Экологическое воспитание Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Экологические сказки в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения экологических сказок в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Система экологического образования 6
1.2 Особенности организации экологического образования 12
1.3. Роль сказки в экологическом образовании 17
Глава 2. Экспериментальная часть 22
2.1 Содержание и методика констатирующего этапа по формированию естественно-экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста средствами сказки 22
2.2 Результаты формирующего эксперимента 25
2.3 Анализ контрольного эксперимента и результаты исследования 33
Выводы 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложения 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Совершенствование дошкольного образования путем внедрения компетентностного подхода требует нового содержания обучения и воспитания и новых подходов к формированию естественно-экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста. Этой проблеме уделяли внимание многие ученые, в частности, Г.Беленькая, С. Бондарь, Н. Глухова, Т. Науменко, О. Половина, С.Плохий, С.Шмалей и другие. В своих публикациях они определяют естественно-экологическую компетенцию дошкольника как составляющая жизненной компетентности, что составляет конкретные знания о природе, положительное эмоционально-ценностное отношение к ее компонентам. Основное содержание экологического образования дошкольников заключается в формировании мотивационных основ экологического сознания ребенка. А экологические знания должны стать ты-ми средствами, которые будут использоваться ребенком в повседневной жизни и мотивировать ее поведение.
В поиске методов воспитания современных детей педагогика постоянно обращается к народной мудрости, которая гласит, что наилучшей формой вы-прятанья была и остается совместная деятельность взрослого и ребенка. Среди образовательных методов, используемых в учреждениях дошкольного образования, приоритетными должны быть труд, игра и сказка.
Сказка способна воспитывать и обучать, объединять детей и взрослых, вызывать сильные эмоции и побуждать к действию. Есть как народные, так и авторские сказки. Ученые доказали, что авторская сказка имеет особое место в образовательном процессе дошкольников. Ее характерной особенностью является трансформация научно-достоверной информации через сказочные персонажи. Она глубоко влияет на личность ребенка, поскольку учитывает психологию дошкольника, его эмоциональность, наглядно-образное мышление, способность и стремление к наследованию.
Ознакомление ребенка с природой – одно из главных средств ее развития, который реализуется через все образовательные линии. В его процессе формируются познавательные способности, воспитывается ответственное отношение к природе. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной всесторонне развитой личности, владеет знаниями и навыками природо-целесообразного поведения в природе.
Как отмечается в литературе, общий уровень интереса к книге в обществе стремительно снижается из-за неуемная тяга современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития. Ученые мира доказали, что во время чтения (для малышей – слушание текста) начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности. Это связано с так называемым эффектом “погружения” в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры. Поэтому такая неприкасаемость нынешнего поколения к книге негативно сказывается на современном, а возможно и на будущем состоянии культуры общества.
О использование сказки как средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста писали педагоги-классики К.Ушинский, В.Сухомлинский, а позднее А.Аматьева, В.Андросова, Н.Виноградова, Л.Гурович, А.Запорожец, А.Петрова, Д.Соколова, Л.Стрелкова, Л.Фесюкова и другие исследователи.Комплекс вопросов, связанных с определением содержания работы, задач, форм, методов, приемов ознакомления дошкольников с литературой освещены в трудах А. Богуш, Н. Гавриш, Г. А. Карнауховой, М. Машовец, Т. Науменко и других ученых. Особенности восприятия детьми содержания художественных произведений раскрыты в исследованиях психологов О. Запорожец, Д. Эльконина, О. Никифоровой и других.
Г. Беленькая отмечает, что в истории развития общественного дошкольного воспитания отношение к сказке в разные времена было разным. На идеях добра и мудрости народных сказок воспитывались поколения. В 30-х годах прошлого века сказку запрещали как вредную и лишнюю в учебно-воспитательном процессе. Чуть позже-возобновляли в правах, спорили, какие сказки являются лучшими для развития личности ребенка-народные или авторские, исповедовали их как засею педагогического влияния на ребенка.
Всегда интересными для дошкольников являются сказки природоведческого содержания. Интересной есть сама форма познания – через воображение и фантазию и привычный, но мир природы предстает перед детьми в другом неожиданном аспекте: чувственном, таинственном, эмоционально – окрашенном [5].
Цель исследования: выяснить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования экологической компетенции старших дошкольников средствами авторской природоведческой сказки.
Задачи исследования:
— изучить философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
— выяснить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования сказки в формировании естественно-экологической компетенции старших дошкольников;
— составить и реализовать программу экспериментальной проверки продвинутых педагогических условий;
— сделать количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Объект исследования: образовательный процесс в учреждении дошкольного образования.
Предмет исследования: Экологические сказки в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование естественно-экологической компетенции старших дошкольников будет более эффективным при педагогических условиях использования творческих упражнений, речевых логических задач в работе с авторскими сказками природоведческого содержания.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.
Экспериментальная база:
Практическое значение работы: материалы исследования могут быть использованы студентами во время производственной практики и воспитателями дошкольных учреждений в повседневной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение литературы по теме исследования позволило прийти к следующим выводам:
1. Компетентностный подход в образовании пришел на смену знаниевой парадигмы и связанный с личностно ориентированным и деятельностным подходами к обучению. Он акцентирует внимание на результатах образования, которая рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных ситуациях и проявляется в субъективных достижениях каждого, которые можно измерять.
Компетентностный подход определяет результативно-целевую направленность образования. Ученые определяют «компетенцию» как цель образовательной деятельности, а «компетентность» как меру, полноту ее достижения конкретным объектом образовательной деятельности. Современный государственный стандарт дошкольного образования направляет образовательный процесс на формирование у дошкольников компетенций.
2. Ухудшение состояния окружающей среды поставило на грань выживания населения планеты и вопрос формирования экологической культуры стало жизненной потребностью современного и будущего общества. Называемому-желая на то, что самым сензитивным периодом в развитии человека есть детство, основы экологической культуры и экологического сознания должны быть заложены именно в это время. В области естественного образования наблюдаются новые подходы (экологический, эстетико-экологический, средний, деятельностный, интегрированный) и разрабатываются новые технологии («театр физического развития и оздоровления»; достижение равновесия между личностью и социо-природным средой средством ботмеривской гимнастики; использование пейзажной живописи в формировании эстетического отношения к природе; использование интегрированных задач с приоритетом логико-математического содержания; STREAM-образование и технология использования сказки в формировании основ экологической культуры дошкольников).
3. Ребенок рождается со стремлением к познанию окружающего мира, но она не способна удерживать произвольное внимание, не имеет жизненного опыта, не может усваивать сложную информацию и требует специфических средств, которые соответствовали бы возрастным возможностям. Ученые доказывают, что таким способом есть сказка и выделяют авторскую экологическую сказку, которая несет достоверную научную информацию, но через фантастические сказочные образы и сюжеты. Они изучают отдельные аспекты использования природоведческих сказок в экологическом воспитании дошкольников и определяют особенности работы со сказками, объединяют сказки в три условные группы (в которых дети получают знания об определенном объекте или явлении природы; в которых дети получают знания сразу о нескольких объектах и явлениях в природе, о связях и зависимости, существующих в природе; сказки, позволяющие систематизировать полученные ранее знания и аккумулировать их в яркие образы леса, степи, капельки), определяют особенности работы со сказкой, правила работы со сказкой, использование ТРРЗ, игр, творческих упражнений, сторителлинга.
4. Ученые, исследующие вопросы использования сказки, выделяют ряд педагогических условий, эффективных в формировании естественно-экологической компетенции дошкольников. В частности, такие: использование сказки в процессе общения с детьми в разных видах деятельности; использование наглядности в процессе работы со сказкой; применение сказок в системе; единство позиций педагогов и родителей по использованию сказок в процессе экологического воспитания детей.
В исследовании были определены следующие педагогические условия: в работе с естественнонаучными сказками использовать творческие, языково-логические задания и сторителинг.
5. Программа экспериментальной работы реализовывалась в течение двух месяцев. В экспериментальной группе вы значились трое детей с полностью сформированной компетенцией (18,5%), с достаточно сформированной выросла на 37,5% ; средне сформированной компетенцией уменьшилось на 6,2% ; не осталось равнодушных детей по исследуемой компетенции
Таким образом, авторская природоведческая сказка несет научную информацию, но способ ее представления должен быть эмоционально насыщенным и интересным, что обеспечит усвоение дошкольниками экологических знаний, представлений о взаимосвязи в природе и месте человека в ней. Способствовать формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к природной среде, формированию экологично целесообразного поведения детей дошкольного возраста. Сказка должна использоваться системно, в различных видах деятельности, с учетом психологических возможностей дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения экологических сказок в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.1 Система экологического образования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы