Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Экологическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира 8
1.1 Экологическое воспитание и экологическая культура младших школьников 8
1.2 Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности 20
Глава 2. Экспериментальное исследование экологического воспитания на уроках окружающего мира в начальной школе 33
2.1 Способы диагностики уровня сформированности экологической культуры и экологических понятий у младших школьников 33
2.2 Результаты применения диагностики уровня сформированности экологической культуры и экологических понятий у младших школьников 36
2.3 Разработка материалов по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающими мир 41
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 55

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Проблема о взаимообусловленности человека и природы не является новой, она обсуждалась во все времена. Но сегодня экологическая проблематика о взаимодействии человека с природой, и воздействия социума на окружающую действительность приобрела остроту и большие масштабы. Ускоренные темпы научно-технического прогресса охарактеризованы нарастающим антропогенным влиянием на природу. При этом многомерно возрос практический потенциал и положительного, и отрицательного влияния современного человека на природную среду. Проявив потребительское отношение к природе, человек нанес ей неисправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосферу и гидросферу загрязнили отходами производства. Загрязняется и околоземное космическое пространство частицами различных разрушающихся космических аппаратов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание учащимися школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Применив систему целенаправленного влияния на личность по формированию чувств гражданского долга и моральной ответственности за состояние природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам − будет являться важнейшей мерой в преодолении экологической проблемы.
Экологическая культура становится сегодня более значимой, является одной из важных проблем человека и социума. Экологическую культуру можно отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты экологической культуры человека выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически оправданном поведении и в чувстве любви к природе.
Формирование экологической культуры определено экологическим образованием и экологическим воспитанием. Начинать обучение следует с раннего возраста, так как именно в это время приобретаемые знания преобразовываются в устойчивые убеждения. Учащиеся, которые получили определенные экологические знания и представления, уже будут бережливы в своих отношениях к природе. В будущем, возможно, это повлияет на оздоровление экологического состояния в целом.
Проблема экологического воспитания младших школьников занимает важнейшее место в педагогике и требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в теоретическом плане, и в плане организации практической деятельности учащихся. Проблематика экологической культуры была рассмотрена Н.Н. Вересовым, С.Н. Глазачевым, Л.И. Греховой, Л.П. Буевой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной, Л.С. Выготским, Э.В. Ильенковым, Г. Селевковым, М.И. Шиловой, Я.И. Габаевым, И.Д. Зверевым, Б.Г. Иоганзеном, Е.Е. Письменной, которыми был разработан принцип экологического образования современной школы. Сущность экологической культуры, ее ведущие признаки и пути формирования были раскрыты учеными педагогами: А.Н. Захлебным, А.П. Сидельковсковым Н.Н. Моисеевой и другими.
Умение школьников правильно относиться к природе является необходимым минимумом знаний по экологии, который предусмотрен в программе по ознакомлению с окружающей действительностью в начальных классах.
В ФГОС начального и основного общего образования неоднократно акцентируется внимание на острой необходимости экологического воспитания для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически-целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся и, «формирование у них готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны как в общем аспекте так и региона в частности».
Хорошего результата в воспитании всесторонне развитого ученика можно достичь при правильном соотношении урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны между собой иметь обязательную связь, дополняться и совершенствоваться.
Строгие рамки уроков и содержательность программ не всегда дают возможность ответить на естественнонаучные вопросы, которые интересуют учеников. Внеклассная работа, направлена на всестороннее развитие младшего школьника, на содействие лучшему освоению изучаемого материала на уроках, а также на развитие интереса к предметам, на самостоятельные умения и желания получать знания.
Степени изученности проблемы экологическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе. Проблему экологического образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи, условия экологического воспитания.
Содержание, средства, формы и методы экологического воспитания младших школьников отразили в своих учениях А.Н. Захлебный, Н.В. Добрецова, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и другие.
Специфику формирования у учащихся младших классов экологической культуры раскрывали в работах Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, З.А. Клепинин и другие.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе теоретического исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы, который позволил определить, что такое «экологическое воспитание», его составляющие, а также, какие аспекты, связанные с экологическим воспитанием, нашли свое отражение во ФГОС НОО. Таким образом, экологическое воспитание – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В результате исследования также было установлено, что экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.
Сегодня необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Вопросы экологического воспитания младших школьников, возможно, решать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью Д.В. Григорьев понимает «объединение всех видов деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации».
Экологическому воспитанию можно способствовать при помощи различных форм обучения во внеурочной деятельности. К таким формам работы относятся экологические игры, детские экологические движения, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные экологические проекты, экспедиции, факультативы, исследовательские работы обучающихся, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов др. Считаем, что экскурсия – одна из таких эффективных форм. Именно она способствует дополнению, расширению и углублению экологических знаний, получаемых в рамках интегрированного курса «Окружающий мир».
На основе проведенного исследования нами разработаны следующие рекомендации педагогам для развития экологической культуры у младших школьников. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от естественного окружения школьного заведения, места и объекта наблюдения. А также от возраста детей и их опыта. Условия воспитания позитивного обращения детей к естественной окружающей среде можно определить за такими составными, которые должны быть учтенные при разработке методики ознакомления детей с природой при изучении предмета «Окружающий мир»:
профессиональное мастерство учителя, его организаторские способности, собственный пример и отношение к природе.
организация поисково-исследовательской деятельности детей непосредственно в природе.
совместная и взаимодополняющая работа учителей и родителей.
искренние и дружные отношения в детском коллективе.
наличие базовых знаний в сфере природоведения и природоохранной деятельности, постоянное их пополнение, обобщение и систематизация.
удачный выбор и уместное применение произведений устного народного творчества, лирики, произведений изобразительного искусства, музыки.
учет индивидуальных особенностей детей, признание их собственного достоинства, преимущественно позитивная оценка и использование юмора для создания эмоционального комфорта ребенка.
Развитие экологической культуры младших школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Несмотря на оживление работы по развитию экологической культуры младших школьников в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира

1.1 Экологическое воспитание и экологическая культура младших школьников
Вследствие глобальной экологической проблемы такая наука как экология приобрела важнейшее значение. Изначально экология, как особая область знания, исследовала отношения растительных и животных организмов с окружающей средой. В дальнейшем объектом исследования экологии стала вся биосфера Земли.
Экология – это сравнительно молодая наука. Но, несмотря на это, данное понятие достаточно часто встречается в нашей жизни. Его употребляют по отношению к различным ее сторонам. Когда речь идет о товарах или продукции, применяют термин «экологически чистый». Чтобы разобраться в большом количестве информации и понять, что такое экология, рассмотрим этот вопрос более подробно. Экология включает в себя совокупность научных знаний о взаимодействии живой и неживой природы и его последствиях. Она рассматривает связи, которые являются основой для поддержания жизни в среде, которая нас окружает. Но одновременно, эту науку изучают другие дисциплины. Все они составляют совокупность, которая называется биологией [42].
Таким образом, можно подытожить, что экология – это наука, которая изучает все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Ч. Дарвином как условия борьбы за существование.
Нельзя отрицать, что на современном этапе очень важна такая составляющая воспитания детей, как общение детей с природой. Экологическое воспитание – развитие у подрастающего поколения экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности [22].
Согласно А.С. Волковой, «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [14].
Н.Н. Баляева связывает определение экологического воспитания с проблемой безопасности: «экологическое воспитание – это основа национальной безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания» [8].
Д.И. Афанасьева считает, что экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного отношения к окружающей среде, осознания необходимости сохранять природу и желания рационально использовать природные ресурсы [5].
И.Д. Зверев отмечает, что «экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения дошкольников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой» [25].
Б.Т. Лихачев полагает, что «экологическое воспитание – это педагогически целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы» [16].
Содержание экологического воспитания предполагает раскрытие следующих положений [20]:
а) мир природы – среда обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе;
б) осмысления экологических явлений, умение делать выводы относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней;
в) эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за сохранение, побуждает к природоохранной деятельности;
г) понимание последствий тех или иных действий человека в природе.
Задачи экологического воспитания [18]:
 накопление экологических знаний;
 воспитание любви к природе, желание приумножать и беречь ее;
 формирование умений и навыков деятельности в природе.
Решение этих задач возможно непосредственно на уроках природоведения и во внеурочное время. Поэтому учитель должен четко определять место, назначение и перспективу каждого урока, его связь с другими уроками курса «Окружающий мир».
Экологическое образование и воспитание младших школьников осуществляется, как известно, на межпредметной основе. Ведущая роль здесь принадлежит таким учебным предметам, как «Ознакомление с окружающим» и «Чтение». Содержание действующих программ дает возможность сформировать у детей элементарные естественнонаучные и экологические представления и понятия, выработать отдельные природоохранные умения и навыки, раскрыть взаимосвязи между неживой и живой природой, природой и человеком [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы