Курсовая с практикой на тему Экологическое воспитание учащихся средствами интеллектуальной игры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы экологического воспитания школьников 5
1.1 Экологическое воспитание как психолого-педагогическая проблема личности 5
1.2 Специфика экологического воспитания школьников в условиях начальной школы 8
Выводы по главе 1 13
Глава 2. Эмпирическое исследование опыта по эффективному экологическому воспитанию младших школьников 14
2.1. Организация и методика проведения эмпирического исследования опыта по эффективному экологическому воспитанию младших школьников 14
2.2. Интеллектуальные игры как средство экологического воспитания младших школьников 19
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Степень разработанности проблемы. Основой исследования являются труды С.А. Веретенниковой, С.Д. Дерябо, В.Н. Черняковой и др. Авторы в своих трудах раскрывают цели, задачи, принципы и условия экологического воспитания детей. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста представлены в работах П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. А формирование экологического воспитания является одной из важных задач общеобразовательных учреждений, что определяет проблему данного исследования.
Эффективность работы по формированию у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры, учитывая их возрастные особенности и возможности, во многом обусловливается теми методами, приемами, формами организации экологически-ориентированной деятельности с детьми, а также особенностями организации образовательного процесса с ними.
Объектом курсовой работы выступает экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. Предметом является развитие экологической образованности школьников в процессе интеллектуальной игры.
Гипотеза исследования: предполагается, что интеллектуальные игры будут оказывать эффективное влияние на экологическое воспитание обучающихся при учете возрастных особенностей и возможностей младших школьников.
Целью курсовой работы является изучение особенностей экологического воспитания у детей младшего школьного возраста посредством использования интеллектуальной игры.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности экологического воспитания как психолого-педагогической проблемы.
2. Изучить специфику экологического воспитания младших школьников.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование опыта деятельности педагогов начальной школы по эффективному экологическому воспитанию младших школьников посредством интеллектуальной игры.
4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования процесса экологического воспитания младших школьников с помощью интеллектуальной игры.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) Эмпирические: наблюдение, беседа, опыт;
3) Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены и систематизированы теоретические знания по проблеме исследования, уточнено понятие экологизации, экологического воспитания и экологической культуры личности, выявлены особенности экологического воспитания в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, а также составленные рекомендации по улучшению эффективности экологического воспитания младших школьников могут быть использованы педагогами начальных классов при решении указанной проблемы.
Структура и объем работы. Структурно работа определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, включающего 26 наименований.
Заключение:
Целью исследования было выявление возможности педагогической деятельности в формировании экологического воспитания у детей младшего школьного возраста. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Но правильное экологическое воспитание и образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Раннее общение детей с природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. При ознакомлении ребенка с природой необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического воспитания. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность — это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы педагога о природе в процессе занятий по природоведению и во время внеурочной деятельности.
На основе полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены основные задачи системы развивающей работы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников. В целях реализации поставленных задач была спроектирована система работы, направленная на развитие у младших школьников экологических представлений в специально организованной деятельности на уроках природоведения и во время внеурочных занятий.
В заключение, можно сделать вывод об эффективности разработанной системы, ориентированной на повышение уровня экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста посредством формирования у них представлений об окружающей среде, среди которых метод интеллектуальной игры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы экологического воспитания школьников
1.1 Экологическое воспитание как психолого-педагогическая проблема личности
Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического воспитания населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического воспитания.
Экологическое воспитание является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями, среди которых экология животных, экология растения и гуманная экология. Оно должно протекать непрерывно на всех этапах образования и развития личности.
Экологическое воспитание — это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.