляющей ниже 0,75 баллов. Высокий уровень корреляции между показателями экономической безопасности личности и показателями экономической безопасности ре-гиона доказывает необходи¬мость социальных императивов в региональном развитии как одного из главных факторов обеспечения региональной экономической безопасно¬сти.
3. Приоритетными направлениями для Дальневосточного региона в сфере обеспечения экономического безопасности России являются:
‒ структурная модернизация экономики;
‒ закрепление населения;
‒ обеспечение энергетической безопасности региона и увеличение его энергетического потенциала;
‒ рациональное использование минерально-сырьевой базы;
‒ интеграция в экономическую систему АТР;
‒ развитие международных транспортных коридоров, системы экс¬портной поставки нефти и газ
3.Предложены мероприятия для усовершенствования политики обеспечения экономической безопасности особенно актуальными появляются такие мероприятия:
1) активизация работы относительно формирования действенного институционно-правового поля для внедрения государственной региональной политики;
2) внедрения инновационных подходов к диверсификации финансирования регионального развития;
3) использование механизмов реализации проектов регионального развития;
4) привлечение потенциала проектов для стимулирования формирования среды экономического развития на местном, региональном уровнях;
6) анализ существующих в РФ государственных целевых программ, их актуальности, своевременного и полного выполнения; стимулирование регионального развития.
4.Сочетание мероприятий внутренней политики с мероприятиями внешней даст возможность усовершенствовать принципы государственной региональной политики и связанной с ней политики обеспечения экономической безопасности. В ДФО работают над комплексным планом экономического и демографического развития островного региона. Он предполагает, что численность населения к 2025 году увеличится на 2,6% к уровню 2016 года и составит 500 тыс. человек, сообщили ТАСС в Министерстве экономического развития Сахалинской области.
Якутия к 2050 году должна стать лидером Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортной и безопасной для полноценной реализации человеческого капитала.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы обеспечения региональной экономической безопасности
1.1. Сущность экономической безопасности в контексте обеспечения региональной экономики
Экономическая безопасность региона — это комплексная структура, которая характеризует уровень открытости экономики, способность региона к самофинансированию и повышению качества жизни населения и предоставляет возможность эффективной реализации экспортного, инновационного, интеллектуального и трудового потенциала, который является объективной предпосылкой противостояния внешним и внутренним угрозам регионального развития.
Формируя политику обеспечения экономической безопасности региона в пределах государства, необходимо осознавать его целостность и наличие основных составных элементов развития:
1) территория региона с материально-технической базой, естественными условиями, экономическим положением, социально-демографическим составом населения;
2) основное производство и производственная инфраструктура региона (комплекс отраслей, которые обслуживают основное региональное производство и обеспечивают его эффективную экономическую деятельность) [2, с. 96];
3) социальная инфраструктура как совокупность объектов, которые обеспечивают удовлетворение культурных, социально-бытовых и других потребностей населения региона.
Акцентируя внимание на формировании эффективной политики управления региональным развитием и безопасностью, выделим ключевые блоки связанных с этим проблем как угроз экономической безопасности региона.
Мировой опыт свидетельствует, что именно несовершенство или отсутствие правовой базы является причиной конфликтных ситуаций и обострения кризисов и социального напряжения (в Италии — Пьемонт, Сицилия, в России — Чечня, в Англии — Северная Ирландия).
Неэффективная бюджетно-финансовая политика. В экономически развитых странах мира (США, Германия, Япония) часть местных финансов представляет 50 — 60% от объема финансовых ресурсов этих государств.
Несоответственно уровень подготовки и квалификации управленческих кадров на региональном уровне.
Отсутствие или неразвитость экономической инфраструктуры (в первую очередь ведение хозяйства субъектов).
Перечисленные проблемы ослабляют экономическую безопасность регионов, а нежелание граждан взять ответственность за развитие собственного района, местожительства, региона, а зато ожидание «сильной руки» из центра привело к кризисным явлениям, которые переросли в военно-политический конфликт и социальную катастрофу.
Среди основных направлений обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов на первое место необходимо выдвигать совершенствование правовой базы — обеспечение принятия однозначных решений в случае возникновения конфликтных ситуаций между центром и регионами, опережая такие приоритеты, как сохранение ресурсного потенциала региона и развитие отделенной бюджетно-финансовой политики.
Задачей системы обеспечения экономической безопасности региона является в первую очередь защита экономических интересов субъектов экономической деятельности определенной территориально- административной единицы. Основной целью экономического интереса является:
1) удовлетворение экономических потребностей;
2) реализация экономических отношений;
3) взаимодействие и саморазвитие субъектов экономической деятельности;
4) сбережения экономического потенциала предприятия и получения прибыли.