Курсовая с практикой на тему Экологическая культура школьников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ээкологической культуры школьников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности 5
1.1. Понятие экологическое образование 5
1.2. Экологическая грамотность школьников 9
1.3. Характеристика роли педагога в воспитании экологической грамотности школьников 12
Глава 2. Методические аспекты ээкологической культуры школьников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности 17
2.1. Методические особенности формирования ээкологической культуры школьников 17
2.2. Методические разработки уроков 23
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Введение:
Приоритетной задачей современного образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается за счет гуманизации процесса обучения и создания условий для устойчивого развития детей. Экологиче-ское образование также является частью этого потенциала.
На данном этапе общественного развития Глобальная проблема эко-логического образования занимает главное место. Человек — единственный вид на земле, нарушающий законы экологии в процессе развития. Челове-чество в эпоху бурного развития, сознание людей достигло самых высоких технологий в науке, технике, медицине и космосе, накапливая все больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей в нашей цивили-зации вообще не имеют никаких экологических знаний и навыков. Древние люди были более подготовлены в этом отношении, и их действия и дея-тельность были более «сотрудничающими» с окружающей средой. Разру-шая свою окружающую среду, люди заставляют себя думать о простых вопросах о еде, одежде, тепле и в то же время о сложных вопросах — как защитить природу?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы, занимающиеся эко-логическими проблемами, не могут решить глобальные экологические проблемы общества в целом, потому что все люди на Земле постоянно находятся в контакте с природой, в контакте с естественными средами оби-тания, окружающей средой, не могут решить глобальные экологические проблемы общества в целом.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды ставит задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Учи-теля и родители осознают важность обучения учащихся правилам поведе-ния на природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспи-танию учащихся, тем больше педагогический эффект.
В то же время все формы и виды образования и внешкольной дея-тельности детей должны быть тесно взаимосвязаны.
Для детей младшего школьного возраста характерно уникальное единство знаний и опыта, что позволяет говорить о возможности форми-рования ответственного отношения к надежной основе природы. Все предметы начальной школы предназначены для содействия развитию эко-логической ответственности детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлин-ский оставил нам огромное наследие в области экологического образова-ния. Он придает особое значение влиянию природы на нравственное раз-витие детей. По его мнению, природа является основой мышления, чувств и творчества ребенка. Он неоднократно указывал, что природа сама по се-бе не питает, а только взаимодействует с ней позитивными эффектами. Для того чтобы ребенок научился понимать природу и чувствовать ее красоту, необходимо прививать ему это качество с раннего детства. Однако опро-сы, проведенные в некоторых школах, показали, что необходимо суще-ственно повысить уровень экологического образования не только учащих-ся и их родителей, но и учителей. Можно сделать вывод, что усиление эко-логического образования по-прежнему является основной проблемой в ре-альности школьного обучения.
Объект исследования: экологическая культура школьников.
Предмет исследования: особенности экологической культуры школь-ников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизнедеятель-ности»
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры школьников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизне-деятельности»
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты ээкологической культуры школь-ников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизнедеятель-ности
2. Проанализировать методические аспекты ээкологической культу-ры школьников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жиз-недеятельности
Заключение:
Современное состояние окружающей среды мира ставит перед чело-веком важную задачу-поддержание экологических условий жизни в био-сфере. В связи с этим остро стоит вопрос об экологических знаниях и эко-логической культуре нынешнего и будущих поколений.
Для нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низ-ком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспита-ния подрастающего поколения, которое должно быть реализовано высо-коквалифицированным, эколого-грамотным педагогом, обладающим, кроме того, специальными знаниями, некоторыми комплексными методи-ками, позволяющими комплексно воздействовать на личность ребенка, развивая все компоненты экологической грамотности как части общей культуры личности человека.
Отношения человека с окружающим миром и природой не новы, но они остаются актуальными на протяжении многих лет. В современном об-ществе экологические проблемы взаимоотношений человека и природы, а также влияние общества на окружающую среду стали очень острыми и огромными.
Поэтому вопрос выживания человека во многом зависит от уровня экологического образования и развития экологической культуры граждан. Школы играют важную роль в решении этой проблемы.
В федеральных государственных образовательных стандартах од-ним из основных направлений работы школы является акцентирование «воспитательных эмоциональных ценностей, позитивного отношения к се-бе и окружающему миру». Поэтому государство обязало школы совер-шенствовать экологическое образование для подрастающего поколения и переходить к устойчивому экологическому образованию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты ээкологической культуры школьников и ее формирование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Понятие экологическое образование
Образование школьников в области экологии в настоящее время яв-ляется одним из приоритетных направлений работы молодежи. Чем рань-ше начинается формирование экологической культуры у детей, тем адек-ватнее организация этого процесса, тем эффективнее воспитание. Научная организация процесса экологического образования нуждается в четком определении всех его звеньев и определении взаимосвязей и зависимостей [17, c.7].
Экологическим образованием является приобретение человеком эко-логических знаний. Поднимая проблему экологического образования, нельзя оставить без внимания и экологическое воспитание, которое пред-ставляет собой усвоение человеком особой экологической морали, этики взаимоотношений между природой и человеком. В то же время экологиче-ская мораль и экологическая этика по своей сути глубоко гуманистичны [3, c.26].
В ходе данного исследования необходимо отметить, что экологиче-ское воспитание, которое является взаимозаменяемой частью экологиче-ского образования, направлено на формирование представлений гармонии человека и природы, воспитание ответственности за собственные действия по отношению к природе, а также на формирование оказывать помощь природе [11, с.17].
Затем необходимо отметить, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Нель-зя не заметить, что в современном мире большую роль играет не столько наличие знаний, сколько их грамотное применение. Под экологической культурой понимается способность людей пользоваться своими экологиче-скими знаниями и умениями в практической деятельности.
В процессе экологического образования формируется некая система экологических ценностей, которая определит бережливое отношение чело-века к природе, подтолкнет его к решению проблемы глобального эколо-гического кризиса. Такое образование, во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовность лич-ности, к конкретным действиям, а во-вторых, включает знания и умение осуществлять природопользование рядом с охраной природы.
Экологическое образование — одно из новых направлений в педаго-гике, которое отличается от традиционного «знакомства детей с приро-дой». Экологическое образование — это формирование у детей экологиче-ского сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готов-ности к активной экологической деятельности, помогающей осознать эко-логическую реальность как среду обитания и как эстетическое совершен-ство и ориентирующейся на бережное отношение к ней, обеспечивающей способность предвидеть и предупреждать негативные последствия про-мышленного освоения природных ресурсов. [13, c.70].
Экологическое образование – это особый, целенаправленный, орга-низованный, систематизированный, последовательный педагогический процесс, формирующий систему экологических знаний, умений, навыков, установок, убеждений и нравственных качеств, обеспечивающих формиро-вание и развитие отношения человека к окружающей среде [1, с.80].
Задачи экологического образования и воспитания определяют сле-дующие актуальные задачи:
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов для определения наилучшего воздействия человека на природу и природы на человека;
понимание многогранной ценности природы как источника ма-териального и духовного развития общества;
приобрести прикладные знания, практические навыки и навыки экологического менеджмента, развить умение оценивать состояние при-родной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
развивать навыки прогнозирования возможных последствий характера своей деятельности;
формирование понятия отношений в природе;
развивать духовную потребность в общении с природой, осо-знавать ее благородные последствия, желание сочетать с нравственным опытом и понимать окружающую природу;