Курсовая с практикой на тему Экодизайн и пространство Российских современных библиотек (Экодизайн именно библиотечный, библиотек России)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА І. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ПРОЕКТИРУЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО 5
1.1.Архитектура и внутреннее пространство библиотек в историческом контексте 5
1.2.Библиотека – третье место пребывания. Требования времени к современному библиотечному пространству 17
ГЛАВА ІІ. ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА 25
2.1.Философия зеленого движения и зеленые стандарты в современной библиотеке 25
2.2. Российские библиотеки: от безликости к многоцветию 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Библиотеки – одно из величайших сокровищ человеческой культуры. В них хранятся запечатленные с помощью письменных и печатных знаков мудрость и опыт многих поколений людей разных стран и народов. Выдающийся российский библиограф Н. А. Рубакин, говоря о значении библиотек для человека, отмечал следующее: «Если читатель не идет к хорошей книге, надо сделать так, чтобы сама книга пошла к нему. И пошла именно та самая, которая может затронуть данную читательскую душу». Именно в этом назначение общедоступных библиотек. Однако не только самими книжными собраниями интересны для нас библиотеки – в разные века, в разных городах и государствах для книгохранилищ строились специальные здания, нередко характеризовавшиеся оригинальными зодческими решениями, внутри этих зданий также порой создавалось интересное в дизайнерском плане оборудование, которое позволяло оптимально использовать книжные сокровища.
Актуальность. Во все времена библиотека мыслится как сокровищница нации, что непременно воплощается в ее архитектуре, которая проносит сквозь века застывшие в камне образы и ценности и позволяет современному человеку ощутить культурно-историческую связь со своими предками, глубже воспринять культуру своей страны, понять самого себя. Здания библиотек служат подлинным украшением городов, зачастую являются доминантами и смысловыми центрами архитектурно-пространственной композиции города, привлекающими к себе внимание местных жителей и туристов.
Не менее важным является внутреннее обустройство помещения библиотеки. Оно должно отвечать времени и требованиям общества. Пришло время говорить о библиотечном дизайне у нас в стране, только зарождающейся, почти не изученной отрасли, которой предстоит преодолеть множество трудностей, решить массу ее проблем. Недаром ведь библиотеку называют храмом культуры, одной из задач которой является создание условий для гармонического развития личности. Следует отметить, что культура труда, дизайн производства влияют на уровень библиотечного сервиса, а в конечном итоге – на качество библиотечных услуг.
Важной проблемой библиотечного дизайна сегодня является разработка современных требований к интерьеру библиотеки. Эстетика интерьера оказывает огромное влияние на работу, и читателей, и коллектива сотрудников.
Таким образом, правильно разместить библиотечный фонд, и художественно оформить интерьер библиотеки – значит, решить ряд задач, помогающих создать удобство, комфорт и настроение, ощущение у читателя свободы и спокойствия. Но необходимо помнить и о том, что библиотека – это большое книжное хозяйство, и говорить об эстетики ее интерьера только с точки зрения ее оформления, значит, подходить к этой проблеме упрощенно. По существу вся организация библиотечного дизайна должна способствовать лучшему выполнению основных функций, таких как, например, хранение и размещение фонда, создание необходимых условий для труда. Этому должны служить – рациональная планировка помещений, полноценное оборудование и оснащение рабочих мест средствами современной техники.
Архитектура и дизайн библиотеки, к большому сожалению, мало изученный в России инструмент конструирования социокультурного пространства. Красивый дизайн и актуальная архитектура для библиотек должно стать насущной необходимостью современного общества,
В настоящее время многие вопросы, связанные с историческим развитием библиотек, их архитектурным построением и внутренним убранством освящены в работах следующих авторов: А. С. Бакусова, Б. В. Володина, О. А. Дубининой, В. В. Зверевич, Н. П. Игумновой, А. С. Кортиковой, Т. А. Махалиной, П. Хауке, Ф. Н. Пащенко и др.
Вопросы трансформации внутреннего пространства библиотек рассматривались следующими авторами: Е. В. Балашовой, С. Ф. Бартовой, Л. Д. Бастюк, Л. С. Беркутовой, О. А. Дубининой, С. И. Забелышинской, И. А. Коженкина, А. В. Соколова и др.
Что касается исследований внешнего и внутреннего пространства библиотек на современном этапе, то среди авторов, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы можно отметить следующих: О. А. Дубинину, М. И. Дуцева, Е. В. Егорову, В. А. Ильину, О. Б. Климкину, В. М. Лютецкого, Р. С. Мотульского, В. В. Нагорную, А. А. Пурик, Ю. А. Триханову и др.
Объект исследования: архитектура и внутреннее пространство библиотек.
Предмет исследования: экодизайн современных библиотек.
Цель исследования: изучить особенности современной архитектуры и оформления внутреннего пространства библиотек, а также нового направления в библиотечном дизайне – экодизайн.
Задачи исследования:
– выявить зависимость библиотек от внешнего и внутреннего облика;
– выявить современные требования и особенности строительства и оформления внутреннего пространства библиотечных учреждений;
– рассмотреть на конкретных примерах российских библиотек современные тенденции библиотечного внутреннего пространства;
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов данного исследования в практической работе библиотек в создании собственного пространства.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Заключение:
Итак, нами рассмотрена тема экодизайна в современном библиотечном пространстве. Рассмотрев ряд вопросов, приходим к выводу, что этот процесс очень актуален, поскольку современное общество отходит от закостенелых стандартов, тусклых депрессивных помещений.
Особо актуально для библиотек, поскольку долгое время их помещения не отличались особой выразительностью и функциональностью. Для современного читателя недостаточно просто прийти, получить книгу или информацию. В век информационных технологий от библиотек ожидают гораздо большего, и те, кто перестроился, только выигрывают. Такие библиотеки становятся третьим местом пребывания человека, который порой ищет уединения от мегаполиса, либо сближения с природой.
Все чаще, после возведения новой или реконструкции уже существующей библиотеки, специалисты приобщаются к экодизайну.
Экодизайн способен удовлетворить такие запросы, максимально приблизив читателя к зоне комфорта. Современное библиотечное пространство располагает множеством технологических возможностей, объединенных с уже привычным окружением для читателя.
Многие библиотеки попали в центр экологического движения не в состоянии оставаться в стороне. Нами рассмотрен ряд конкретных примеров современных библиотек, присоединившихся к экологическому движению.
Таким образом, библиотеки уходят от старых тенденций, превращаясь в бойкое активное место, где люди разного возраста и с различными предпочтениями находят для себя занятие по душе или просто общение в приятной уютной обстановке.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА І. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ПРОЕКТИРУЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО
1.1.Архитектура и внутреннее пространство библиотек в историческом контексте
В библиотечной деятельности архитектура строений библиотеки играет важную роль, как для восприятия читателями, так и собственно для технологических процессов. Архитектурный стиль может нам рассказать об эпохе создания и жизни общества данной эпохи, и даже о предназначении библиотеки. Как вид искусства, архитектура предоставляет возможность проявить себя, поскольку содержит много ценной информации и смысла, вложенного автором в свое творение.
Поэтому к архитектуре библиотечных зданий не стоит относиться, просто как к второстепенной оболочке для книг. Отображая отпечаток эпохи, она становится проявлением характеристики самой библиотеки. Каждая эпоха и каждая страна возводили и продолжают возводить библиотечные сооружения, относительно их интересам, условиям и требованиям. Этот процесс сопровождается постоянными изменениями во взглядах на их планировку и использование. Здания библиотек по форме и стилю отображают архитектуру своей эпохи.
Архитектуру и дизайн библиотек исследовали Л. С. Амлинский, С. С. Артамонова, Е. В. Балашова, Ж. Гаскюель, А. В. Молодцова, И. А. Павлова.
Специализированные библиотечные здания стали возводить еще в глубокой древности. Античные Греция и Рим уже пытались усовершенствовать их, а в ХІІІ – ХІV ст. появились полностью оборудованные библиотеки. Характерно то, что первоначально строительство помещений для библиотек осуществлялось на средства меценатов и благодетелей, заинтересованных в усовершенствовании научного и культурного потенциала наций. На то время архитектурный образ библиотечных зданий соответствовал чертам церковной и светской архитектуры. Библиотеки строились в помпезном дворцовом стиле, который длительное время широко признавался во всех странах Европы и Америки.
Модерн и дворцовая архитектура до сих пор ощущаются в архитектуре зарубежных библиотечных и отечественных зданий .