Курсовая с практикой на тему Экологические платежи предприятия: сущность, тенденции, внедрения, эффективность.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ 5
1.1. Сущность и становление экологических платежей в РФ 5
1.2. Экологический налог в системе обеспечения экологической безопасности 12
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
2.1. Экологические налоги и сборы: мировая практика 18
2.2. Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации 21
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ ПАО «РОСНЕФТЬ» И ОАО «ТОМСКНЕФТЬ» ВНК 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Введение:
Важно помнить, что развитие общества, т.е. человеческая деятельность, оказывает значительное влияние на окружающую среду и истощение природных ресурсов. Иррациональное использование последних может разрушить существующую экологическую систему и отрицательно повлиять на наше будущее поколение. Чтобы избежать этого, необходимо разработать новые методы управления окружающей средой. Следует отметить, что одним из основных вариантов уменьшения ущерба окружающей среде являются экологические платежи, что заставляет промышленные предприятия обращать внимание на состояние этой среды. С другой стороны, это дает положительный результат для экономического положения страны. Но существующая система экологических платежей не позволяет в достаточной мере акцентировать внимание промышленных предприятий на проблемы окружающей среды. Правительству необходимо разработать новую стратегию. И эта стратегия должна быть направлена на увеличение интереса предприятий в сохранении экологии и осуществление деятельности в соответствии с установленными правилами и стандартами.
Создание нового экономического механизма в управлении окружающей средой является основным условием для устойчивого развития. В целом, экономический механизм представляет собой систему экономических мер для обеспечения разумного использования ресурсов и охраны окружающей среды. Он не должен отрицательно влиять на использование природных ресурсов и должен обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие. Можно выделить основные элементы экономического механизма по стимулированию рационального природопользования:
меры экономического стимулирования (государственные субсидии, налоговые кредиты и займы с низким процентом, ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования и оборудования для борьбы с загрязнениями, системы страхования и создания компенсационных фондов);
финансирование природоохранных организаций;
экологическое страхование.
Эффективность данного механизма снижается из-за отсутствия точной системы стимулирования. Система штрафов за загрязнение окружающей среды не стимулирует применение достаточных мер для охраны природы. Таким образом, ответственность предприятий за результат их деятельности не оказывает большого влияния на управление окружающей средой.
Существует несколько инструментов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Например:
эффективное использование природных ресурсов;
разработка и внедрение мер по охране окружающей среды;
установление платежей за негативное влияние на окружающую среду;
установление ограничений на утилизацию отходов, а также выбросов загрязняющих веществ;
оценка воздействия экономической и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и других льгот при внедрении модернизированных очистных сооружений;
возмещение вреда окружающей среде.
В настоящее время развитие природоохранного законодательства отстает от экономических отношений. Это основная причина недостаточной охраны окружающей среды. Но делать отрицательные выводы пока рано. Во-первых, в течение многих лет правительство разрабатывает законопроекты, которые будут соответствовать экономическим мерам по обеспечению гармоничной эксплуатации природных ресурсов и охраны окружающей среды. Эти меры предусмотрены правовыми актами. Во-вторых, отношение людей к необходимости охраны окружающей среды в последнее время также меняется.
Теоретическое и практическое значение экологических налогов в охране окружающей среды при наличии множества нерешённых проблем определили выбор темы курсовой работы. Изучение данной проблемы очень актуально, т. к. природно-ресурный потенциал — одно из основных богатств каждой страны и небрежное отношение к его использованию может привести к большой утрате и невосполнимым потерям.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы: раскрыть сущность экологических налогов.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
· Изучить понятие «экологический налог»;
· Произвести анализ экологических налогов на территории РФ;
· Выявить роль налогов в охране окружающей среды.
· Выявить проблемы использования экологического налогообложения в России.
Объектом исследования является механизм налогообложения природных ресурсов.
Предметом исследования являются инструменты экологических налогов и направления совершенствования данных налогов на современном этапе.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Текст работы:
Новейшие технологии охватывают все сферы общественных отношений, становятся мерилом экономического и инструментарием для позиционирования социального успеха наравне с финансами. Технологии становятся главной составляющей капитала. Регулирование общественных отношений происходит на базе этого капитала. Очевидно, что алгоритм создания новых экологических технологий как мерила социального успеха и сохранения качества жизни должен содержать разные подходы к решению конкретных задач регионов и территорий. Представляющие угрозы окружающей среде направления работ и проекты, не отвечающие сбалансированному мировоззренческому подходу стран и нравственной ответственности каждого отдельного человека перед социумом и природой должны нести материальную ответственность перед обществом.
Принятие и развитие в России государственных программ повышения качества жизни развертывается по двум основным направлениям. Первое связано с ориентацией общества на устойчивое развитие и повышение экологической культуры, второе— с возрастанием роли экономических платежей в области экологии. Сложность и противоречивость этого процесса заключается не только в организационных, административных преградах, но и трудностях, связанных с поверхностным пониманием значения экологизации экономики, последствий нерационального отношения к природным ресурсам и необходимости обеспечения необходимого качества жизни населения. Непосредственные экономические интересы крупного бизнеса продолжают лидировать над приоритетными и жизненно важными экологическими потребностями; государство требует, но не контролирует; люди призывают, но не выполняют. Бизнес, государство, общество— это не абстрактные понятия, а конкретные люди, которые дышат воздухом, пьют воду, пользуются продуктами питания, выращенными на земле, а значит, в равной мере отвечают за то, каким образом будет складываться их жизнь.
Ориентация общества на экологически устойчивое развитие диктует актуальность этического регулирования отношения человека к природе. Экономическое же регулирование усиливает скорость процесса формирования экологической культуры всех социальных слоев общества. Экономические механизмы в виде экологических налогов и платежей являются, по мнению авторов, более совершенным инструментом воздействия на сохранение биосферы планеты.
Современная экологическая обстановка настоятельно требует смены различных отрицательных стереотипов мышления и поведения в сфере потребительского отношения к природе, выработки новых подходов и шкалы ценностей. В обществе потребления более эффективным будет экономический фактор наказания за экологические нарушения. Специальные меры для экологической компенсации необходимы при действующей неэффективности государственной политики в различных секторах. Если взять в качестве примера аграрный сектор, то, например, намерения помочь фермерам и другим сельскохозяйственным производителям могут обернуться экологическими потерями. Субсидирование покупки пестицидов для повышения урожая, низкая плата за воду при орошении— напрямую ведут к заражению почвы, грунтовых и поверхностных вод. Многие цифры и факты свидетельствуют о сохранении отрицательных тенденций в экологической области, поэтому усилия общества и государства брошены на разработку и совершенствование экологической политики. Одним из направлений реализации экологической политики является налоговая политика, которая может стать эффективным инструментом регулирования использования природных ресурсов и выбросов экологически вредных веществ.
Система платежей, объединяющая платежи непосредственно за природные ресурсы, сбросы загрязняющих стоков, выбросы в атмосферу загрязнителей размещение твердых бытовых отходов и опасных веществ, включает в себя также штрафы, и компенсационные выплаты по возмещению ущерба. Система экологических платежей становится не только серьезным источником финансирования охраны и воспроизводства некоторых видов природных ресурсов, но и также действенным инструментом государственного и общественного стимулирования природоохранной деятельности предприятий. А это, в свою очередь, позволяет согласовать интересы этих предприятий сферы природопользования, потребителей естественных ресурсов и народного хозяйства в целом.
Экологические налоги и платежи помогают предприятиям внести и учесть природный фактор в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, использующих природные ресурсы. Окружающая среда, являясь общественным благом, попадает в бесплатное пользование и не застрахована от загрязнения и чрезмерного использования природных ресурсов.
Поэтому значение экологических налогов состоит в том, чтобы налогоплательщик оплачивал расходы и потери те, что несет сам, и те, которые ложатся на других лиц. Экологические платежи позволяют предприятиям определить специфику процесса природопользования для организации их взаимодействия с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами. Часто возникающие острые правовые и экономические вопросы компенсации ущерба владельцам природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества, тоже могут быть разрешены при помощи системы платежей и налогов.
Заключение:
Важно помнить, что развитие общества, т.е. человеческая деятельность, оказывает значительное влияние на окружающую среду и истощение природных ресурсов. Иррациональное использование последних может разрушить существующую экологическую систему и отрицательно повлиять на наше будущее поколение. Чтобы избежать этого, необходимо разработать новые методы управления окружающей средой. Следует отметить, что одним из основных вариантов уменьшения ущерба окружающей среде являются экологические платежи, что заставляет промышленные предприятия обращать внимание на состояние этой среды. С другой стороны, это дает положительный результат для экономического положения страны. Но существующая система экологических платежей не позволяет в достаточной мере акцентировать внимание промышленных предприятий на проблемы окружающей среды. Правительству необходимо разработать новую стратегию. И эта стратегия должна быть направлена на увеличение интереса предприятий в сохранении экологии и осуществление деятельности в соответствии с установленными правилами и стандартами.
Создание нового экономического механизма в управлении окружающей средой является основным условием для устойчивого развития. В целом, экономический механизм представляет собой систему экономических мер для обеспечения разумного использования ресурсов и охраны окружающей среды. Он не должен отрицательно влиять на использование природных ресурсов и должен обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие. Можно выделить основные элементы экономического механизма по стимулированию рационального природопользования:
меры экономического стимулирования (государственные субсидии, налоговые кредиты и займы с низким процентом, ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования и оборудования для борьбы с загрязнениями, системы страхования и создания компенсационных фондов);
финансирование природоохранных организаций;
экологическое страхование.
Эффективность данного механизма снижается из-за отсутствия точной системы стимулирования. Система штрафов за загрязнение окружающей среды не стимулирует применение достаточных мер для охраны природы. Таким образом, ответственность предприятий за результат их деятельности не оказывает большого влияния на управление окружающей средой.
Существует несколько инструментов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Например:
эффективное использование природных ресурсов;
разработка и внедрение мер по охране окружающей среды;
установление платежей за негативное влияние на окружающую среду;
установление ограничений на утилизацию отходов, а также выбросов загрязняющих веществ;
оценка воздействия экономической и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и других льгот при внедрении модернизированных очистных сооружений;
возмещение вреда окружающей среде.
В настоящее время развитие природоохранного законодательства отстает от экономических отношений. Это основная причина недостаточной охраны окружающей среды. Но делать отрицательные выводы пока рано. Во-первых, в течение многих лет правительство разрабатывает законопроекты, которые будут соответствовать экономическим мерам по обеспечению гармоничной эксплуатации природных ресурсов и охраны окружающей среды. Эти меры предусмотрены правовыми актами. Во-вторых, отношение людей к необходимости охраны окружающей среды в последнее время также меняется.
Теоретическое и практическое значение экологических налогов в охране окружающей среды при наличии множества нерешённых проблем определили выбор темы курсовой работы. Изучение данной проблемы очень актуально, т. к. природно-ресурный потенциал — одно из основных богатств каждой страны и небрежное отношение к его использованию может привести к большой утрате и невосполнимым потерям.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы: раскрыть сущность экологических налогов.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
· Изучить понятие «экологический налог»;
· Произвести анализ экологических налогов на территории РФ;
· Выявить роль налогов в охране окружающей среды.
· Выявить проблемы использования экологического налогообложения в России.
Объектом исследования является механизм налогообложения природных ресурсов.
Предметом исследования являются инструменты экологических налогов и направления совершенствования данных налогов на современном этапе.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Список литературы:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1. Сущность и становление экологических платежей в РФ
Экологическая политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого развития государства. Деградация окружающей среды, рост заболеваемости населения, вызванный этим негативным фактором, являются основными экологическими проблемами, стоящими перед государством [1]. Сохранение окружающей среды, как и любая другая деятельность, требует значительного финансирования. Государство должно играть значительную роль в финансировании природоохранных мероприятий. Экологические сборы и платежи теоретически должны быть основным источником финансирования экологических издержек. В настоящее время в российском законодательстве доходы от экологических сборов и платежей не имеют строгого целевого использования и растворяются в общей массе доходов бюджета. В России государственные расходы на охрану окружающей среды составляют не более 0,1% ВВП.
В контексте технического прогресса и промышленного развития тема экологического налогообложения является актуальной. Для защиты природы в большинстве стран мира применяется принцип платного природопользования.
В настоящее время экологические платежи и сборы не выполняют функций обеспечения устойчивого развития. Доходы от экологических платежей и сборов не имеют строгого целевого использования и используются в общей массе доходов бюджета. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо решить эти проблемы, а также привлечь финансирование природоохранных расходов предприятия.
В мировой практике Статистическая служба Европейского Союза разработала следующую концепцию экологического налога — налог, налоговой базой которого является физическая характеристика объекта, признанного негативно влияющим на окружающую среду, или другого объекта, связанного с ним [6, с. 88].
Первые экологические платежи в России были впервые введены в начале 20-го века. Они представляли собой налоги и сборы, функция которых заключалась в стимулировании снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду и накопления финансовых ресурсов, предназначенных для устранения негативных экологических последствий в случае их возникновения.
Первым законодательным актом в области налогообложения на рассмотрении стал закон Российской Федерации «О недрах». Он установил правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны полезных ископаемых, параметры оплаты при их разработке и использовании [7, с. 33].
Таким образом, к стандартным видам платежей относились:
1) сбор за участие в конкурсах, аукционах или выдачу лицензий;
2) платежи за пользование недрами, включая:
— платежи за добычу полезных ископаемых;
— платежи за проведение поисковых и разведочных работ;
— платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений;
3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
4) акцизы [7, с. 33].
Впоследствии к Закону «О недрах» Министерство финансов Российской Федерации издало распоряжение «О порядке и условиях составления бюджета на право пользования недрами» в бюджет, которое включало методологию расчета платежей за недра при добыче полезных ископаемых.
По форме платежи за пользование недрами представляли собой разовые взносы или регулярные платежи за весь период недропользования [7, с. 34]. В то же время были установлены критерии на уровне федерального центра по каждому направлению и порядку условий для уделения внимания. При выдаче лицензии на пользование недрами были уточнены окончательные платежи [7, с. 34].
Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу в 2002 году, объединила ранее принятые правовые акты об использовании недр с основными элементами налога на добычу полезных ископаемых. Этот налог применяется на федеральном уровне и является обязательным для оплаты по всей стране. В то же время были отменены сборы за недропользование, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.
Введение этого налога на увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Позднее в постановлении Правительства Российской Федерации «О плате за использование объектов животного мира и его максимальных размеров» были указаны объекты налогообложения, вывоз которых из среды обитания должен был осуществляться строго с лицензией или разрешением [7, с. 34]. Налогоплательщиками могут быть местные или иностранные юридические лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, при отсутствии лицензии было запрещено постановлением.
Плата за использование объектов животного мира относилась к региональному уровню и была установлена органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В начале 20-го века акцент делался на принципе оплаты за использование водных биологических ресурсов, и их восстановлению не уделялось никакого практического внимания.
В 1998 году были установлены тарифы на использование водных ресурсов. Однако четкого механизма уплаты этого налога не было.