Курсовая с практикой на тему Экологическое воспитание в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I Общая характеристика экологического семейного воспитания…………………………………………………………………
6
1.1. Понятие экологического воспитания………………………………. 6
1.2. Роль семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. ……………………………………………………………………..
11
1.3. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании ребенка…………………………………………………………
15
Выводы по первой главе …………………………………………………… 18
Глава II Формирование экологического воспитания у старших дошкольников ……………………………………………………………..
19
2.1. Проект по формированию экологического воспитания старших дошкольников……………………………………………………………….
19
2.2. Диагностика и анализ результатов сформированности экологической культуры в семье …………………………………………
22
Выводы по второй главе …………………………………………………… 26
Заключение………………………………………………………………….. 27
Библиография………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………… 28
30
Введение:
Введение
Актуальность темы. Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей.
Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности.
Такая необходимая сегодня наука, как экология, призвана помочь человечеству решить проблемы выживания и своего дальнейшего существования на планете. Экологическое воспитание человека — это, возможно, последний шанс остаться на этой планете живым…
Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения в нынешних реалиях так же высока, как значимость духовно-нравственного, а также патриотического воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое, правовое и экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека, приобретая новые грани.
Вопрос необходимости экологического воспитания в XXI веке очевиден. Кроме этого, важно исследовать истоки зарождения экологического воспитания, а также проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития.
Для этого необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в целом и подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать облик людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется.
Под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок, заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы природы, преобразует её в лучшую сторону.
Проблема экологического воспитания дошкольников рассматривалась в работах: Абдуллиной Л.Б., Петровой Т.И., Берзиной Р.Ф., Борисовой Е.А., Габбасовой С.А., Кадыровой Р.М., Мисяковой Л.В., Николаевой С.Н., Серебряковой Т.А., Скибицкой И.И., Сорокиной Н.Н. и др.
Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет: роль семьи и детского сада в экологическом воспитании.
Гипотеза: процесс экологической воспитания дошкольников в семье будет эффективен в случае взаимодействия с детским садом.
Целью работы является выявить и научно обосновать педагогические условия экологического воспитания детей в семье.
Задачами работы являются:
1. Изучить понятие экологического воспитания.
2. Определить роль семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть взаимодействие ДОО и семьи в экологическом воспитании ребенка.
4. Провести диагностику уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников.
Для решения задач используется комплекс методов:
1. Теоретические методы (синтез, анализ, индукция, обобщение).
2. Практические методы (игры)
Практическая значимость заключается в целенаправленном использовании возможностей семьи в экологическом воспитании дошкольников, обеспечении педагогических условий организации данного процесса.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографии.
Текст работы:
Под экологическим воспитанием следует понимать целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс, направленный на развитие экологической культуры.
Структурными компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией всей социальной деятельности.
Экологическое воспитание – воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Экологическое воспитание в семье имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения к природе.
Экологическое воспитание тесно связано с духовно-нравственным, оно опирается на него и развивается дальше, выходя за его рамки. Поэтому основы экологического воспитания должны быть заложены именно в семье.
Семья — это тот мощный педагогический ресурс, который с первых дней настраивает ребенка на правильную волну во взаимоотношениях с природой. И тут не должно быть упущено время. Кроме того, семья также нуждается в дополнительном экологическом образовании.
Правильное экологическое воспитание возможно только при условии формирования и развития у всех членов семьи экологического мышления; умения применять его в жизни, при развитой экологической культуре, опыте ее применения в жизненных ситуациях. Важно быть вовлеченными в экологическую социально значимую деятельность, иметь опыт эколого-правового поведения, расширять экологические представления, углублять теоретические знания в области экологии.
Семья — это основа любого воспитания, в том числе и правильного отношения детей к природе. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, к трудовым действиям касающихся мира природы, увлечение комнатными растениями, животными в доме, работа на приусадебном участке.
Работа по развитию экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста проводилась в 2 этапа.
Первый этап работы предполагал организацию игр-путешествий, направленных на развитие у старших дошкольников экологического воспитания.
Следующий этап предполагал диагностику уровня развития экологического воспитания.
Проведённое анкетирование показало, что высокий уровень сформированности экологической культуры имеют 4 человека, средний уровень – 4 человека, низкий уровень – 2 человека.
Следовательно, можно сделать вывод, о том, что реализованные игры дали положительный эффект, и гипотеза «Развитие экологического воспитания старших дошкольников в семье будет ли эффективным в процессе взаимодействия с детским садом», подтвердилась.
Заключение:
Введение
Актуальность темы. Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей.
Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности.
Такая необходимая сегодня наука, как экология, призвана помочь человечеству решить проблемы выживания и своего дальнейшего существования на планете. Экологическое воспитание человека — это, возможно, последний шанс остаться на этой планете живым…
Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения в нынешних реалиях так же высока, как значимость духовно-нравственного, а также патриотического воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое, правовое и экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека, приобретая новые грани.
Вопрос необходимости экологического воспитания в XXI веке очевиден. Кроме этого, важно исследовать истоки зарождения экологического воспитания, а также проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития.
Для этого необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в целом и подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать облик людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется.
Под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок, заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы природы, преобразует её в лучшую сторону.
Проблема экологического воспитания дошкольников рассматривалась в работах: Абдуллиной Л.Б., Петровой Т.И., Берзиной Р.Ф., Борисовой Е.А., Габбасовой С.А., Кадыровой Р.М., Мисяковой Л.В., Николаевой С.Н., Серебряковой Т.А., Скибицкой И.И., Сорокиной Н.Н. и др.
Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет: роль семьи и детского сада в экологическом воспитании.
Гипотеза: процесс экологической воспитания дошкольников в семье будет эффективен в случае взаимодействия с детским садом.
Целью работы является выявить и научно обосновать педагогические условия экологического воспитания детей в семье.
Задачами работы являются:
1. Изучить понятие экологического воспитания.
2. Определить роль семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть взаимодействие ДОО и семьи в экологическом воспитании ребенка.
4. Провести диагностику уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников.
Для решения задач используется комплекс методов:
1. Теоретические методы (синтез, анализ, индукция, обобщение).
2. Практические методы (игры)
Практическая значимость заключается в целенаправленном использовании возможностей семьи в экологическом воспитании дошкольников, обеспечении педагогических условий организации данного процесса.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографии.
Список литературы:
Глава I Общая характеристика экологического семейного воспитания
1.1. Понятие экологического воспитания
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического воспитания населения. Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, в соответствии с законом РФ «Об образовании», определено как одно из направлений государственной политики в образовании.
Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.
Прежде, чем рассматривать понятие экологического воспитания, необходимо раскрыть понятие воспитание. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В литературе не разработан единый подход к определению экологического воспитания. Первая группа исследователей раскрывает это как процесс формирования экологической культуры.
Так, М. Коджиаспирова под экологическим воспитанием понимает сознательное развитие высокой экологической культуры среди молодого поколения, которая включает в себя знание природы и гуманное, ответственное отношение к ней как высшей общенациональной и общечеловеческой ценности и готовности к охране окружающей среды [10, п. 137].
Г.Н. Казарчик трактует этот термин как системную педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической культуры [4, с.114].
Т.Б. Казарцева и Е.В. Дудова определили экологическое воспитание как непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование их экологической культуры [7, с.56].
T.A. Серебрякова трактует концепцию экологического воспитания как систему воздействия на членов общества для формирования экологической культуры, человечности и научно обоснованного отношения к природе на основе национальных и общечеловеческих ценностей [4, с.114].
Более того, уже в определениях мы видим компонентный состав экологического воспитания, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что в описанном подходе экологическое воспитание черпает свое содержание из экологической культуры как нравственной и духовной сферы человеческой жизни, характеризующей уникальность его взаимодействия с природой.
Вторая группа исследователей определяет экологическое воспитание как процесс формирования системы экологических знаний, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств.
В.А. Ясвин считает, что это понятие должно быть определено как особый, целенаправленный, организованный, системный, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий формирование и развитие ответственного человека отношение к природе как к общечеловеческой ценности [6, с.160].
Е.А. Борисова пишет, что экологическое воспитание — это развитие у детей представлений об окружающем мире, состоящих из живой и неживой природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости компонентов мира, формирования гуманного отношения к природе [2, с.111].
С. Н. Николаева под экологическим воспитанием понимает приобщение детей к природе, в основе которой лежит экологический подход, в котором педагогический процесс основан на основных идеях и понятиях экологии [4, с.114].
Таким образом, представленный подход концентрируется на компоненте знаний экологического воспитания, который служит основой для формирования взглядов, убеждений, нравственных качеств, ответственного и гуманного отношения к природе. В этом случае авторы не углубляются в деятельностную или поведенческую составляющую экологического образования.
Третья группа исследователей в области экологического воспитания понимает процесс формирования заботливого отношения к природе.
НА. Рыжова под экологическим воспитанием понимает формирование у людей необходимости заботиться о природе и рациональном использовании ее богатства в своих интересах и интересах будущих поколений [4, с.115].
И.И. Скибицкая и Н.Н. Сорокин считают, что экологическое воспитание — это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте [13, с.167].
Л.В. Мисякова понимает экологическое воспитание как целенаправленный процесс осознанного формирования ребенком правильного поведения в природе, ее явлениях и объектах [9, с.67].
По словам Р.М. Кадыровой, экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания действовать в соответствии с законами экологии [11, с.160].
Таким образом, представленный подход ориентирован на деятельностную составляющую экологического воспитания, в основе которой лежат взгляды, убеждения, нравственные качества, ответственное и гуманное отношение к природе. При этом авторы не говорят о тех знаниях, которые эти убеждения и ценности сформировали.
Автор Т.Ю. Бурлакова пишет, что экологическое воспитание — это целенаправленная система работы с детьми, ведущую роль в реализации которой играют технологии природоохранной и образовательной деятельности, выполняемые учителями последовательно и систематически [3, с.133]. Эта концепция не раскрывает предметную сторону экологического образования, а скорее описывает его организационную составляющую.
Для того чтобы раскрыть понятие, остановимся на структурных составляющих экологического воспитания. Структурными компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией всей социальной деятельности.
Под экологическим сознанием в науке принято понимать совокупность взглядов, теорий и законов, которые в динамике отражают развитие отношений между природой и человеком. Экологическое сознание предполагает мировоззрение, основанное на усвоении закона: живые существа неразрывно связаны с окружающей средой. Закон в равной степени распространяется на растения, животных и людей. Никто не может избежать этого закона, поэтому его необходимо знать, понимать и руководствоваться в жизни и в отношениях с природой [11, с.15].
Различаются различные классификации экологического сознания.
Исходя из качества носителя экологического сознания, различают повседневный носитель, который регулирует поведение, отношение, оценку человека в повседневной жизни (не выбрасывать мусор в неположенных местах и т. д.), и профессиональный носитель — экологическое сознание людей, которые благодаря своей деятельности могут оказывать влияние на экологическое состояние окружающей среды. По количеству субъектов с экологическим сознанием различают индивидуальное и массовое сознание. Индивидуальное сознание присуще отдельному индивиду. Массовое экологическое сознание основано на традициях, содержит советы, инструкции, которые передаются из поколения в поколение.
Таким образом, экологическое сознание — это форма человеческого сознания (социального или индивидуального), включающая в себя сочетание мотивации, взглядов, теорий и идей, которые отражают экологическую сторону жизни и отношения между человеком и окружающей средой, которые формируются в двух основных способах: стихийно и целенаправленно.
Экологическое отношение характеризуется психологическим отношением к природной и социальной среде. Отношения отражают психологическое настроение человека, особенно восприятие экологических проблем. Экологические отношения пронизаны чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражают гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Разумное и ответственное отношение к природе необходимо, прежде всего, для самого человека, чтобы он мог стать и быть человеком, защищая и развивая полноту и достоинство человека.
Таким образом, экологические отношения представляют собой формирование субъективных отношений между человеком и природой, которые складываются и развиваются в процессе их взаимодействия. Экологические отношения представлены системой моральных принципов, установок, моральных позиций экологического содержания, которые регулируют повседневную жизнь и деятельность людей, непримиримостью ко всем проявлениям неосторожного и противоправного поведения в природе. Они определяют способность человека ориентировать свое поведение на определенные социальные нормы и модели поведения в природе, учитывают уровень формирования образовательных, исследовательских, оценочных и экологических навыков, а также опыт применения знаний в жизненных ситуациях.
Экологическая деятельность включает в себя все формы и виды деятельности людей, которые связаны с рациональным решением экологических проблем, экологизацией производства и всей социальной деятельности. Функции деятельностного компонента воспитания состоят в интеграции сознания и мировоззрения на практике, то есть в процессе взаимодействия с природной средой; формировании активной природосозидательной и природоохранительной позиции; практической экологической деятельности человека.
Таким образом, мы будем понимать под экологическим воспитанием целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс, направленный на развитие экологической культуры.